Тема 2. | Понятие и социальное назначение судебной власти в Республике Беларусь, основные черты. |
Цель урока:
1. Учебная: в результате урока учащиеся должны усвоить понятие «судебной власти», признаки судебной власти, символы судебной власти, взаимоотношения судебной власти с исполнительной и законодательной, понятие и признаки правосудия, уметь раскрывать содержание признаков судебной власти и правосудия, ознакомиться с текущим законодательством Республики Беларусь по данным вопросам;
2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;
3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;
4. Методическая: активизация познавательной деятельности учащихся.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Вид урока: лекция с элементами беседы.
Оборудование: опорный конспект, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, учебник «Судоустройство» под ред. Сенько А.С.
Междисциплинарные связи: Общая теория права, Гражданское процессуальное право, Хозяйственное процессуальное право.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела.
2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.
3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Рассмотрение понятия «судебная власть», признаки судебной власти, символы судебной власти, взаимоотношения судебной власти с исполнительной и законодательной, понятие и признаки правосудия.
4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно оформляют опорный конспект.
Вопросы для рассмотрения:
1. Опишите историю возникновения судебной власти.
2. Определите понятие и признаки судебной власти.
3. Перечислите символы судебной власти.
4. Охарактеризуйте взаимоотношения судебной власти с исполнительной и законодательной.
5. Определите понятие и признаки правосудия.
5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:
1. Опишите историю возникновения и понятие судебной власти.
2. Перечислите и охарактеризуйте признаки судебной власти.
3. Перечислите символы судебной власти.
4. Охарактеризуйте взаимоотношения судебной власти с исполнительной и законодательной.
5. Определите понятие и признаки правосудия.
6. Подведение итогов урока: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. Выдача домашнего задания: 1). Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» 2006 г. (с изм. и доп.). Статьи 1-6. 2). Учебник: Судоустройство. Максимова Л.П. Мн., 2001 г. Стр. 15-31). Инструктаж по выполнению домашнего задания.
******************************************************************************
Вопрос 1. История возникновения и понятие судебной власти.
Краткая история возникновения судебной власти:
1. элементы теории разделения власти на три ветви (законодательную, судебную, исполнительную) встречаются уже в работах Платона, Аристотеля и др.;
2. в классическом же виде теория разделения властей полностью сформировалась в 18 столетии. У её истоков стоял Д. Локк, который не выделял в качестве самостоятельной ветви судебную ветвь власти и считал, что существует законодательная, исполнительная и федеративная власть;
3. первым на три общепризнанных вида власти (законодательную, исполнительную и судебную) указал Ш.Л. Монтескье;
4. на белорусских землях термин «судебная власть» был введён статутами Великого княжества Литовского в 16 веке;
5. затем данный термин применялся в Судебных уставах 1864 года;
6. в советский период идея разделения властей была отвергнута и лишь в перестроечные годы начало проявляться более серьёзное отношение к концепции разделения властей;
7. в современном белорусском законодательстве термин «судебная власть» впервые появился в Декларации от 27 июня 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь» (статья 7);
8. на конституционном уровне норма о разделении властей была закреплена в статье 6 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.
Термин «судебная власть» используется во многих действующих нормативных правовых актах. Однако в законодательстве отсутствует легальное его определение.
При даче определения судебной власти следует исходить из содержания и субъектов судебной власти. Представителями судебной власти являются только суды. Содержание судебной власти составляют такие элементы, как:
1) деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебном заседании правовых конфликтов и осуществление судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов;
2) обеспечение исполнения судебных решений;
3) разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;
4) участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского самоуправления в их деятельности;
5) аналитическая и организационная работа;
6) осуществление иных функций, входящих в компетенцию суда.
Исходя из этого, судебную власть можно определить как совокупность предоставленных судам полномочий по осуществлению правосудия и возложенных законодательством на суды иных функций.
Вопрос 2. Свойства (признаки) судебной власти.
Свойствами судебной власти являются:
- обязательность судебных решений определяется тем, что вступившие в законную силу решения и иные требования суда подлежат обязательному исполнению на всей территории государства;
- самостоятельность и независимость судебной власти состоит в том, что суд выполняет свою деятельность самостоятельно, без подчинения какому-либо органу или должностному лицу, в том числе и вышестоящим судам. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону;
- полнота и исключительность судебной власти означает, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и народных заседателей;
- верховенство в системе юстиции проявляется в особом правовом статусе суда среди правоохранительных органов, а также в том, что она формируется высшими органами и должностными лицами государства и осуществляется от имени Республики Беларусь;
- объективность и беспристрастность судебной власти заключается в том, что судьи и народные заседатели рассматривают и разрешают юридические споры непредвзято и всесторонне;
- политическая нейтральность – важнейшая черта судебной власти, обеспечивающая беспристрастность и объективность суда, которая отстраняет судей от занятия активной политической деятельностью;
- легитимность судебной власти заключается в её соответствии законодательству: установленной им процедуре формирования, организации и деятельности судебной власти.
Вопрос 3. Символы судебной власти.
Символами судебной власти являются Государственный герб Республики Беларусь, Государственный флаг Республики Беларусь и судейские мантии. Изображение Государственного герба Республики Беларусь и Государственный флаг Республики Беларусь устанавливают на здании суда и помещают в зале судебных заседаний. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.
Вопрос 4. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями.
Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями протекают по двум основным направлениям:
1) ветви власти сотрудничают между собой с целью эффективного управления государством;
2) каждая из трёх ветвей власти осуществляя свои полномочия, сдерживает и уравновешивает друг друга, обеспечивая тем самым в государстве законность и правопорядок.
Законодательная власть вправе обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями по совершенствованию законодательства; участвовать в разработке и обсуждении законопроектов; давать заключения о соответствии Конституции содержания нормативных правовых актов; разъяснять действующее законодательство по вопросам судебной практики и т. д.
Исполнительная власть осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов.
Судебная власть оценивает законность решений и действий органов и должностных лиц исполнительной власти, разрешает споры между государственными органами и гражданами.
Вопрос 5. Понятие и отличительные признаки правосудия.
Правосудие – одно из направлений деятельности суда, составляющее содержание судебной власти. Суть его состоит в рассмотрении и разрешении судом правовых споров между участниками правоотношений. В самом общем виде правосудие можно определить как форму государственной деятельности, заключающуюся в разбирательстве и разрешении судами гражданских, хозяйственных, административных, уголовных дел, а также в осуществлении ими конституционного контроля.
Правосудию присущ ряд отличительных признаков:
- правосудие может осуществляться только особым органом – судом (судьёй);
- правосудие осуществляется судом не произвольно, а посредством конкретных, установленных законом способов;
- правосудие осуществляется в процессуальной форме, под которой понимается установленный процессуальным законом порядок производства судом по делу в целом, а также условия, последовательность проведения судом отдельных действий;
- как правило, правосудие осуществляется с применением судом мер государственного принуждения.
При характеристике правосудия нужно чётко отличать его от судебной власти. Судебная власть более широкое понятие, а правосудие является лишь одним из компонентов, составляющих её содержание.
ПЛАН УРОКА № 3.