Производители мотоциклов в России и ближнем зарубежье

В СССР производство мотоциклов было налажено с большим размахом. В России главными центрами мотостроения в 1990 году являлись Ирбит (Ирбитский мотоциклетный завод) с мотоциклами УРАЛ (см. Урал (мотоцикл)), Ижевск (см. Иж (мотоцикл)), Ковров (Завод им. Дегтярёва), Калининград (сегодня Балтмоторс) и другие, в Белоруссии — Минский мотоциклетно-велосипедный завод, в Украине — Киевский мотоциклетный завод

Ковровский Завод имени Дегтярёва сегодня производит оборонную продукцию (широкую номенклатуру оружия), мотопродукцию, товары народного потребления, упаковочные автоматы и швейные промышленные машины. Мотопродукция появилась в результате сотрудничества с китайским концерном Lifan и представляет из себя отвёрточную сборку его продукции — мотороллеров, квадроциклов и малокубатурных мотоциклов. Наиболее интересным в этой гамме является ЗиД–LIFAN LF400 — копия Yamaha XV-400 Virago выпуска первой половины 1990-х годов.

В 2004 году Калининградской компанией Балтмоторс было запущено первое в России сборочное производство мотоциклов и другой мототехники. В 2007 году производство было перенесено в Китай и налажено сотрудничество с китайскими экспортёрами мототехники. Сегодня это сборочные производства в Китае, дилерская сеть от Иркутска до Калининграда, которая состоит из более чем 120 компаний, но основная доля продаж приходится на 50-кубовые скутеры и квадроциклы.

Первые в стране мотоциклы были изготовлены в Ижевске, в 1929 г., под маркой «ИЖ». Массовое производство мотоциклов началось на ижевском машиностроительном заводе в 1946 г. За 60 лет было выпущено около 12 миллионов мотоциклов различных моделей. За свою долгую историю мототехника ижевского производства прошла испытания временем и дорогами десятков стран мира.

Ижевский машиностроительный завод «Ижмаш» - уникальное в своем роде предприятие с богатейшей историей. Предприятие известно далеко за пределами России благодаря таким направлениям как: мотоциклы, производственное оборудование, высокоточные приборы, всемирно известный автомат Калашникова и другое оружие. Уже почти два века марка Ижевского завода является лучшей гарантией качества и заслуживает самых высоких характеристик.

Благодаря высокой надежности, удобству и простоте эксплуатации и технического обслуживания, а также доступным ценам мотоциклы ИЖ пользуются заслуженным спросом как на внутреннем рынке, так и в странах Ближнего и Дальнего Востока, Восточной Европы, Центральной Африки и Южной Америки.

На внутреннем и экспортных рынках неуклонно растет спрос на OEM запчасти для мототехники «ИЖ». Запчасти ижевского производства, изготовленные по оригинальному технологическому процессу в соответствии с ГОСТ, значительно превосходят по качеству многочисленные подделки.

Ирбитский мотоциклетный завод, пережив сложные времена, продолжает выпускать мотоциклы под маркой “Урал”. И хотя объемы производства и реализации достаточно скромные, завод работает, поставляя львиную долю своей продукции на экспорт. Основными рынками сбыта мотоциклов “Урал” являются США, Австралия, Новая Зеландия, Вьетнам и некоторые европейские страны. В Америке “Урал” давно заслужил репутацию надежного и неприхотливого мотоцикла, а в Японии, например, мотоцикл с боковым прицепом не имеет ни аналогов, ни конкурентов, поэтому эта страна рассматривается как перспективный рынок сбыта для ИМЗ.

Современные “Уралы” представлены тремя семействами: традиционные для ИМЗ мотоциклы с коляской, одиночные мотоциклы и модели с приводом колеса коляски. Все мотоциклы оснащены двухцилиндровым оппозитным двигателем и 4-ступенчатой коробкой передач (трехколесные “Уралы” имеют и заднюю передачу). Многим моделям “Урала” определенно не хватает 5-й скорости для снижения шумности и экономии бензина, но ИМЗ не оснащает свои серийные мотоциклы 5-ступенчатой коробкой.

Мотоциклы «Урал» - тяжелые мотоциклы, обычно с коляской, известны не только в России, но и по всему миру. Мотоцикл под брендом «Урал» выпускает Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ).

Первой моделью мотоцикла стал «Урал» М-72, почти точная копия немецкого BMW-R71. Изменение конструкции были незначительны, и в основном коснулись электрики. Как и его прототип, «Урал» М-72 предназначался для армии. Выпуск М-72 продолжался 14 лет, в ходе эксплуатации мотоциклов, нередко в тяжелых условиях, модель показала себя надежной и неприхотливой.

Впоследствии на базе этой, довольно удачной модели был создан «Урал» М-75 первый спортивный мотоцикл советского производства.

Экспортные поставки Уралов начались еще в 1953 году. Сначала мотоциклы поставлялись в страны социалистического лагеря, а также в ряд развивающихся стран, где они использовались в основном в армии и полиции. С 70-х годов мотоциклы Урал поставляются в европейские.

Кризис 1992 года стал серьезным испытанием для ИМЗ. Но руководство и работники предприятия не сдались, и выработали оригинальную стратегию сбыта.

Мотоциклы Урал экспортируются во многие страны мира. Мало того, в России продаются лишь 10% всех мотоциклов этой марки, - пишет www.motofriends.ru. Все современные модели Уралов собираются вручную, и стоят достаточно дорого. Мотоциклы Урал пользуются популярностью в Америке и в Европе, в последнее время ими заинтересовались в Японии.

В настоящее время ИМЗ - единственный завод в России, который выпускает тяжелые мотоциклы.

Сейчас они представлены семью моделями: «Турист», «Турист 2WD», «Gear-UP», «Ретро», «Волк», «Соло», «Патруль ДПС».

У всех перечисленных моделей мотоциклов - четырехтактный оппозитный двухцилиндровый двигатель объёмом 750 см3 (45 л.с.), коробка передач - четырехступенчатая, с задней передачей, привод заднего колеса - карданный.

Мотоцикл Урал модели «Соло» - это одиночка, но без ярких внешних отличий от классического «Урала». «Соло Классик» - стайлинговая модель, стилизованна под мотоциклы 50-60-х годов, при этом оснащенная самым современным оборудованием: от двигателя и коробки передач до тормозов с гидравлическим приводом. Яркая черта этой модели - большое количество хромированных деталей.

Модель «Волк» называют русским чоппером. При разработке этой модели были учтены рекомендации московского байк-клуба «Ночные волки». Мотоцикл «Волк» оснащен двигателем с объемом 750 кубических сантиметров, угол наклона передней вилки увеличен, дисковые тормоза установлены и на переднее, и на заднее колесо. Из других особенностей этой модели можно отметить мощный генератор, конические подшипники в рулевой колонке, стартерный электрозапуск. В отличие от «Кобры» - предыдущей модели, разработанной для байкеров, «Волк» имеет подвеску заднего колеса. http://www.motofriends.ru/news/read/vse-pro-mototsikl-ural-dlya-lenivyh

Легендарные мотоциклы Урал становятся лучше, сохраняя свои сильные стороны и качества. В настоящее время, для повышения надежности и улучшения эксплуатационных характеристик, завод мотоциклов Урал перешел на использование импортных комплектующих в тех узлах и механизмах, где ранее были выявлены недостатки при эксплуатации. В мотоциклах Урал теперь применяются карбюраторы Keihin, глушители - вариант BMW, дисковые тормоза BREMBO, генераторы DENSO, аккумуляторы Yuasa, бензокран - TAIYO GIKEN, JAPAN, амортизаторы прозводства SACHS, микропроцессорная система зажигания Ducati и итальянскиие прокладки и руль, улучшены качество окраски и постоянно идет работа по совершенствованию дизайна мотоциклов.

Классикой мотоциклов с коляской, выпускаемых Ирбитским заводом, считается модель ИМЗ-8.103-40 “Турист”, демонстрирующая отличные характеристики при езде по бездорожью. Модель рассчитана на длительные путешествия и оснащена туристической обвеской, длиннорычажной передней вилкой и ветровым стеклом на коляске. Мотоцикл укомплектован 4-ступенчатой коробкой передач с задним ходом, гидравлическими дисковыми тормозами и двигателем объемом 750 куб. см мощностью 45 л.с. На мотоцикле Урал “Турист”, разгоняющемся до 120 км/ч, установлены 19-дюймовые шины, грязезащитные щитки и рукоятки для пассажиров. Полноприводной версией мотоцикла является модель “Турист 2WD”. На базе “Туриста” создана и армейская версия - Урал Gear-Up с камуфляжной раскраской и дополнительным оснащением. Новый Gear-Up укомплектован двигателем объемом 750 куб. см мощностью 45 л.с. и развивает скорость 105 км/час.

Ява (Jawa) — мотоцикл, производимый в Чехословакии. В советские времена мотоциклы Ява считались одними из лучших из доступных в СССР.

Мелкосерийное производство мотоциклов было налажено в Чехословакии еще в первом десятилетии прошлого века, однако новая страница в истории мототехники началась в 1929-м году, когда владелец оружейного завода Франтишек Янечек переоборудовал его для выпуска мотоциклов. Янечек приобрел у немецкой фирмы Wanderer лицензию на 500-кубовую модель с задним приводом и выпустил первую базовую модель мотоцикла под торговой маркой Jawa (Ява). Название марки расшифровывается достаточно просто, так как это первые буквы имен ее создателей: "Ja" - от Janechek и "Wa" - от Wanderer.

Первый мотоцикл Jawaбыл не только тяжелым, но и дорогим, поэтому он не особенно вдохновил потребителей. Нужно было спасать положение, и Янечек пригласил английского конструктора Джорджа Уильяма Патчетта для разработки новой модели. Ожидания Янечека оправдались: в 1932-м году был представлен легкий мотоцикл Jawa 175cc Villiers, который достаточно быстро завоевал популярность. Вдохновленный успехом, Янечек начал выпуск 250-кубовых и 350-кубовых мотоциклов с четырехтактным двигателем для любителей мощной мототехники. В 1937-м году состоялся дебют одной из самых популярных в то время модели - 100-кубового мотоцикла Jawa-Robot.

К концу 30-х годов завод мотоциклов Jawa стал играть весьма значимую роль в мотоиндустрии Чехословакии, но в это же время выпуском мотоциклом занялся и другой оружейный завод - CZ, который начал производить 100-, 125- и 350-кубовые мотоциклы с двухтактным двигателем. Всю войну, вплоть до 1945 года, заводы CZ и Jawa занимались изготовлением вооружения и ремонтом техники для фронта. На заводе мотоциклов Jawa, тем не менее, не оставляли надежды вернуться к своей основной продукции и даже сумели тайно спроектировать и провести испытания серии мотоциклов, в результате чего в 1946-м году на Парижском автосалоне была представлена модель Jawa 250/350 Perak. Мотоцикл произвел фурор, так как это была новаторская модель с новой конструкцией рамы, гидравлическими амортизаторами и коробкой передач, сопряженной с автоматическим выключением сцепления. Спустя два года появилась Ява-350 с двухцилиндровым двигателем и гоночный мотоцикл Jawa с двигателем объемом 498 куб.см.

"Золотое время" завода мотоциклов Jawa пришлось на 50-60-е годы, когда модели Ява стали экспортироваться в Советский Союз, который стал их основным потребителем. Это были Ява-250 и Ява-350, хорошо знакомые советским любителям мотоспорта. Завод стал активнее выпускать и гоночные мотоциклы, так как благодаря этим моделям команда Чехословакии неоднократно побеждала в международных соревнованиях. 60-е годы ознаменовались для завода мотоциклов Jawa большими переменами, так как по решению правительства головной завод объединения Jawa в Праге был переориентирован на выпуск изделий полупроводниковой промышленности. Для производства мотоциклов Jawa было выделено другое предприятие, которое вместе с заводом CZ начало выпускать унифицированные модели. В тот период времени производились преимущественно спортивные мотоциклы для мотокроссов и шоссейно-кольцевых гонок, а апофеозом стала выпущенная в конце 60-х модель Ява с четырехцилиндровым двигателем с жидкостным охлаждением.

В 70-х годах мотоциклы Jawa продолжали активно экспортироваться в Советский Союз и в страны Восточного блока. В 1973-м началось серийное производство модели Jawa-350/634 - дорожного мотоцикла с модернизированным двигателем и новой трубчатой рамой. Завод остался верен своим спортивным традициям и в те годы выпустил спортивные мотоциклы Jawa для спидвея и многодневных соревнований, в которых команда Чехословакии неоднократно становилась победительницей. Начало 80-х стало самым сложным периодом для завода мотоциклов Jawa: на Западе оформился новый вид классического мотоцикла - модель с четырехтактным двигателем и поршнем вместо дискового золотника, и чехословацкие мотоциклы оказались далеки от этого "идеала". После распада СССР мотоциклы Ява перестали быть востребованными и на своем основном рынке сбыта, в результате чего головной завод Jawa оказался в критической ситуации. В последующие годы были предприняты попытки модернизации выпускаемых моделей, однако вернуть былой спрос на мотоциклы Jawa так и не удалось.

В наше время мотоциклы Ява также поставляются в Россию. Это более совершенные модели, но они проигрывают японским мотоциклам и поэтому не пользуются прежней популярностью, хотя удобны для начинающих мотоциклистов и некоторые модели достойны внимания в соотношении цена-качество.

Несмотря на это, завод мотоциклов Jawa продолжал свою деятельность, и в 1987-м был выпущен 3-миллионный мотоцикл этой знаменитой марки. В 1997-м была образована новая компания Jawa Moto, которая за прошедшее десятилетие выпустила несколько моделей: в частности, Ява-650 Classic, Ява-650 Style и Ява-650 Dakar. Преемник знаменитого производителя чехословацких мотоциклов компания Jawa Moto не забыла о том, какую роль в истории чехословацкой мотоиндустрии сыграл экспорт в СССР. Компания уже сообщала о своем намерении возобновить поставки мотоциклов Ява на рынки стран бывшего Союза и активизировать их продажу. И у "Явы" это обязательно получится, так как представлять мотоциклы Ява российским любителям мотоциклов нет никакой необходимости.

Официальной датой основания Киевского мотоциклетного завода (КМЗ) считается сентябрь 1945-го года, когда на базе бывшего Бронетанкового завода было решено создать предприятие по производству мотоциклов. Еще в начале 30-х здесь располагались автобронетанковые мастерские, которые впоследствии переформировались в Бронетанковый завод, поставляющий продукцию для нужд фронта.

1967-й год ознаменовался выпуском первых мотоциклов "Днепр" К-650, развивавших скорость 100 км/час.

В 1985-м году появились две новые модели - мотоцикл "Днепр-11" и "Днепр-16", которые вписали отдельную страницу в историю завода. Мелкосерийный мотоцикл повышенной проходимости "Днепр-16" стал единственной моделью с приводом на колесо коляски.

Мотоцикл Днепр 11 - по-своему легендарная машина. На заре развития рокерского движения в Советском Союзе, эта модель была одной из немногих среди мотоциклов, которые подвергались доработкам и какому-никакому тюнингу.

Мотолюбители откручивали пассажирскую коляску, получая в свое распоряжение достаточно мощный дорожный круизер. Такой “тюнинговый” вариант мотоцикла Днепр-11 без коляски, по непроверенной информации, вполне мог развивать скорость до 160 км/час. Да и выглядел он весьма сурово и по-взрослому.

Днепр-11 производится на Киевском мотоциклетном заводе, его прототипом в какой-то мере служит легендарный немецкий мотоцикл BMW R71. Днепр 11- это тяжелый дорожный мотоцикл, он имеет боковой прицеп, телескопическую вилку, раздельные или сплошное седла.

Его габариты составляют 2500 мм длины, 1700 мм ширины, 1100 мм высоты. Колесная база - 1530 мм. Масса транспортного средства при полной комплектации - 335 кг.
Днепр 11 имеет возможность (заявлено производителем, с коляской) развивать скорость до 105 км/час. Мотоцикл оснащен бензиновым черырехтактным карбюраторным двигателем КМЗ-8.15501 с системой воздушного охлаждения, размещение и количество цилиндров - 2, оппозитное под углом 180°, имеет карданный привод, задние и передние барабанные тормоза, сборные спицевые колеса на 19 дюймов.
Передняя подвеска - телескопическая, пружинная вилка и гидравлические амортизаторы. Задняя подвеска — рычажная, маятникового типа и пружинно-гидравлические амортизаторы.

В 1985-м году появились две новые модели - мотоцикл "Днепр-11" и "Днепр-16", которые вписали отдельную страницу в историю завода. Мотоциклы с коляской "Днепр-11", которые стали новой модификацией МТ-10-36, оснастили 4-тактным двухцилиндровым двигателем мощностью 32 л.с., 4-х ступенчатой коробкой передач с задним ходом, тормозом на колесо коляски и стояночным тормозом. Мотоцикл "Днепр-11" укомплектовали передней телескопической вилкой, маятниковой подвеской заднего колеса, барабанными тормозами на все колеса и 19-дюймовыми шинами. Мотоцикл разгонялся до 105 км/час и мог перевозить груз массой 260 кг. При ремонте и техническом обслуживании на мотоцикл "Днепр-11" можно было устанавливать двигатель, коробку передач и некоторые другие узлы с мотоцикла "Урал". Мелкосерийный мотоцикл повышенной проходимости "Днепр-16" стал единственной моделью с приводом на колесо коляски. На мотоцикл, разгонявшийся до 95 км/час, установили верхнеклапанный 650-кубовый двигатель, 12-вольтовое электрооборудование, колодочные тормоза и легкосъемные взаимозаменяемые колеса. За весь период времени было выпущено более 3 миллионов тяжелых мотоциклов с коляской "Днепр" с 4-тактным двигателем, а в 1991-м году с конвейера сошли одиночные 650-кубовые мотоциклы. В 90-е годы объемы производства резко сократились, на какое-то время выпуск мототехники был прекращен, но трудности удалось преодолеть.

В 1994-м году было зарегистрировано Открытое акционерное общество "Киевский мотоциклетный завод", 100% акций которого перешли в собственность государства. На данный момент это единственный на Украине завод, специализирующийся на выпуске мотоциклов тяжелого класса. В отличие от многих предприятий, когда-то выпускавших мототехнику, завод по-прежнему действует и производит 16 модификаций своего знаменитого мотоцикла "Днепр". На новых моделях установлены мощные модернизированные двигатели, 5-ступенчатая коробка передач и дисковые тормоза. В линейке новых мотоциклов ОАО "Киевский мотоциклетный завод" представлен одиночный дорожный мотоцикл "Соло", чоппер "Хмель", эндуро "Динамит", одиночный мотоцикл "Днепр Турист", трехколесный грузовой трицикл "Днепр-300" и трайк "Днепр-303". Наиболее удачным считается дорожный мотоцикл-одиночка "Соло", оснащенный двигателем мощностью 23.5 л.с. и разгоняющийся до 125 км/час. Завод производит мототехнику для нужд фермерского и коммунального хозяйства и, наряду с этим, с конвейера завода сходят кузова фургонов, прицепы для автомобилей и прицепы для водного транспорта. Мотоциклы с коляской "Днепр" бороздят просторы не только России, но и Америки, Канады, Кубы, Индии, Ирана, Сирии, Польши и большинства европейских стран, хотя сейчас они производятся небольшими партиями на заказ. Киевский мотоциклетный завод избежал печальной участи многих отечественных предприятий доперестроечной эпохи, и это уже можно считать достижением.

К сожалению, в настоящее время мотоциклы Днепр не поставляются в Россию.

Популярность мотоцикла Днепр-11 жива и сегодня, даже не смотря на общую довольно низкую надёжность и частые поломки, наличие на моторынке достаточно богатого выбора, эти мотоциклы востребованы мастерами-самодельщиками, которые увлекаются тюнингом и иногда создают из них настоящие дорожные шедевры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: