минуты, прежде чем я смог успокоиться и избавиться от стра-
ха, который возник во мне, когда из того места, где исчезла моя
мать, вдруг появилась Сьюзен.
Здесь я должен особо сказать о том, что после того, как чув-
ство поднималось в моей душе минут пять, я вдруг сломался и
начал выкрикивать слова, которые до этого долго плавали где-
то в глубинах моего сознания: «Нет, это не любовь — это болез-
ненная нужда — я женился на собственной матери». Я повто-
рил эти слова несколько раз, и потом конечно эта картина об-
рела смысл в моих глазах. Театр, развернувшийся перед моим
мысленным взором, показал мне, что в этой другой девушке я
нашел свою мать и женился на ней. Это, конечно, ужаснуло
меня. Но такое чувство невозможно выплеснуть с мочой. Кро-
ме того, когда находишься в коме в сознании, то хочешь только
одного — снова пережить это чувство; начинаешь понимать,
что тебе незачем его бояться, потому что ты и так уже целиком
утонул в нем. Очень трудно войти в него сознательно.
Отлично, вот они обе — моя мать и моя жена, стоят рядыш-
ком, разговаривая со мной ради моего же блага — или говоря
ради своего блага — о том, какие они обе замечательные и как
хорошо обо мне заботятся.
Марта
Сегодня, в пятницу, произошло нечто невероятное. Я и сам
не знаю, насколько я поверил в реальность того, что произош-
ло, но по крайней мере я хочу перенести это на бумагу. Во-пер-
вых, я рассказал Янову о том, как провел накануне вторую по-
ловину дня и вечер. Это было истинное наслаждение, так как
я провел семь часов, слушая классическую музыку — чешские,
румынские и венгерские рапсодии, сонату Энеску, концерты,
симфонии. Я почти терялся, тонул в каждой пьесе, которую
слушал. Иногда я вставал и принимался пританцовывать или
ходить в такт музыке по комнате; иногда я пытался подражать
звукам некоторых пьес — я становился оркестром. Это было
невероятно прекрасное время — время, которое я провел в из-
мерении звуков музыки. Я не знал в тот момент ничего, кроме






