и погребенный страх начнет проявляться недержанием мочи или
телесными заболеваниями. Если родитель не может понять при-
роду детского страха, то лучше побаловать ребенка и пойти у него
на поводу, чем стараться подавить его страх.
Многие из нас в детстве страдали ночными страхами, и
большинство из нас так и не переросли их. Правда теперь мы
боимся не страшного печника, прячущегося в кладовке, а смут-
но опасаемся, например, заговора, который плетут против нас
люди какой-то национальности или социальной группы. Со-
держание этого очевидного, явного страха может измениться,
но это содержание несущественно. До выздоровления от невро-
за нам будет нужен печник — неважно, в каком виде он будет
нам являться.
Но что же возбуждает в нас страх, когда мы остаемся одни в
темноте? Решающую роль в возникновении страха играет смут-
ное, едва зарождающееся понимание того, что приближается
сон, а это значит, что приоткроются ворота крепости и в нас
может хлынуть толпа демонов, которых сознание отгоняло во
|
|
время бодрствования. В принципе, нет ничего пугающего в са-
мом одиночестве. Страх гнездится в душе самого невротика,
который постоянно бежит или защищается от самого себя. Ему
требуется включенное радио или работающий телевизор, что-
бы не чувствовать это устрашающее одиночество. «Одиночество»
для невротика означает нечто совершенно иное, нежели для ду-
шевно здорового человека. «Одиночество» невротика — это от-
сутствие поддержки, защиты и любви со стороны родителей, и
именно от этого и надо защититься. Детские страхи усугубляют-
ся, если родители на весь вечер уходят из дома; именно в эти
моменты может возникнуть страх смерти, который ребенок ас-
социирует со сном, так как в раннем детстве остаться без роди-
тельской защиты может — в представлениях ребенка — обер-
нуться смертью.
Обсуждение
Поскольку содержание любой фобии символично и уни-
кально для каждого больного, то не существует какого-то уни-
версального смысла для всей их совокупности. Два человека с