double arrow

Сущность права


Понятие, сущность и исторические типы права.

Ведущее место и значение в современном обществе среди социальных норм принадлежит правовым нормам, которые в своей совокупности и образуют право.

Право - это система общеобязательных, формаль­но определенных юридических норм, устанавливае­мых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право — это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкциони­рованных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Признаки права:

1. Общеобязательность. Право является единственной системой общественных норм, которая обязательнадля всего населения, проживающего на территории определенного государства. Именно через обще­обязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в обще­ственную жизнь. Иные социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов различных общественных организаций, религиозных обществ и т. д.

2. Формальная определенность. Этот признак указывает на то, что правовые нормы являются не просто идеями и мыс­лями, а представляют собой строгую реальность, воплощенную государством в правовых актах – законах, постановлениях, указах, инструкциях и т.п. Именно юридические нормы, в отличие от иных норм, способны точно, вдеталях отразить требова­ния, предъявляемые к поведению людей.




3. Обеспеченность исполнения принудительной силой государства. Если требования закона не исполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их реализации: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответст­венности (уголовной, административной и т.д.).

4. Многократность применения. Применение юридических норм рас­считано на неограниченное количество случаев. Например, положения Конституции США 1787 года до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой индустриально-разви­той стране.

5. Справедливость содержания юридических норм. Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать гос­подство принципов справедливости в обществе — в этом заключается его главное предназна­чение. "Jus est ars boni et aequi" "Право есть искусство добра и справедли­вости" - гласит известное римское изречение.

Понятие «право» может быть использовано в несколь­ких значениях.

В юридическом смысле можно выделить: объективное и субъективное право.

Объективное право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавли­ваемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Субъективное право - это мера юридически возмож­ного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица.



Если объективное право - это юридические нормы, вы­раженные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах объективного права.

Сущность права - это главное, основное содержа­ние, выраженное во внешнем его проявлении. Правопонимание - научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его вос­приятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности об­щества, характером классов, социальных групп населения, от­дельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Но с течением времени со сменой эпох понятие права менялось.

Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». В идеале право должно быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. Не случайно слова «спра­ведливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право) и «justitia» (справедливость). Противоречие между справедливостью и правом может подорвать ав­торитет правовых норм и издавшего их государства в глазах обще­ства.



Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. И. Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произ­волом другого по общему для них правилу свободы. Г. Гегель писал, что в общественной жизни свобода чело­века выступает как его право, т. е. нормированная, урегу­лированная правовыми средствами свобода.

С течением времени понятие содержания права и толко­вание его менялись:

- для Аристотеля право — это политическая справедли­вость,

- для средевековых ученых-богословов — это божествен­ное установление,

- для Ж.-Ж.Руссо — общая воля,

- для Р. Иеринга — защищенный интерес,

- для Л. Петражицкого — императивно-атрибутивные эмоции,

- для юридического позитивизма — веление, приказ государства.

Существует несколько подходов к изучению сущности права: классовый, общесоциальный, религиозный, национальный, расовый и др.

При классовом подходе право определяется как си­стема юридических норм, выражающих возведенную в за­кон волю экономически господствую­щего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.

При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реаль­ного обеспечения прав и свобод человека, демократии.

При религиозном подходе интересы религии доми­нируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.

В условиях современного цивилизованного общества сущность права состоит в регулиро­вании общественных отношений, в достижении на норма­тивной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется власть граждан, экономи­ческая свобода, свобода личности.

Существует понятие публичного и частного права. Римс­кие юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства, а частное право - интересы индивида.

Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что реше­ния принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимают­ся множеством частных лиц, действующих самостоятельно.

Типология права - это его специфическая клас­сификация. Типы права формируются с позиции нескольких под­ходов: формационного и цивилизационного, подход на основе конкретно-географических, нацио­нально-исторических, религиозных, специально-юридичес­ких и других признаков.

При формационном подходе основными признаками выступают социально-экономические. Базис (тип произ­водственных отношений) является при данном подходе решающим фактором общественного развития, на основе которого формируются соответствующие типы надстро­ечных элементов - государство и право. В зависимости от типа производственных отношений выделяют следующие типы права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

В рамках цивилизационного подхода выделяют следу­ющие типы прав:

- право древних государств;

- право средневековых государств;

- право современных государств.

В зависимости от конкретно-географических, нацио­нально-исторических, религиозных и других признаков выделяют следующие типы права:

1. Национально-правовая система (конкретного госу­дарства). Национально-правовая система - это конкретно-исто­рическая совокупность прав, юридической практики и гос­подствующей идеологии отдельного государства.

2. Правовая семья - это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

В настоящее время в теории права различают следующие правовые семьи:

- романо-германская (континентальное право);

- англо-американская (общее права);

- традиционно-религиозная (индуистская, мусульманская и другие).

В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Но в них было много общего в понимании сути права как регулятора общественных от­ношений. Это и понятно, ибо право утратило бы свою роль по стабилизации и упрочению общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному.

Теории права. Большое многообразие факторов, влияющих на формирование права связано с наличием различных подходов к пониманию права, а это приводило к появлению различных правовых теорий. Каждая научная теория преувеличивает одну какую-то сторону права в ущерб другим. В видоизмененной форме не­которые из них сохраняются и в настоящее время. Среди наиболее распространенных в теории права подходов можно назвать следующие.







Сейчас читают про: