Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь, ее концепция, цели, основные направления и некоторые итоги

Верховным Советом Республики Беларусь 23 апреля 1992 г. была одобрена Концепция судебно-правовой реформы, определяющая долгосрочную программу преобразования и дальнейшего развития судебных правоохранительных органов. Целями судебно-правовой реформы являются: 1) создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства; 2) утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан, действенность законов; 3) воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих нормам международного права и рекомендациям юридической науки. Концепция судебно-правовой реформы содержит 10 разделов: первый посвящен обоснованию причин проведения реформы; второй — восьмой содержат сведения о перспективах развития и реформирования: судебной власти и судебной системы, предварительного расследования, прокурорского надзора, Министерства юстиции и его органов на местах, органов адвокатуры, органов внутренних дел и государственной безопасности, общественных формирований юристов; девятый посвящен вопросам реформирования законодательства; десятый — этапам реализации Концепции судебно-правовой реформы. Большинство заложенных Концепцией идей претворено в жизнь, часть — находится в процессе реализации, от некоторых отказались ввиду их несостоятельности. Многие положения Концепции пересмотрены и переосмыслены. Современная позиция государства по поводу правового совершенствования организации и деятельности судов и правоохранительных органов изложена в Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 20


5. Правовые источники курса, их общая характеристика. Правовыми источниками курса «Судоустройство»являются законодательные и другие нормативные правовые акты, регулиру-ющие порядок организации и деятельности судов и правоохранительных органов. Правовые источники подразделяются на две основные группы — национальные акты и международно-правовые акты (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.) Национальные правовые источники, в свою очередь, классифицируются по юридической силе и предмету регулирования. По юридической силе источники подразделяются на следующие виды: 1) Конституция Республики Беларусь (Конституция РБ) — основной источник, в котором закреплены основополагающие положения и принципы, касающиеся судов и правоохранительных органов; 2) кодексы, основным из которых для «Судоустройства» является Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. Также сюда относятся Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь., Гражданско-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Хозяйственно-процессуальный кодекс Республики Беларусь и др.; 3) законы: «О прокуратуре Республики Беларусь», «Об органах внутренних дел», «Об органах государственной безопасности», «Об адвокатуре», «О Конституционном Суде в Республике Беларусь», «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» и др.; 4) декреты и указы Президента Республики Беларусь:. Декрет Президента от 3 мая 1997 г. № 12 «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь», Указ от 30 декабря 2003 г. № 603 «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений внутренних дел Республики Беларусь» и др.; 5) постановления Совета Министров Республики Беларусь: постановлением Совета Министров от 31 октября 2001 г. № 1605 было утверждено положение о Министерстве юстиции Республики Беларусь, Постановлением Совета Министров от 6 февраля 2007 г. № 150 утверждена Инструкция о порядке формирования и организации работы с резервом кадров судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь и др.; 6) нормативные правовые акты судов и правоохранительных органов (в том числе заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь). В зависимости от регулирования того или иного направления (функции) правоохранительной деятельности выделяют следу-ющие группы правовых источников курса: 1) общего характера (относятся акты, содержащие правовые предписания, касающиеся организации и деятельности каждого правоохранительного органа и суда, — Конституция Республики Беларусь, международно-правовые акты); 2) о судебной власти, правосудии и судах; 3) об организационном и материально-техническом обеспечении деятельности судов и управлении в области юстиции; 4) о прокурорском надзоре и органах прокуратуры; 5) об организации выявления и расследования преступлений; 6) об организации охраны общественного порядка и обеспечения государственной безопасности; 7) об организации оказания юридической помощи и юридических услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: