Возрастные аспекты общей физиологии ЦНС

204. Нейроны, синапсы и нервные волокна на ранних этапах онтогенеза. Стабильность числа нейронов после 20-24 недели внутриутробного развития, увеличение их размеров, числа отростков и функционирующих синапсов, рост мембранного потенциала (с 50 мВ до 60-70 мВ), снижение длительности ПД и рост его амплитуды, рост возбудимости и лабильности нейронов, снижение чувствительности к токсическим веществам. Рост объемной скорости образования ме­диатора, рост числа постсинаптических рецепторов, скорости синаптической передачи, амплитуды ВПСП и ТПСП. Гетерохронность формирования синапсов. Процесс миелинизации - его значение, гетерохронность и последовательность, начало (внутриутробно) и завершение (к 30-40 годам), концентрация ионных каналов в области перех­ватов Ранвье. Рост возбудимости, проводимости и лабильности нервных волокон.

205. Процессы торможения в ЦНС и свойства ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Формирование первичного торможения (постсинаптического, а затем - пресинаптического) и его значение. Особенности доминантного очага у ребенка (быстрое формирование, низ­кая устойчивость к внешним раздражителям). Рост силы (с 3 до 5 лет), подвижности (с 5 до 7 лет) уравновешенности нервных процессов и достижение зрелости (к 18-20 г) координационных механизмов ЦНС.

206. Безусловные рефлексы на ранних этапах онтогенеза. Общие закономерности становления рефлекторной деятельности и биологическое значение этого процесса. Рефлекторная деятельность плода - первые двигательные рефлексы (7-8 нед.), три стадии рефлекторной деятельности (локаль­ного рефлекса, генерализации и специализации). Фонд безусловных рефлексов у новорожденных и их разновидности - пожизненные автоматизмы, транзиторные рефлексы (сосательный, поис­ковый, хоботковый, ладонно-ротовой рефлексы; хватательный рефлекс; реф­лексы Моро, Бабинского, Галанта, Переса, Кернига; рефлекс опоры; лабиринтный рефлекс; асимметричный и симметричный шейные тоничес­кие рефлексы) и автоматизмы, появляющиеся после рождения (простые шейные и туловищные установочные рефлексы; туловищный выпрямительный реф­лекс; верхний и нижний рефлексы Ландау). Пищевые, защитные и ориентировочные рефлексы новорожденного*. Время исчезновение руди­ментарных рефлексов или формирования новых рефлексов как показатель нервно-психического развития ребенка. Угасания рефлекса опоры и рефлекса автоматической ходьбы (к 1-2 мес.), хватательного рефлекса Робинсона (к 2- 4 мес.), рефлекса Моро (к 4 мес.), рефлекса Бабинского (к 2 годам). Время появления туловищного выпрямительного рефлекса (1 мес.), верхнего рефлекса Ландау (к 4 мес.), цепных шейных и туловищ­ных рефлексов (к 6-7 мес.).

207. Развитие ЦНС и морфо-функциональные изменения мозга на ранних этапах онтогенеза Принцип системогенеза. Кортиколизация контроля деятельности внутренних органов. Влияние на процесс развития ЦНС генетических, гормональных и сенсорных факторов. Рост массы головного мозга (от 400 до 1400 г). Зрелость спинного и продолговатого мозга к моменту рождения. Недоразвитость вестибулярных ядер у новорожденных (и поэтому повышен тонус сгибателей). Сроки частичного и полного созревания мозжечка (7 лет; 15-16 лет), среднего мозга (к 6-7 годам), гипоталамуса (2-3 года; 15-17 лет), таламуса (к 13 годам), базальных ганглиев (1 год; 7 лет), вегетативной нервной системы (6-7 лет). Значение созревания нейронов черной субстанции для выполнения точных движений пальцев рук и глазодвигательных нейронов для управления движением глазных яблок и аккомодационным процессом. Физиологическое значение созревания гипоталамических центров, формирования связей таламуса с другими структурами мозга и созревания нейронов базальных ганглиев. Структурно-функциональная характеристика вегетативной нервной системы детей различного возраста; гетерохронность ее развития, постепенное повышение удельного веса парасимпатической системы. Оценка влияния симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы у. детей в различные возрастные периоды*. Особенность гематоэнцефалического барьера у плодов и новорожденных (обладает высокой проницаемостью). Возрастные особенности кровоснабжения мозга*.

208. ЦНС при старении. Снижение массы и объема мозга, плотности и числа нейронов, рост глиальных клеток, амилоидных субстанций и липофусцина. Снижение мозгового кровотока и способности нейронов утилизировать глюкозу, снижение запасов медиаторов (ацетилхолина, дофамина, серотонина, норадреналина, ГАМК, гомовани­линовой кислоты и других) как предпосылка развития старческой депрессии, старческого слабоумия, болезни Паркинсона. Снижение функциональных возможностей нейронов – (работы нат­рий - калиевого и кальциевого насосов, МП, лабильности) и его отростков (уменьшение скорости проведения возбуждения по нервам), нарушение эффективности торможения Снижение рефлекторной и интегративной деятельности мозга.

Возрастные аспекты опорно-двигательного аппарата, двигательных систем мозга и двигательной активности человека

209. Морфологические изменения скелетных мышц на раннем этапе онтогенеза Внутриутробный этап - мезодерма как источник формирования мышц; сомиты, миотоны (мышечные волокна), миобласты, миотрубки; гетерохронное формирование мышц; степень развития мускулатуры к моменту рождения Постнатальное развитие мышц. Рост мышечной массы (с 23% до 44%), повышение уровня капилляризации мышц, повышение содержания сократительных и регуляторных мышечных белков, замена фетального миозина на миозин взрослых, рост АТФ-азной активности, мощности кальциевых насосов. Поэтапное развитие мышц живота, жевательных мышц, мышц спины и конечностей (на руках - крупные мышцы плеча, предплечья и мышцы кисти). Недостаточная развитость мышц кисти у детей в 6 лет. Пубертатный период в развитии мышц; начало развития быстрых мышечных волокон и координационных возможностей. Интенсивное развитие мелких мышц после 15 лет, способствующее повышению точности движений (координационных возможностей).

210. Функциональные изменения скелетных мышц на раннем этапе онтогенеза. Функции мышц в различные возрастные периоды*. Повышение мембранного потенциала мышеч­ных волокон (с 55-60 до 70-80 мВ). Изменение формы потенциала действия (от платообразной к пикообразной), рост его амплитудных и скоростных характеристик. Повышение эффективности электромеханического сопряжения. Повышение возбудимости, лабильности (уменьшение длительности АРФ, реобазы и хро­наксии), абсолютной и относительной силы сокращения, рост скорости сокращения и расслабления, снижение Н-холинореактивности, появление способности к развитию зубчатого и гладкого тетануса. Период функциональной зрелости скелетных мышц (9-15 лет).

211. Изменения физиологических свойств эфферентных двигательных нервов, синаптической передачи и двигательного анализатора. Созревание двигательных нервов (к 11- 13 годам), повышение скорости проведения возбуж­дения по нервам (в 2 раза) за счет увеличения диаметра нерв­ных волокон, их миелинизации и концентрации натриевых каналов в области перехватов Ранвье. Гетерохронное развитие нервно-мышечных синапсов (к 7-8 годам), переход от "множественной" иннерва­ции к одиночной («одно волокно – один синапс»). Рост скорости синаптической передачи возбуждения и лабильности. Развитие двигательного анализатора – перемещение мышечных рецепторов в участки, подвергаемые наи­большему растяжению; дозревание афферентных волокон (к 7-8 годам) и коркового конца анализатора (7-8 лет; 13-15 лет). Значение трудового и физического воспитания в формировании двигательного анализатора.

212. Движения плода. Двигательные рефлексы плода, характер его движений. Шевеления плода, их количественные характеристики и зависимость от состояния плода. Фетоактография и ее клиническое зна­чение. Функциональная роль двигательной активности плода.

213. Тоническая активность скелетных мышц на раннем этапе онтогенеза. Особенности тонической активности плода и ее функциональное значение (доминирование флексорного тонуса; создание позы). Гипертонус новорожденных, преобладание активности флексоров, физиологическое значение (терморегуляция, стимуляция роста, антигравитационные реакции) и причины (незрелость вестибулярных ядер и др.). Механизмы снижения флексорного тонуса (контроль со стороны созревающей к 6 мес. пирамидной системы) и его функциональное значение (возможность развития ло­комоций - сидения, стояния и ходьбы).

214. Двигательная активность на раннем этапе онтогенеза; формирование позы и естественных видов движения. Двигательные рефлексы новорожденного (плавательный, сосательный, хватательный, рефлекс опоры) и их характер - хаотичность, генерализованность, отсутствие целенаправленности. Спонтанные периодические движения новорожденных*. Поэтапное становление раз­личных форм движений, координаций и поз у грудных детей. Движения глаз (2- 3 нед.; фиксация взора и слежение за предметами). Координация мышц шеи (1,5 - 2 мес.; удержание головы). Координация мышц рук и организация целенаправленного движения - приб­лижение руки к глазу или к носу (2-2,5 мес.), удержание игрушки двумя руками (3,5 мес.), активное про­тягивание руки к предмету, хватание предмета (5 мес.), ножницеоб­разное хватание предметов за счет смыкания большого пальца и III пальцев (9-10 мес.), клещеобразное хватание предметов, т.е. захват с использованием концевых фаланг большого и указательного пальцев (12-13 мес.). Координация мышц спины - повороты со спины на бок (4 мес.), со спины на живот (5 мес.), с живота на спину (5-6 мес.). Координа­ции мышц ног - самостоятельное сиденье (6 мес.), ползание с перекрестным движением рук и ног вперед (7-8 мес.), ползание с припод­нятым животом (8 мес.), формирование позы стоя (8-9 мес.). Становление и совершенствование ходьбы и других видов естественных движений - первые шаги (10-11 мес.), ходьба на согнутых в ко­ленном и тазобедренном суставах ногах (12-16 мес.), ходьба без сгибания ног (2- 3,5 года), зрелая поход­ка с синхронными марширующими движениями рук (4-5 лет). Со­вершенствование ходьбы - увеличение длины шага, формирование правильной постановки стоп и осанки, рационального сочетания движений рук при ходьбе (4-15 лет). Формирование координаций, обеспечивающих сохранение равновесия при ходьбе (3-4 года), совершение бега (3-15 лет) и прыжков (4-15 лет). Формирование позы у детей - сидения стояния; осанка детей раннего, первого и второго детства**. Структура и развитие навыков письма** Сенситивный период для развития двигательных навыков и физического совершенства (6-14 лет). «Золотой» возраст развития моторики (18-30 лет). Интегральная характеристика развития двигательных навыков у ребенка в возрасте от 2-х до 4-х месяцев, от 5 до 9 месяцев, от 9 до 12 месяцев, от 1года до 12лет*

215. Развитие двигательных качеств человека на раннем этапе онтогенеза. Общие принципы развития двигательных качеств и координационных способностей ребенка. Сенситивные периоды. Механизмы развития мышечной силы (гипертрофия мышц, повышение эффективности управления мышцами) и его сенситивный период (12-17 лет); влияние андрогенов. Примеры изменения мышечной силы – увеличение мышечной силы кисти (с 12 кг в 7 лет до 40-50 кг); рост становой силы (с 30 кг в 7 лет до 60-80 кг). Механизмы развития быстроты двигательных актов (повышение скорости мышечного сокращения, проведения возбуждения по нерву и синапсу, обработки сенсорной информации и принятия реше­ния) и его сенситивный период (6-14 лет). Механизмы развития точности движения (координационные механизмы, обработка сенсорной информации) и его сенситивный период (11- 16 лет). Механизмы развития ловкости (развитие быстроты и точности) и его сенситивный период (8-13 лет) Механизмы развития выносливости к длительному выполнению статической и динамической работы, или общей выносливости (рост аэробной и анаэ­робной производительности организма и формирование меха­низмов, препятствующих развитию утомления) и его сенситивный период (10-15.лет). Рост относительных и абсолютных показателей физической работоспособности, или PWC170 (в 10 лет -11-12, в 16 лет- 15-17 кгм/мин/кг). Способность к восстановлению (7-9-лет) Развитие гибкости и ее сенситивный период (3-8 лет). Потребности детей в движении, нормативы суточной дви­гательной активности ребенка в разные возрастные периоды (от 9-12 тысяч до 25 тысяч в сутки). Негативное влияние гипо- и гиперкинезии на развитие ребенка. Диагностика двигательных качеств ребенка - быстроты, ловкости и выносливости мышц**

216. Опорно-двигательный аппарат, двигательные системы мозга и двигательная активность при старении. Дистрофия костей, хрящей и связочного аппарата позвоноч­ника и конечностей (остеопороз, или рарефикация ) и компенсаторные процессы (костно-хрящевые разрастания краев тел позвонков и межпозвоночных дисков, или остеофиты), изменение их формы, истончение меж­позвоночных дисков, изменение кривизны позвоночника. Остеомаляция. Риск переломов костей. Истончение и потеря эластичности хрящей. Риск развития остеоартритов и остеохондрозов. Снижение мышечной массы и мышечной силы Нарушение механизмов регуляции произ­вольных движений, позы и равновесия, координации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: