Формирование двигательных навыков у глухих учащихся

Выполнение всякой деятельности предполагает возможно бо­лее точное осознание ее содержания. Однако, чем лучше освое­на какая-либо деятельность, тем меньше внимания уделяется са­мому процессу выполнения. Отдельные компоненты деятельности в результате упражнений перестают осознаваться и делаются автоматизированными. Такого рода автоматизированные компо­ненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процес­се ее выполнения, называются навыками.

Совершенство двигательного навыка проявляется в быстроте, точности и легкости выполнения действия. Процесс формирова ния навыков характеризуется объединением ряда частных дейст­вий в одно целостное действие, выпадением отдельных лишних операций, уменьшением напряженности в выполнении действий, более точной координацией движений, ослаблением роли зри­тельного и увеличением роли двигательного контроля, устойчиво­стью способа выполнения.

Навыки формируются в процессе упражнения, т. е. в процессе повторного осуществления данной деятельности с целью усовер­шенствования способа ее выполнения. Простое повторение дея­тельности без направленности на совершенствование тех или иных действий не может быть названо упражнением. Для упраж­нения необходимы ясное представление характера действий, которые должны быть освоены, и знание результатов своих действий.

Уже в первые годы жизни у ребенка формируются навыки (главным образом бытовые и гигиенические). С начала учения в школе к действиям ребенка предъявляются более высокие тре­бования. Для достижения необходимого результата при выпол­нении того или иного действия (например, письма) проводятся систематические упражнения, направленные на выработку опре­деленного навыка.

У глухих детей имеются особенности в формировании навы­ков, обусловленные в первую очередь нарушением слуха, кото­рое часто сопровождается поражением вестибулярного аппара­та и связанными с этим затруднениями в дифференциации дви­гательных ощущений. Сурдопедагогами неоднократно отмеча­лись недостатки моторики у глухих: неуверенная походка (В. Флери, 1835), некоординированность и неуверенность движе­ний (Н. А. Рау, 1947), малая подвижность (3. И. Лунина, 1935;


И. Н. Мусатов, 1941). В экспериментальных исследованиях так­же установлены особенности движений у глухих (см. об этом в главах 8 и 9).

Двигательные навыки глухих изучались А. П. Гозовой (1961). Рассматривался процесс образования навыка опиловки. Как и многие другие, навык опиловки предполагает овладение опреде­ленной координацией движений, распределением усилий, темпом и ритмом движений.

Испытуемыми были глухие и слышащие ученики VI—XI клас­сов. Прилагаемые во время опиловки усилия регистрировались на осциллографе (МПО-2) при помощи тензодатчиков, вмонти­рованных в ручку напильника. Анализ процесса опиливания про­изводился по тензограммам.

На рис. 49 (А)(см. Приложение) представлена типичная тензограмма правиль­но производимого процесса опиловки. Возрастающие части кри­вой соответствуют движению напильника вперед и времени при­ложения усилий. На рис. 49 (Б)(см. приложение)—тензограмма необученного испытуемого; наклонные части кривой имеют продолжение в ви­де горизонтальной линии—«плато», что соответствует времени приложения усилий. Такого плато не наблюдается при правиль­ной работе, так как приложение усилий происходит в течение ко­роткого времени и «зубцы» на тензограммах принимают остро­конечную форму. Наличие же «плато» является показателем не­рационального распределения усилий.

При анализе результатов опытов учитывались время рабоче­го цикла (движение напильника вперед и назад) T и продолжи­тельность рабочего хода (движения вперед) t.

При этом вычислялся коэффициент рабочего времени t/T.

Чем меньше был при опиловке коэффициент рабочего времени, тем рациональнее способ приложения усилий. если коэффициент не превышал 30%, то выполнение считалось правильным.

В табл. 17 приведены коэффициенты рабочего времени у глу­хих и слышащих учащихся.


Таблица 17

Коэффициент рабочего времени (в %) Глухие учащиеся (в %) Слышащие учащиеся (в %)
IV класс V-VI класс VII-VIII класс X-XI класс III-IV класс V-VI класс IX-X класс
От 18 до 30 (норма) От 30,1 до 50 Свыше 50       -   - -

Из таблицы видно, что глухие и слышащие учащиеся более старшего возраста правильнее распределяли усилия, чем более младшие. Это свидетельствует о постепенном образовании у уча­щихся навыка рациональной работы.

У слышащих учащихся формируются умения более правильно распределять усилия несколько раньше, чем у глухих.

При правильном выполнении процесса опиливания обе руки должны принимать активное участие в работе, сила нажима ле­вой и правой руки почти одинакова. У глухих школьников, осо­бенно младших классов, участие левой руки было выражено ме­нее отчетливо, чем у слышащих.

При правильно выполняемой опиловке обычно производится 70—75 рабочих циклов в минуту, т. е. на один рабочий цикл за­трачивается 0,8—0,86 сек.

Оказалось, что глухие ученики в большинстве случаев (64%) работали в замедленном по сравнению с нормой темпе, а слыша­щие—в ускоренном (70% случаев). Соответственно 34% глухих работали быстрее, а 30% слышащих медленнее нормы. При этом у слышащих учеников рабочий цикл превышал 1,2 сек лишь в очень редких случаях. У глухих же он нередко достигал 2 сек и более. Ученики более старших классов чаще выполняли работу с нужной скоростью. При этом приближение к нужному темпу ра­боты у слышащих шло главным образом за счет снижения ско­рости движения, у глухих — за счет повышения скорости. Разли­чия между глухими и слышащими учащимися уменьшаются с возрастом. Но все-таки глухие старшеклассники отличаются не­которой замедленностью движений по сравнению со слышащими того же возраста.

Замедленность движений глухих отмечалась также при изу­чении скорости их реакций (Ж. И. Шиф, 1957) и спортивных на­выков (А. О. Костанян, 1963, и др.). Замедленность темпа дви­жений глухих детей может быть понята исходя из сформулиро­ванного П. К. Анохиным положения об обратной афферентации. Благодаря этой афферентации осуществляется коррекция хода выполнения движений. Чем полнее отражается процесс деятель­ности человека с помощью анализаторов, тем успешнее и быст­рее осваиваются правильные действия. Можно думать, что у


людей, лишенных слуха, одного из существенных каналов инфор­мации, замедленный темп действий вырабатывается на основе всего предшествующего опыта.

Отсутствие слухового анализатора не позволяет глухим в той мере, как слышащим, следить за качеством выполнения движе­ний. Например, при опиловке о сопротивлении материала обыч­но судят по кинестетическим ощущениям и по слуховым (сила и частота звука варьируют в зависимости от скорости движений и прилагаемых усилий). Глухие же в данном случае могут ориен­тироваться лишь на кинестетические ощущения.

Своевременная коррекция движений у глухих учащихся по­зволяет выработать у них правильные приемы работы в относи­тельно небольшой срок. При этом эффективна поэлементная кор­рекция, когда учащимся дается установка не на достижение ко­нечного результата, а лишь на отработку правильных движений (А. В. Запорожец, 1960). Особое внимание следует при этом уде­лять выработке у глухих более быстрого темпа движений. Такого рода упражнениям нужно отводить место не только на началь­ных, но и на более поздних этапах обучения, поскольку тенден­ция к замедленному темпу движений отмечается и у учащихся старших клаосов.

При формировании двигательных навыков у глухих школьни­ков особое внимание нужно уделять развитию у них вибрацион­ного и кинестетического контроля, которые в ряде случаев мо­гут заменять слуховой контроль.

Проблема формирования двигательных навыков у глухих особенно важна в связи с тем, что современное производство предъявляет повышенные требования к темпу деятельности рабо­чего. Эти требования нередко оказываются непосильными для глухих рабочих (В. А. Влодавец, Б. И. Орлов).

Правильно сформированные навыки позволяют ослабить зри­тельный контроль при выполнении операций, благодаря чему увеличивается объем внимания работающего. Данное обстоя­тельство крайне важно для глухих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: