Сущность, содержание и структура политического процесса

Понятие «процесс» происходит от латинского «processus», что означает продвижение, изменение. Его современное научное понимание как социального феномена сводится к двум основным толкованиям. С одной стороны, это – последовательная смена явлений и состояний в развитии чего-либо, а, с другой, последовательность действий субъектов политики по достижению какого-либо результата.

Процессы разворачиваются и существуют во всех сферах общественной жизни, на различных уровнях социальных систем. Политический процесс – это последовательная смена политических явлений, состояний и событий, совокупность целенаправленных действий субъектов политики по достижению определенных политических целей [47]. Сущность политического процесса составляют разнообразные взаимосвязи и взаимодействия социальных институтов, организаций, образований и групп, отдельных индивидов в сфере политики, их сознательные действия по завоеванию, распределению, перераспределению, удержанию и использованию политической власти. Политический процесс как феномен обеспечивает формирование, функционирование, развитие и изменение, деградацию и распад структур и институтов политического властвования и господства, политической системы, определенного социально-политического устройства.

Содержание политического процесса по объему аккумулируемой им политической реальности близко к содержанию политической жизни общества и практически совпадает с ним. Политический процесс включает все реально происходящие явления, события и трансформации в сфере политики, как санкционированные, так и несанкционированные политической системой действия субъектов общественных отношений. Отличие политического процесса от политического режима, представляющего собой способ организации и функционирования политической системы, технологию осуществления политической власти, заключается в том, что политический режим характеризует политическую систему с точки зрения должного, а политический процесс – с точки зрения всего происходящего, динамики ее эволюции во времени и пространстве. Он представляет развивающуюся политическую реальность, которая складывается не по желанию и предписаниям тех, или иных субъектов общественных отношений. Это обобщенный результат совпадения, консенсуса, борьбы интересов разных социально-политических сил и отдельных граждан, их поведения и представлений о том, что бы они хотели получить от государства и политического режима. В политическом процессе действуют и выполняют различные функции и роли живые люди со своими надеждами, ожиданиями, предрассудками, уровнем культуры и образования. Политический процесс связан с прошлым, направлен в будущее и совершается в настоящее время.

Политический процесс, рассматриваемый как последовательная смена явлений, состояний и событий, составляют взаимопереходы таких феноменов политической жизни как революция и контрреволюция, застой и реформа, стабильность и кризис. В соответствии с этими феноменами политический процесс может функционировать и развиваться в революционной, реакционной, деградационной, модернизационной, стабилизационной и дестабилизационной формах. В реальной жизни, в зависимости от сложившихся условий, те или иные формы функционирования и развития политического процесса могут доминировать, быть главными, или взаимно уравновешивать друг друга, образуя состояние политической неопределенности. Ярким подтверждением этому является политическая истории России в ХХ веке, особенно общественно-политическая ситуация в стране в 1905-1907, 1917, 1918-1922 годах, в конце 70-х – 90-х годов.

Политический процесс как совокупность последовательных действий участников политической жизни отражает функционально-деятельностную сторону политики. Его составляют действия-операции, выполняемые субъектами политики в интересах достижения определенной политической цели. Такой процесс, как правило, является субъективно инициированным (сознательно-организованным), т.е. происходит по инициативе и при организующей роли субъектов политики, осуществляется последовательно, в разных формах. Так, например, процесс завоевания, удержания и использования политической власти осуществляется поэтапно. Первоочередность и приоритетность каждой из задач (завоевание, удержание, использование) для различных субъектов политики отличаются, в зависимости от их места и роли в системе властных отношений. Для одних задачей является завоевание политической власти, а для других (в это же самое время) – ее удержание, укрепление и использование. Сами же действия субъектов политики по завоеванию, удержанию, укреплению и использованию политической власти могут осуществляться в различных формах: как мирных, конституционных, так и насильственных, нелегальных. Содержание деятельности при этом также будет различным. Однако, независимо от задач субъектов политики, вариантов и форм их действий, они всегда следуют определенному алгоритму поведения, выполняют цепочку последовательных операций, обеспечивающих достижение конкретных политических целей. Это обеспечивает организованность и упорядоченность их деятельности, ее адекватность содержанию и тенденциям развития политической жизни. Вместе с творческим отношением к политике как к искусству, это позволяет избегать многих, в том числе «технических» ошибок, придает политическому процессу необходимую направленность и характер функционирования и развития.

Политический процесс обладает определенной структурой. Соотношение и субординация элементов структуры политического процесса определяют его функционирование и развитие, ту или иную последовательность политических явлений, состояний, событий и действий, их особенности и динамику протекания[48]. В современной отечественной научной и учебной литературе в структуре политического процесса принято выделять: субъекты политического процесса, политические отношения между ними, их политическое поведение.

Субъекты политического процесса – это практически все реально действующие участники политической жизни. Они являются носителями политических отношений, движущей силой их изменений. Субъекты политического процесса, в зависимости от места и роли в политике, степени и характера воздействия на политическую жизнь подразделяются на социальные и институциональные. К социальным субъектам относятся различные социальные группы и образования (класс, нация, профессиональная группа, политическая элита, группы интересов и т.п.), отдельные индивиды. А к институциональным – институционализированные группы людей (государство и его органы, политические партии, общественные организации и другие формализованные объединения). Субъекты политического процесса стремятся реализовать в сфере политики те или иные, разноуровневые, часто несовпадающие интересы. От степени осознания этих интересов зависят мотивация и направленность политического поведения субъектов, его формы и активность. Среди субъектов политического процесса приоритетная роль принадлежит тем, которые обладают политической властью, могут использовать и распределять ее ресурсы. Это, прежде всего государство, которое призвано представлять и реализовывать интересы всего общества, а не только интересы его отдельных групп, обеспечивать стабильное функционирование и развитие политического процесса. Соотношение и переплетение интересов субъектов политического процесса определяют их политические взаимоотношения, которые могут быть антагонистическими, союзническими, партнерскими, различными по содержанию и динамике.

Политические отношения и их динамика в структуре политического процесса характеризуют позиции и роли его субъектов в политической жизни, ее изменения. Содержание и характер политических отношений между субъектами политического процесса определяются их местом и ролью в системе политической власти, существующими в обществе политическими правами и свободами. В самом общем виде политические отношения субъектов политического процесса и их динамика представляют собой форму скрытого механизма производства (воспроизводства), распределения, перераспределения, удержания и использования политической власти, изменения ее качества и зарождения новых элементов.

Политические отношения субъектов политического процесса складываются и развиваются по вертикали и по горизонтали. Вертикальные политические отношения – это отношения господства и подчинения, управления и исполнения. В системе этих отношений структурно – функциональная зависимость нижестоящих субъектов от вышестоящих превращает первых в объекты руководства и управления. Вертикальные политические отношения позволяют господствующим социально-политическим силам навязывать другим субъектам политического процесса, даже вопреки их сопротивлению, нужные им ценности, важнейшими из которых являются законопослушность, ответственность, рациональность поведения. Эти отношения, главным образом сводятся к определению и практическому осуществлению правил «правильного политического поведения», к достижению согласия между его субъектами, усилению элементов предсказуемости и конструктивности в политической жизни. Опираясь на важнейшие атрибуты власти – ресурсы, авторитет, силу, право, при вертикальных политических отношениях, доминирующие в политическом процессе субъекты, обеспечивают воспроизводство существующей политической системы, нужное им распределение статусов и ролей, различных социально-политических сил в общественной жизни, реализацию своих коренных интересов.

Горизонтальные политические отношения складываются между отдельными субъектами политического процесса, обладающими примерно равным политическим статусом, действующим на одном уровне политических отношений в установленном правовом поле. Основой этих отношений является формальное равенство и относительная автономность их участников. В системе горизонтальных политических отношений возникает и развивается конфронтационные и конструктивные связи, отношения конкуренции и сотрудничества. Здесь выбор логики и форм взаимодействия как для обладающих властью и лояльных к ним субъектов политического процесса, так и противостоящих политическому режиму сил, определяются не только объективно складывающимися обстоятельствами, но и симпатиями и антипатиями, амбициями участников политической жизни, неэтатистской системой ценностей, в которой доминируют ценности свободы, справедливости, права, консенсуса. Под влиянием этих условий складывается не только определенный баланс сил в политической жизни, но и их соперничество, противостояние и противоборство в ущерб сотрудничеству и компромиссам. Особенно очевидно в горизонтальных политических отношениях проявляются разобщенность правящих и оппозиционных власти политических сил, различия в их политических интересах и целях.

Политические отношения субъектов политического процесса, их взаимопроникновение, изменение и динамика определяют режимы существования политического процесса. В зависимости от их состояния, содержания и характера политический процесс может существовать в режимах функционирования, развития и упадка. Режим функционирования отражает стабильность политической системы, способность политической власти к управлению обществом. Режим развития характеризует возможности и способность политической системы адекватно реагировать на меняющиеся социальные условия и совершенствоваться в соответствии с ними. Режим упадка свидетельствует о разрушении целостности политической системы, потере органами власти своей управленческой способности и легитимности. Политические отношения изменяются и развиваются под влиянием различных факторов, важнейшим среди которых является политическое поведение субъектов политического процесса.

Политическое поведение субъектов политического процесса, как элемент его структуры, обеспечивает реализацию их интересов, достижение политических целей. Политическое поведение – это действия или совокупность действий тех, или иных субъектов политики, являющихся их реакцией на явления, события, ситуации и факты в общественно-политической жизни и направленных на их регулирование, решение общественно значимых задач. В научной и учебной литературе сложились различные подходы к определению форм политического поведения[49]. При этом общепринято основными формами политического поведения субъектов политического процесса считать политическое участие и политическую деятельность.

Политическое участие субъектов политического процесса представляет собой многомерное и сложное явление. В науке оно определяется как единовременные или повторяющиеся действия индивидов и социальных групп по оказанию влияния на органы государственной власти и политику. Мотивация, содержание, характер и направленность политического участия зависят от психологических, экономических, социальных культурно-исторических и других факторов. Особое воздействие на политическое участие оказывает эмоциональное состояние людей, выражающееся в страхе, ненависти, досаде, удовлетворении, восторге, неуверенности и т.п. Вызванные тем, или иным социально-политическим событием (война, государственный переворот, выступление политического лидера, победа на выборах политической партии и т.д.) они могут стать «запускающим механизмом» политических действий субъектов политического процесса, их активности и ориентации. Втягиванию людей в политику во многом способствуют их предчувствия, догадки, предположения о причастности государства или других, обладающих властью институтов и организаций к изменениям в общественной жизни, затрагивающих интересы индивидов и социальных групп. Например, «шоковая терапия» в экономике, снижение уровня жизни населения, несправедливое распределение и перераспределение доходов, утрата международного авторитета страны и т.д. Часто к участию людей в политических акциях побуждают иррациональные причины, которые ими даже не осознаются. Доля немотивированных политических поступков и действий возрастает при манипулировании политическим сознанием людей, осуществляемым политическими лидерами, политической элитой, СМИ. Это присуще и действиям индивидов и социальных групп в экстремальных ситуациях, а также толпе, на митингах, манифестациях, где возникает так называемый эффект «омассовления» сознания человека, утрата им собственной индивидуальности.

Под влиянием этих и других обстоятельств и факторов действия субъектов политического участия могут носить как осознанный, так и эмоционально выраженный характер, быть направлены на достижение конкретных политических целей, так и не иметь четких ориентиров. В связи с этим, политическое участие проявляется в различных видах, способах и приемах. Основными его видами являются несвободное и неосознанное, сознательное и несвободное, сознательное и свободное политическое участие. Несвободное и неосознанное политическое участие основано на спонтанном, эмоционально-волевом импульсе, на обычае, привычке, принуждении. Оно характеризуется мобилизованностью, психологической и нравственно-правовой регламентацией политических действий субъектов политического процесса, нередко их зависимостью от воли и предписаний субъектов политики, обладающих различными ресурсами и возможностями. Сознательному и несвободному политическому участию присуще понимание его субъектами необходимости включения в политические отношения, подчинение их действий закону, нравственно-моральным нормам и правилам, необходимости поддержания устойчивости политической системы и политической стабильности в обществе. Сознательное и свободное политическое участие выражается в осознании его субъектами своих политического интереса и целей, в решительности, целеустремленности и последовательности их действий, в свободе и независимости субъектов политического участия от традиционных авторитетов и предписаний и даже в пренебрежении ими норм права и морали.

Политическое участие осуществляется разнообразными способами и приемами действий его субъектов. Они могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми, организованными и стихийными, легальными и нелегальными, мирными и насильственными. К наиболее распространенным способам и приемам политического участия относятся голосование на выборах и референдумах, обращения в органы государственной власти и СМИ по вопросам социально-политической жизни, митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, участие в работе органов государственной власти, общественно-политических организациях на добровольной основе, бунт, мятеж, терроризм. Эти и другие способы, и приемы политического участия, как в прошлом, так и в современных условиях широко используются в политическом процессе.

Политическое участие представляет многогранную и своеобразную форму политического поведения субъектов политического процесса практически не подчиняющуюся каким-то сложившимся принципам и закономерностям. Однако, как свидетельствует история и современность, именно политическое участие нередко является решающим фактором трансформации и распада политических систем, смены политических режимов, социально-политического переустройства общества.

Политическая деятельность представляет собой высшую форму политического поведения, разновидность общественной деятельности, осуществляемой в политической сфере. Политическая деятельность – это система сознательных, целенаправленных действий субъектов политики по созданию необходимых условий и использованию социальных факторов для удовлетворения политических интересов и достижения поставленных политических целей. Она направлена на изменение и совершенствование политических отношений, на завоевание, удержание и использование политической власти. Главное отличие политической деятельности от политического участия - ее «очищенность» от иррациональности и стихийности.

Политическая деятельность – это, по сути, профессиональная деятельность в сфере политики. В зависимости от ее субъектов, их включенности в политические отношения и степени организованности выделяются персональная, элитарно-корпоративная и институциональная политическая деятельность. Персональная политическая деятельность осуществляется главным образом политическими лидерами. Кроме того, ей могут заниматься в той или иной мере отдельные граждане, претендующие на активное влияние на процесс выработки, принятия и реализации политических решений, на участие в управлении общественными и государственными делами. Элитарно-корпоративная политическая деятельность осуществляется политическими элитами и политико-корпоративными группами. Для них деятельность в сфере политики – это важная составляющая их образа жизни, способ повседневной жизнедеятельности. Институциональная политическая деятельность – это деятельность разнообразных политических институтов, организаций и учреждений, аппарата политических движений. Государство как политический институт, осуществляет законотворческую деятельность, которая является приоритетной, оперативное политическое управление и руководство общественными делами, обеспечивает контроль всех видов политической деятельности.

Содержание политической деятельности составляют теоретическая и практическая деятельность. Теоретическая деятельность субъектов политического процесса заключается в разработке политической идеологии и политических программ, доктринально-концептуальных и политико-правовых программ и документов, в проведении различных исследований, обобщении и систематизации их результатов, в разработке методологии и технологии решения конкретных общественно-политических проблем. Практическая политическая деятельность субъектов политического процесса сводится к принятию и организации выполнения политических решений, осуществлению контроля за их выполнением, корректировке и уточнению принятых политических решений.

Политическая деятельность осуществляется различными средствами, приемами и способами. В зависимости от места и роли субъектов политического процесса в структуре политико-властных отношений, политической ситуации для достижения своих целей ими используются различные организационные структуры (армия, вооруженные отряды, правоохранительные органы, идеологические учреждения и т.д.). К приёмам и способам политической деятельности относятся выдвижение и распространение идей и лозунгов, законотворчество, пропаганда, агитация, популизм, дезинформация, насилие, интриги, распределение ресурсов, компромиссы, соглашения и т.д. Средства, приемы и способы политической деятельности постоянно варьируются, меняются их соотношение и приоритетность.

Политическая деятельность выполняет в политическом процессе наиболее существенную и важную роль. Она регулирует отношения субъектов политики, обеспечивает разрешение возникающих между ними противоречий, согласование и баланс социальных интересов, создание условий для их удовлетворения.

Функционирование и развитие политического процесса осуществляется под воздействием определенных условий и факторов, обусловливающих последовательность протекания и смены политических явлений и событий, очередность политических действий. К числу важнейших из них относятся: качественно-количественные характеристики субъектов политического процесса (массовость, опыт, уровень образования, особенности политической психологии, система политических ценностей и приоритетов); расстановка и соотношение политических сил, проявляющиеся в наличии или отсутствии политических союзов, договоренностей, обязательств, традиций сотрудничества и противоборства; социальные среда, в которой развертывается политический процесс (стабильность или кризис общественных отношений, наличие или отсутствие войн, конфликтов, интенсивность и массовость организованных и стихийных выступлений народа и др.). Эти и другие условия и факторы определяют содержание, характер и специфику взаимосвязей и взаимодействия компонентов политического процесса, динамику его функционирования и развития.

Политический процесс представляет собой деятельностно-активную реализацию политики как общественного явления. В нем сочетаются объективные и субъективные компоненты политики, рациональные и иррациональные действия индивидов, социальных групп и организаций, институтов власти, реализуются их политические интересы и цели, роли и функции. Их взаимодействие в совокупности с другими общественными факторами создают сложную картину политической жизни, многогранную систему политических отношений и связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: