Название дисциплины: «Судоустройство»

Тема 2. Понятие и социальное назначение судебной власти в Республике Беларусь, основные черты.

Цель урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны усвоить понятие «судебной власти», признаки судебной власти, символы судебной власти, взаимоотношения судебной власти с исполнительной и законодательной, понятие и признаки правосудия, уметь раскрывать содержание признаков судебной власти и правосудия, ознакомиться с текущим законодательством Республики Беларусь по данным вопросам;

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

4. Методическая: активизация познавательной деятельности учащихся.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: лекция с элементами беседы.

Оборудование: опорный конспект, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, учебник «Судоустройство» под ред. Сенько А.С.

Междисциплинарные связи: Общая теория права, Гражданское процессуальное право, Хозяйственное процессуальное право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела.

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Рассмотрение понятия «судебная власть», признаки судебной власти, символы судебной власти, взаимоотношения судебной власти с исполнительной и законодательной, понятие и признаки правосудия.

4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно оформляют опорный конспект.

Вопросы для рассмотрения:

1. Опишите историю возникновения судебной власти.

2. Определите понятие и признаки судебной власти.

3. Перечислите символы судебной власти.

4. Охарактеризуйте взаимоотношения судебной власти с исполнительной и законодательной.

5. Определите понятие и признаки правосудия.

5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Опишите историю возникновения и понятие судебной власти.

2. Перечислите и охарактеризуйте признаки судебной власти.

3. Перечислите символы судебной власти.

4. Охарактеризуйте взаимоотношения судебной власти с исполнительной и законодательной.

5. Определите понятие и признаки правосудия.

6. Подведение итогов урока: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. Выдача домашнего задания: 1). Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» 2006 г. (с изм. и доп.). Статьи 1-6. 2). Учебник: Судоустройство. Максимова Л.П. Мн., 2001 г. Стр. 15-31). Инструктаж по выполнению домашнего задания.

******************************************************************************

Вопрос 1. История возникновения и понятие судебной власти.

Краткая история возникновения судебной власти:

1. элементы теории разделения власти на три ветви (законодательную, судебную, исполнительную) встречаются уже в работах Платона, Аристотеля и др.;

2. в классическом же виде теория разделения властей полностью сформировалась в 18 столетии. У её истоков стоял Д. Локк, который не выделял в качестве самостоятельной ветви судебную ветвь власти и считал, что существует законодательная, исполнительная и федеративная власть;

3. первым на три общепризнанных вида власти (законодательную, исполнительную и судебную) указал Ш.Л. Монтескье;

4. на белорусских землях термин «судебная власть» был введён статутами Великого княжества Литовского в 16 веке;

5. затем данный термин применялся в Судебных уставах 1864 года;

6. в советский период идея разделения властей была отвергнута и лишь в перестроечные годы начало проявляться более серьёзное отношение к концепции разделения властей;

7. в современном белорусском законодательстве термин «судебная власть» впервые появился в Декларации от 27 июня 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь» (статья 7);

8. на конституционном уровне норма о разделении властей была закреплена в статье 6 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.

Термин «судебная власть» используется во многих действующих нормативных правовых актах. Однако в законодательстве отсутствует легальное его определение.

При даче определения судебной власти следует исходить из содержания и субъектов судебной власти. Представителями судебной власти являются только суды. Содержание судебной власти составляют такие элементы, как:

1) деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебном заседании правовых конфликтов и осуществление судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов;

2) обеспечение исполнения судебных решений;

3) разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

4) участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского самоуправления в их деятельности;

5) аналитическая и организационная работа;

6) осуществление иных функций, входящих в компетенцию суда.

Исходя из этого, судебную власть можно определить как совокупность предоставленных судам полномочий по осуществлению правосудия и возложенных законодательством на суды иных функций.

Вопрос 2. Свойства (признаки) судебной власти.

Свойствами судебной власти являются:

  1. обязательность судебных решений определяется тем, что вступившие в законную силу решения и иные требования суда подлежат обязательному исполнению на всей территории государства;
  2. самостоятельность и независимость судебной власти состоит в том, что суд выполняет свою деятельность самостоятельно, без подчинения какому-либо органу или должностному лицу, в том числе и вышестоящим судам. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону;
  3. полнота и исключительность судебной власти означает, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и народных заседателей;
  4. верховенство в системе юстиции проявляется в особом правовом статусе суда среди правоохранительных органов, а также в том, что она формируется высшими органами и должностными лицами государства и осуществляется от имени Республики Беларусь;
  5. объективность и беспристрастность судебной власти заключается в том, что судьи и народные заседатели рассматривают и разрешают юридические споры непредвзято и всесторонне;
  6. политическая нейтральность – важнейшая черта судебной власти, обеспечивающая беспристрастность и объективность суда, которая отстраняет судей от занятия активной политической деятельностью;
  7. легитимность судебной власти заключается в её соответствии законодательству: установленной им процедуре формирования, организации и деятельности судебной власти.

Вопрос 3. Символы судебной власти.

Символами судебной власти являются Государственный герб Республики Беларусь, Государственный флаг Республики Беларусь и судейские мантии. Изображение Государственного герба Республики Беларусь и Государственный флаг Республики Беларусь устанавливают на здании суда и помещают в зале судебных заседаний. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

Вопрос 4. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями.

Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями протекают по двум основным направлениям:

1) ветви власти сотрудничают между собой с целью эффективного управления государством;

2) каждая из трёх ветвей власти осуществляя свои полномочия, сдерживает и уравновешивает друг друга, обеспечивая тем самым в государстве законность и правопорядок.

Законодательная власть вправе обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями по совершенствованию законодательства; участвовать в разработке и обсуждении законопроектов; давать заключения о соответствии Конституции содержания нормативных правовых актов; разъяснять действующее законодательство по вопросам судебной практики и т. д.

Исполнительная власть осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов.

Судебная власть оценивает законность решений и действий органов и должностных лиц исполнительной власти, разрешает споры между государственными органами и гражданами.

Вопрос 5. Понятие и отличительные признаки правосудия.

Правосудие – одно из направлений деятельности суда, составляющее содержание судебной власти. Суть его состоит в рассмотрении и разрешении судом правовых споров между участниками правоотношений. В самом общем виде правосудие можно определить как форму государственной деятельности, заключающуюся в разбирательстве и разрешении судами гражданских, хозяйственных, административных, уголовных дел, а также в осуществлении ими конституционного контроля.

Правосудию присущ ряд отличительных признаков:

  1. правосудие может осуществляться только особым органом – судом (судьёй);
  2. правосудие осуществляется судом не произвольно, а посредством конкретных, установленных законом способов;
  3. правосудие осуществляется в процессуальной форме, под которой понимается установленный процессуальным законом порядок производства судом по делу в целом, а также условия, последовательность проведения судом отдельных действий;
  4. как правило, правосудие осуществляется с применением судом мер государственного принуждения.

При характеристике правосудия нужно чётко отличать его от судебной власти. Судебная власть более широкое понятие, а правосудие является лишь одним из компонентов, составляющих её содержание.


ПЛАН УРОКА № 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: