Возрастные аспекты сенсорных систем мозга

217. Общие закономерности развития сенсорных систем мозга на ранних этапах онтогенеза. Последовательное формирование и созревание периферической, проводниковой и корковой части. Гетерохрон­ное развитие анализаторов (вестибулярный, обонятельный, вкусовой, кожный слуховой и зрительный). Сенситивные периоды** Рост сенсорной чувствительности и возможности анализа; снижение абсолютного и дифференциального порогов ощущения* Последовательное формирование первичных (к моменту рождения), вторичных (к 2-3 мес.) проекционных зон, задней (2-5 лет) и передней (6 лет) ассоциативных зон, установления связей между полушариями (14-16 лет). Рост числа сенсорных навыков и умений. Совершенствование восприятия. Значение тренировки в совершенствовании органов чувств*. Методы исследования сенсорных систем у новорожденных, детей и подростков*. Реакция новорожденного на световые, звуковые, вкусовые, запаховые, температурные, механические раздражители и на изменение положения головы в пространстве*. Значение сенсорной информации для развития ребенка в разные воз­растные периоды; влияние сенсорной депривации и сенсорного обо­гащения среды на развитие ребенка; задержка развития, связанная с сенсорной депривацией; дети с сенсорными недостатками; значение ранней диагностики сенсорных нарушений; ранняя абилитация; сен­сорно одаренные дети**.

218. Зpительный анализатор на ранних этапах онтогенеза Морфологическое дозревание анализатора (к 6-7 годам), превращение перевернутого изображения на сетчатке в прямое (5-6 мес.), развитие защитных рефлексов - увеличение частоты мигания (с 2 до 20 в минуту), появление слез при плаче (2 мес.), дозревание зрачкового рефлекса (3-6 лет), рост влияния симпатической нервной системы на дилататор зрачка (6-8 лет), улучшение координации движения глаз (к 3-7 годам), превращение гиперметропного глаза в эмметропный (8-12 лет), повышение остроты зрения (с 0.002 до 0,9- 1,0 в 3-5 лет), развитие высокой аккомодационной способности глаза (к 10 годам), формирование бинокулярного зрения (6-9 мес.; максимум - к 16-17 годам), рост световой чувствительности (к 20 годам) и способности к темновой (к 20 годам) и световой (к 24 годам) адаптации, расширение периферического зрения, или полей зрения (5-10 лет), формирования цветового зрения (начало в 5-6 мес., максимум в 30 лет), снижение абсолютной чувствительности к цветам и рост способности различать цветовые оттенки. Механизмы формирования у детей дальнозоркости и близорукость; их профилактика*

219. Слуховой и вестибулярный анализаторы на ранних этапах онтогенеза. Способность плода реагировать на звуки внешней среды (с 30 нед.) Применение звукового теста в акушерстве. Морфологические особенности уха новорожденного (короткий наружный слуховой проход, гори­зонтальное расположение барабанной перепонки, короткая и широкая евстахиева труба). Повышение с возрастом слуховой чувствительности (к 14-19 годам), способности различать звуки по силе, высоте тона и тембру, увеличение пространственной слуховой ориентации. Слух и речь; значение ранней диагностики нарушения слуха*. Раннее (на 16-20 нед.) развитие у плода вестибулярного анализатора и значение этого феномена. Реализация у новорожденных статичес­ких (рефлексы положения) и статокинетических рефлексов (например, рефлекс Моро). Роль вестибулярного анализатора в реализации у грудных детей выпрямительных рефлексов (удержание головы, сидение, стояние). Возрастное снижение возбудимости вес­тибулярного аппарата.

220. Тактильный, температурный, ноцицептивный, обонятельный, вкусовой и вестибулярный анализаторы на ранних этапах онтогенеза. Способность новорожденных дифференцировать тактильные, холодовые, тепловые, болевые, обонятельные и вкусовые (сладкое, соленое, кислое, горькое) воздействия. Повышение с возрастом тактильной, температурной, болевой, обонятельной и вкусовой чувствительности. Формирование восприятия сложных тактильных ощущений, запахов и вкусовых ощущений (к 10 годам).

221. Сенсорные системы при старении. Изменения зрительной системы. Снижение эластичности хрусталика. Утрата аккомодационной способности и формирование пресбио­пии. Изменения сетчатки (кровоизлияния, отек, накопление поврежденных клеток, дистрофия). Помутнение стекловидного тела. Липидная инфильтрация роговой оболочки (геронтоксон). Старческий птоз и старческий эноф­тальм. Снижение скорости зрачка на световое раздражение, критической частоты мельканий, световой и цветовой чувствительности. Склонность к развитию катаракты, гла­укомы и ат­рофии зрительного нерва. Изменение слуховой системы - развитие старчес­кой тугоухости, или пресбиакузии (снижение восприятия звуков высокой частоты, снижение способности различать тона, рост порогов костной и воздушной проводимос­ти); основные причины пресбиакузии - остеопороз слуховых косточек, их отосклероз, атеросклероз внутрикостных сосудов, снижения эластичности основной мембраны, атрофии нейронов слухового анализатора Относительное уменьшение вкусовой (вследствие уменьшения числа вкусовых луковиц) и обонятельной (вследствие атрофии слизистой носа и дегенерации обонятельных нейронов) чувствительности. Сохранность болевой и температурной чувствительности. Снижение тактильной чувствительности (прикосновения, давления и, особенно, виб­рации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: