Возрастные аспекты физиологии ВНД

222. Морфологические изменения коры больших полушарий и особенности ЭЭГ на ранних этапах онтогенеза. Внутриутробный этап формирования коры больших полушарий. Постнатальный период - изменение формы и величины бо­розд и извилин, появление третичных борозд, рост серого вещества, миелиниза­ция нервных волокон, асинхронное созревание различ­ных областей коры, дифференцировка клеточных элементов коры, увеличение связей между нейронами коры. Влияние генетических, средовых и гормональных факторов на развитии коры. Возможности регистрации ЭЭГ плодов и определения периода бодрствования и сна. Особенности ЭЭГ детей грудного возраста (преобладание дельта-ритма или тета-ритма, отражающих активность подкорковых структур). Формирование aльфа-ритма (к 11-12 годам) и его временное снижение в пубертатном периоде. Формирование «взрослого» типа ЭКГ (к 16-18 годам).

223. Выработка условных рефлексов и процессы памяти у детей. Начало выработки натуральных (7-й день) и искусственных (1 мес.) условных рефлексов и динамического стереотипа (3-4 мес.) у детей. Характер первых условных рефлексов. Трудность выработки условных рефлексов, низкая сила и большая инертность процессов возбуждения и тор­можения, их неуравновешенность и широкая иррадиация, потребность частого воспроизведения и подкрепления. Стадии выработки условного рефлекса и динамического стереотипа; наличие вегетативного компонента. Рост скорости выработки условных рефлексов с возрастом. Фонд ус­ловных рефлексов (умений и навыков) и период его наибольшего увеличения (первые два года). Значение поло­жительного и отрицательного переноса навыка. Динамический стереотип в жизни ребенка как механизм адаптации его организма к быстро меняющейся внешней среде и как компенсация недостаточности силы и подвижности нервных процессов. Прочность динамического стереотипа и трудность его переделки. Методы изучения условных рефлексов у детей*. Развитие аналитической и синтетической деятельности мозга у детей; значение взаимосвязи зрительного, тактильного и двигательного анализаторов в формировании реакций на комплексные раздражители и двигательных навыков*. Возрастные особенности процессов памяти; импринтинг как особая форма реагирования новорожденных и детей грудного возраста; формы импринтинга, его отличия от условных и безусловных рефлексов*.

224. Особенности внешнего и внутреннего торможения у детей. Сроки появления внешнего (первые дни жизни) и внутреннего торможения, в том числе угасательного (2 мес.), условнотормозного (2,5 мес.), дифференцировочного (3- 4 мес.) и запаздывающего (5 мес.). Постепенное снижение значения внешнего торможения в деятельности ребенка (к 6-7 годам) и повышение роли внутреннего торможения. Прогрессивная «шлифовка» всех видов внутреннего торможения (как основы воспитания) в процессе образовательной деятельности ребенка.

225. Развитие речи, мышления, сознания и бессознательного у детей. Н евербальная (касания, жесты, мимика, взгляд, поза, оттенки голоса) и вербальная (речь) коммуникативная деятельность ре­бенка**. Формирование сенсорных, моторных и смысловых центров речи (с 6 мес.). Общение как необходимый фактор развития речи. Этапы становления речи - подготовительный (этап гуления и лепета; 2-6 мес.), этап возникновения сенсорной речи (6-8 мес.), этап возникновения моторной речи (10-12 мес.). Особенность третьего этапа – обучение произношения простых слов, простых фраз, усвоение падежных окончаний (2 года), произношение слож­ных предложений и рассказов (1.5-2 года), становление коммуникативной речи (2-3 года), семантической речи, или мышления (6-7 лет), освоение письменной речи (с 6-7 лет). Рост словарного запаса ребенка (от 10-12 слов в 1 год до 700 -1500 слов в 3 года). Рост степени обобщения (слово как символ первой, второй, третьей и более высоких степеней обобщения). Сенсорное обеспечение звуко - и речепроизводства; восприятие и разборчивость речи; речь как характеристика индивидуальных особенностей ребенка; диагностика функционального состояния ребенка по голосу и речи**. Выработка интеллектуальных условных рефлексов (речевых и мыслительных умений и навыков) как основа развития речи и мышления. База формирования мыслительных условных рефлексов (ориентировочный рефлекс, рефлекс достижения полезного результата действия методом проб и ошибок). Возрастные периоды формирования наглядно – действенного (5-8 лет) и словесно – логического (с 8- 9 лет до 14-17 лет) мышления. Факторы успешности формирования речи и мышления у детей. Первые признаки проявляющегося сознания у ребенка - узнавание себя в зеркале, возможность употребления местоимение "Я". Наличие у ребенка неосознаваемых процессов (бессознательного). Представления З. Фрейда о содержании бессознательного у ребенка и о формировании детей Эдипова комплекса или комплекса Электры.

226. Формирование на ранних этапах онтогенеза механизмов, реализующих потребнос­ти, мотивации, эмоции и волю. Формирование поведения (научение). Наличие у новорожденных механизмов, обеспе­чивающих детекцию и реализацию основных биологических потребностей, а также механизмов, оценивающих степень удовлетворения этих потребностей (механизмы эмо­ций). Формирование социальных и идеальных потребностей (выработка интеллектуальных рефлексов), а также механизмов, обеспечивающих их детекцию, реализацию и оценку их удовлетворения. Критический период формирования социальных и идеальных потребностей (5 -12 ме­с.). Завершение первичной со­циализации ребенка (1 год). Значение эмоций в развитии ребенка. Эмоции как фактор подкрепления положительных и отрицательных условных рефлексов. Эмоции новорожденного (крик, плач). Формирование способности к появлению положительных эмоций и их внешних проявлений - улыбки (6 нед.), элементов смеха (9-12 нед.). Яркость внешнего проявления эмоций у грудных детей, дошкольников и младших школьников. Появление способности к корковому (произвольному) контролю эмоций (9-11 лет); нарушение этой способности в пубертатном периоде. Формирование основных видов эмоций. Изменение эмоциональности де­тей с возрастом; сопереживание; переход эмоций в долгосрочное настроение; эмоциональная зрелость; воспитание детей в эмоционально обогащенной и обеднен­ной среде**. «Рефлекс свободы» или рефлекс сопротивления как физиологическая основа воли, т.е. сознательного контроля поведения. Участие структур II сигнальной системы и эмоциогенных механизмов в формировании воли. Становление поведения в онтогенезе – особенности проявления врожденных (инстинкты) и приобретенных (предметная, игровая, учебная и трудовая деятельности) форм поведения ребенка. Роль различных форм обучения (неассоциативного, ассоциативного, когнитивного, вероятностного прогнозирования) в формировании поведения ребенка. Значение имитации родительского по­ведения для формирования поведенческого репертуара ребенка; факторы, способствующие и препятствующие обучению; физиологические основы оптимизации обучения детей раз­ного возраста** Моторные, сенсорные и центральные компоненты по­ведения; сенсорное и моторное развитие ребенка**

227. Развитие механизмов внимания на ранних этапах онтогенеза. Признаки непроизвольного внимания у новорожденных (ге­нерализованная реакция возбуждения с двигательным компонентом). Особенности непроизвольного внимания у грудных детей (наличие исследовательского компонента). Формирование произвольного внимания, т.е. ориентировочной реакции на слово, на речевую инструкцию (с 3 лет; зрелая форма – в 9-10 лет). Ослабление произвольного внимания в период полового созревания. Процессы формирования доминанты и внутреннего торможения как физиологическая основа формирования произвольного внимания у детей. Роль положительных эмоций.

228. Цикл «сон – бодрствование» на раннем этапе онтогенеза. Наличие цикла у плода и его динамика в процессе внутриутробного развития (повышение длительности медленного сна и снижение длительности пара­доксального сна). Возрастные изменение сна - снижение общей продолжительности сна (с 21 до 8 - 9 ч), доли быстрого сна (с 50% до 20%), кратности сна (с 5- до 1-кртаного). Высокая частота двигательных, психических и вегетативных парасомний у детей. Значение сна для развития ребенка.

229. Типы ВНД и акцентуация характера у детей. Становление в онтогенезе основных свойств нервной системы – силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Необходимость применения «детской» классификации типов ВНД. Критерии, положенные в основу классификации Н.И. Красногорского (характеристика скорости выработки положительных и отрицательных условных рефлексов, характер речи, взаимоотношение коры и подкорковых структур) и типы ВНД по Н.И. Красногорскому - быстрый (уравновешенный), медленный (кортикальный), эмоционально вспыльчивый (подкорковый) и слабый (гиподинамический). Основной критерий классификации А.Г. Иванова-Смоленского (способность ре­бенка образовывать положительные и отрицательные условные рефлек­сы) и типы ВНД по этому автору - лабильный, инертный, возбудимый и тормозной. Значение типов ВНД для развития, воспитания и образовательной деятельности ребенка. Особенности проявления основных свойств ВНД в период полового созревания; акцентуация личности подростка. Роль генотипа и воспитания в формировании типологических особенностей ВНД детей*.

230. Интегральная характеристика ВНД детей и подростков. Особенности новорожденных – ответ на внешние раздражители безуслов­ными рефлексами глобального характера; отсутствие условных рефлексов. Особенности детей грудного возраста - становление условнорефлекторной деятельности, речи, формирование двигательных рефлексов, обеспечивающих организацию основных поз и локомоций, начало развития ходьбы. Особенности раннего детства (1-3 года) как периода наибольшей скорости психического развития - формирование основ предметного действия, игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности, формирование речи и наглядно-образного мышления, формирования сознания и личности. Особенности первого детства (3-7 лет) - совершенствование условно-рефлекторной деятельности и всех видов внутреннего торможения; формирование взаимоотношений между первой и второй сигнальными системами; становление эмоциональной сферы, образного и словесно-логического мышления, игровой и продуктивной деятельности; развитие памяти, внимания, сенсорных умений и навыков; формирование иерархии потребностей, волевых качеств и характера. Школьная зрелость, т.е. готовность детей к обучению в школе; методика Керна - Ирасека и другие методы ее диагностики**. Особенности второго детства (7-12 лет) - становление коркового контроля эмоциональной сферы и поведения; совершенствование психических процессов – памяти, внимания, речи, мышления (формирование абстрактного мышления); рост умственной работоспособности; доминирование учебной деятельности. Особенности подросткового, или пубертатного периода (12-15 лет у девочек, и 13- 16 лет у мальчиков) - снижение всех форм внутреннего торможе­ния и коркового контроля над эмоциональной сферой и поведением, акцентуация личности, улучшение качества и глубины мышления на фоне снижения эффективности психической деятельности (памяти, восприятия внимания, речи). Особенности юношеского возраста (16 - 21год), или периода расцвета функций коры больших полушарий, - значительное повышение умственной (и физической) работоспособ­ности, всех интеллектуальных функций, всех видов условно-рефлекторной деятельности и внутреннего торможения, восстановление регулирующей роли коры больших полушарий по отношению ко всем проявлениям ВНД., формирование асимметрии мозга, типов ВНД. и характера.

231. Высшая нервная деятельность при старении. Уменьшение силы, подвижности и уравновешенности основных нервных процессов, затруднение выработки условных рефлексов, ослабление внутреннего тормо­жения, снижение способности к обучению, снижение умственной работоспособности, нарушение сна и эмоциональной сферы, ослабление внимания и памяти, нарушение сложных форм психической деятельности и целенаправлен­ного поведения, уменьшение спо­собности к концептуальной деятельности и рассудочности. Акцентуация личности и черт характера, появление психических синдромов и болезней (депрессии, сенильной деменции, болезни Альцгеймера и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: