Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР

В 1985 г. политическое лидерство перешло к М.С. Горбачеву.

Был выработан новый курс развития страны - «перестройка». Характер нового курса (с 1985 по 1991 г.), - стремление реформировать советское общество, которое к 80-м гг. вступило в затяжной социально-экономический кризис. Новый курс предполагал соединение социализма и демократии, улучшение социализма.

Выделяют три этапа перестройки:

1) 1985–1986 гг.;

2) 1987–1988 гг.;

3) 1989–1991 гг.

Первый этап. Период ускорения.

1) начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме речь шла о неотложности глубоких перемен во всех областях жизни общества; рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны;2) успех курса на ускорение связывали:

– с более активным использованием достижений НТР (научно-технической революции);

– децентрализацией управления народным хозяйством;

– внедрением хозрасчета;

– укреплением дисциплины на производстве;

3) на основе реформированной экономики намечалось решить важные социальные проблемы – жилищную (к 2000 г.) и продовольственную.

Второй этап. «Гласность» и перестройка.

1) перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет, журналов;

2) возникли многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 1930-1950-х гг.;

3) возросла роль публицистики, СМИ. Начался процесс восстановления исторической памяти народа, раскрытия «белых пятен» истории. Перестала быть запретной критика В.И. Ленина.

Трудности и противоречия проведения перестройки:

1) экономическое реформирование не привело к позитивным переменам. Обострялись проблемы повседневной жизни. Становилась очевидной необходимость перехода к полноценным рыночным отношениям;

2) несмотря на многомиллионные вливания в экономику, не удалось выйти на передовые позиции, не оправдались надежды и на закон о кооперации. Она вылилась в вымывание дешевых товаров из госторговли и их перепродажу по высоким ценам. Зато произошла легализация «теневой экономики»;

3) противоречивость начатых преобразований в рамках командно-административной системы проявилась в политической сфере. Актуальным стал вопрос о ликвидации монополии КПСС и активизации деятельности Советов;

4) в 1989 г. в стране начинает оформляться демократическая оппозиция (Межрегиональная депутатская группа), которая выступила за необходимость не реформ, а изменения всего общественного строя, который существовал в СССР;

5) хотя на III съезде Советов народных депутатов СССР была отменена монополия КПСС, было введено президентство в стране (президентом СССР стал М.С. Горбачев), этот институт оказался очень слабым и не смог противостоять распаду государства, который начинается после демонтажа его основы – власти партии.

76. Национальные конфликты. Ослабление центральной власти в период «перестройки».

В СССР, как в любой другой многонациональном государстве, не могли не существовать национальные противоречия, которые всегда наиболее ярко проявляются в условиях экономических и политических кризисов и радикальных изменений. Советская власть во время строительства социализма не учитывала исторические особенности народов. Правительство, объявив о формировании нового сообщества «советский народ», перешел к фактическому разрушению традиционного хозяйства и быта многих народов страны.. В избирательной кампании 1990 г., когда выбирали народных депутатов всех уровней, четко определилось противостояние партийного аппарата и оппозиционных сил. Последние получили организационный центр в лице избирательного блока «Демократическая Россия» (в дальнейшем он превратился в общественное движение). Февраль 1990 стал месяцем массовых митингов, участники которых требовали ликвидации монополии КПСС на власть.Выборы продемонстрировали кризис власти партийной верхушки. В 1990 г. национальные движения развивались по восходящей. В январе в связи с армянскими погромами в Баку были введены войска. Военная операция, которая сопровождалась массовыми жертвами, лишь на время сняла с повестки дня вопрос о независимости Азербайджана. Тогда же литовский парламент проголосовал за независимость республики, и в Вильнюс вошли войска. Вслед за Литвой аналогичные решения были вынесены парламентами Эстонии и Латвии, летом декларации о суверенитете приняли Верховный Совет России (12 июня) и Верховная Рада Украины (16 июля), после чего «парад суверенитетов» охватил другие республики. В феврале-марте 1991 г. референдумы о независимости были проведены в Литве, Латвии, Эстонии, Грузии.

Осенью 1990 г. М. С. Горбачев, избранный президентом СССР на Съезде народных депутатов, был вынужден провести реорганизацию органов государственной власти. Исполнительные органы теперь подчинялись непосредственно президенту. Учреждался новый совещательный орган - Совет Федерации, членами которого стали главы союзных республик. Началось разработка и согласование проекта нового Союзного договора между республиками СССР, шло Передача. В марте 1991 г. был проведен первый в истории страны референдум - гражданам Советского Союза надо было высказать свое мнение по вопросу сохранения Советского Союза как обновленной федерации равных и суверенных республик. Показательно, что 6 (Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и Молдавия) с 15 союзных республик не приняли участия в референдуме. 76% тех, кто принимал участие в голосовании, высказались за сохранение Союза. Параллельно проводился и Всероссийский референдум - большинство его участников проголосовали за введение поста президента республики.

12 июня 1991, ровно год спустя, как была принята Декларации о государственном суверенитете РСФСР, состоялись всенародные выборы первого в истории России президента. Им стал Б.Н.Ельцин, в поддержку его кандидатуры высказались более 57% избирателей. После этих выборов Москва превратилась в столицу двух президентов: общесоюзного и российского. Позиции двух лидеров согласовать было трудно, а личные отношения не отличались взаимной привязанностью.

К лету 1991 г. в стране назрел политический взрыв. В такой ситуации руководители девяти республик после острых дискуссий договорились подписать 20 августа новый союзный договор, что, по сути, означало переход к действительно федеративного государства, устранения ряда государственных структур, сформированных в СССР, и замену их новыми.

Представители партийно-государственных верхов, которые считали, что только решительные действия помогут сохранить политические позиции КПСС и остановить распад Советского Союза, прибегли к силовым методам. Они воспользовались отсутствием в Москве президента СССР, находившийся на отдыхе в Крыму, и в ночь с 18 на 19 августа образовали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В его состав вошли 8 человек, в том числе вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, силовые министры. ГКЧП объявил в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действующие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги, собрания и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информации; ввел в Москву войска. Фактически заговорщиков поддержал Председатель Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов, который, однако, не вошел в состав ГКЧП.

Сопротивление ГКЧП возглавили Б. Н. Ельцин и руководство России. В обращении «К гражданам России» они призывали население не подчиняться незаконным решениям ГКЧП, квалифицировав действия его членов как антиконституционный переворот. Б.Н.Ельцина и руководство России поддержали более 70% москвичей, отдельные регионы страны и воинские части. Десятки тысяч жителей столицы и значительное количество приезжих граждан заняли оборону вокруг Белого дома, выражая поддержку Ельцину и готовность защищать резиденцию российской государственной власти с оружием в руках.

ГКЧП после трехдневного противостояния, испугавшись развязывание гражданской войны, начал вывод войск из Москвы. 21 августа члены ГКЧП были арестованы.

Руководство России воспользовалось августовским путчем для разгрома КПСС, был ядром тоталитарной системы. Ельцин издал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории России. Имущество партии было национализировано, на средства КПСС наложен арест. Либералы, пришедшие к власти в центре, перехватили у руководства КПСС рычаги управления армией, КГБ, МВД, средствами массовой информации. Президент М. Горбачев, по сути, стал выполнять декоративную роль. Большинство республик после попытки переворота отказались от подписания союзного договора. На повестке дня встал вопрос о дальнейшем существовании СССР.

77. Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг. Распад мировой системы социализма.

В середине 80-х годов внешняя политика СССР по многим позициям зашла в тупик.

1) Существовала реальная опасность нового витка «холодной войны», что еще сильнее накалило бы ситуацию в мире.

2) «Холодная война» могла окончательно разорить советскую экономику, которая переживала тяжелый кризис.

3) СССР не мог дальше оказывать безвозмездную «интернациональную помощь» различным антиимпериалистическим силам и «дружественным» странам. Эта помощь была разорительна для слабеющей экономики СССР.

4) идеологические «табу» ограничивали внешнеэкономическую деятельность самого СССР, мешая полноценному развитию советской экономики.

Предложения, выдвинутые Горбачевым в рамках нового политического мышления, имели революционный характер и в корне противоречили традиционным основам внешней политики СССР.

Основные принципы «нового мышления»:

- отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым;

- стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон. Это свело бы на нет гонку вооружений, взаимную вражду и создало атмосферу доверия и сотрудничества;

- признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. Тем самым СССР отказывался от принципа социалистического интернационала, признавая высшие интересы всего человечества.

В соответствии с новым политическим мышлением были определены три основных направления внешней политики СССР:

- нормализация отношений с Западом и разоружение;

- разрешение международных конфликтов;

- широкое экономическое и политическое сотрудничество со различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.

Результаты политики «нового мышления».

Напряженность в мире существенно ослабла. Речь зашла даже об окончании «холодной войны». Образ врага, который формировался десятки лет по обе стороны «железного занавеса», был фактически разрушен.

Впервые в истории произошло не просто ограничение ядерных вооружений – началась ликвидация целых классов ядерного оружия. Европа освобождалась и от обычных вооружений.

Начался процесс более тесной интеграции СССР и соцстран Европы в мировое хозяйство и в международные политические структуры.

Важным следствием «нового политического мышления» явились ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Д. Бушем. Результатом этих встреч стали важные решения и договоры, которые заметно снизили напряженность в мире.

В 1987 году между СССР и США заключен договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Впервые две сверхдержавы договорились не о сокращении этого оружия, а о его полной ликвидации.

В 1990 году подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В качестве жеста доброй воли СССР в одностороннем порядке снизил свои оборонные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тысяч человек.

В 1991 году подписано соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Оно позволило начать сокращение ядерного оружия в мире.

Параллельно с политикой разоружения начали формироваться новые экономические отношения с США и другими западными странами. Идеологические принципы оказывали все меньше влияния на внешнюю политику СССР и на характер его взаимоотношений со странами Запада. Но у дальнейшего сближения с Западом вскоре появилась и весьма неблагоприятная причина. Ухудшение экономического положения Советского Союза делало его все более зависимым от Запада, от которого руководство СССР рассчитывало получить экономическую помощь и политическую поддержку. Это заставляло Горбачева и его окружение идти на все более серьезные и нередко односторонние уступки Западу. В конечном итоге это вело к падению авторитета СССР.

В 1989 году СССР вывел свои войска из Афганистана. На II съезде народных депутатов СССР афганская война была признана грубой политической ошибкой.

В том же году начался вывод советских войск из Монголии. Одновременно СССР содействовал выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи). Все это привело к улучшению отношений с Китаем. Между двумя великими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа. Результат: в Анголе, Камбодже и Никарагуа прекратилась гражданская война, представители противоборствующих сторон образовали коалиционные правительства.

Советский Союз значительно снизил безвозмездную помощь союзным режимам и идейным единомышленникам. Перестал поддерживать режимы в Ливии и Ираке. А во время кризиса в Персидском заливе в 1990 году впервые поддержал действия Запада.

В 1991 году было заключено международное соглашение, которое способствовало улучшению отношений Израиля с соседними арабскими странами. Большую роль в этом событии сыграл СССР.

Все эти шаги существенно снизили напряженность в мире, способствовали оздоровлению международного политического климата. Однако воспользоваться плодами своих усилий Советскому Союзу не было суждено.

78. Августовский путч 1991 г. Распад СССР и образование СНГ.

Острый кризис доверия к Президенту СССР М.С. Горбачеву, его неспособность эффективно руководить страной и контролировать общественно-политическую ситуацию проявились и в его поражениях в борьбе с политическими оппонентами как «справа», так и «слева».

Последней попыткой укрепить союзную власть был приход к власти в августе 1991 г. Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). В ГКЧП вошли лица, занимающие высшие государственные посты в СССР. Основные события начались 19 августа и продолжались три дня. В первый день были оглашены документы руководителей государственного переворота. Вице-президент СССР Г. Янаев в указе, изданном от его имени, объявил о вступлении в «исполнение обязанностей Президента СССР» «в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем своих обязанностей». В «Заявлении советского руководства» извещалось об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению.

19 августа ГКЧП СССР принял Постановление № 1, которое приостанавливало деятельность партий, общественных организаций и массовых движений, запрещало проведение митингов, уличных шествий, демонстраций, забастовок, а средства массовой информации должны были перейти под контроль ГКЧП.

19 августа по решению ГКЧП в Москву были введены войска. Вместе с тем организаторы переворота не осмелились арестовать Б.Н. Ельцина, как и других руководителей России. Не были отключены телефоны, международная связь Белого дома. На пресс-конференции, организованной 19 августа, руководство ГКЧП вело себя нервозно, у его лидера Г. Янаева тряслись руки. Лидеры ГКЧП не могли представить медицинское свидетельство о состоянии здоровья М.С. Горбачева.

На борьбу с ГКЧП встали российские власти во главе с президентом РСФСР Б.Н. Ельциным. В Указе Президента РСФСР от 19 августа 1991 г. действия ГКЧП были признаны незаконными: «все решения, принимаемые так называемым ГКЧП, считать незаконными и не имеющими силу на территории РСФСР» и говорилось о переходе всех органов исполнительной власти СССР в непосредственное подчинение президента России. Б.Н. Ельцин выступил также с обращением «К гражданам России» в котором он призвал население на борьбу с ГКЧП. Белый дом, в котором расположилось российское правительство, получил возможность без промедления приступить к организации сопротивления путчу.

Б.Н. Ельцин переподчинил себе «все органы исполнительной власти СССР, Министерство обороны СССР, действующие на территории РСФСР».

Подавляющее большинство населения России не оказывало сопротивления приходу к власти ГКЧП. Большинство граждан за столь короткий срок нахождения у власти ГКЧП не смогли определить к нему свое отношение. Преобладающим настроением в обществе была растерянность.

Но переворот был обречен, т.к. руководство ГКЧП выступало за отжившие социалистические ценности, в которые большинство населения уже не верило. Попытка установить в стране чрезвычайное положение закончилась провалом в Москве. Около 100 тыс. москвичей сконцентрировалось около Дома Советов в Москве для поддержки российского руководства. Большая часть введенных в Москву войск перешла на сторону Б.Н. Ельцина. Итог противостояния между ГКЧП и российскими властями решился 20 августа, когда Б.Н. Ельцин и его окружение смогли переломить ход событий в свою пользу и взяли под контроль ситуацию в Москве. 22 августа Президиум Верховного Совета СССР объявил создание ГКЧП незаконным. В этот же день М.С. Горбачев сделал заявление, что все случившееся он квалифицирует как государственный переворот. В тот же день против членов ГКЧП было возбуждено уголовное дело. 23 августа во время встречи с депутатами Верховного Совета РСФСР ему было предъявлено требование немедленно подписать указ о роспуске КПСС. Президент СССР принял этот и другие ультиматумы. На следующий день 24 августа 1991 г. М.С. Горбачев сложил с себя полномочия генерального секретаря ЦК КПСС,распустил союзный кабинет министров. ЦК КПСС объявил о роспуске. Б.Н. Ельцин приостановил деятельность Российской коммунистической партии и запретил деятельность партий в Вооруженных Силах СССР на территории РСФСР. 24 августа Б.Н. Ельцин подписал Указ о назначении своих представителей в края и области РСФСР. В результате всех произошедших событий пал не только коммунистический режим, но и рухнули государственно-партийные структуры, цементирующие СССР.

8 декабря 1991 г. Президентами Российской Федерации (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич) в Беловежской пуще было подписано соглашение о прекращении существования СССР и создании Содружества независимых государств. На встречу в Беловежской пуще Президента СССР М.С. Горбачева даже не пригласили.

21 декабря в Алма-Ате 11 республиками, ранее входившими в СССР (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан), была подписана Декларация, подтверждающая создание Содружества независимых государств. Советский Союз прекратил свое существование.

25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев по Центральному телевидению заявил о добровольном сложении с себя полномочий Президента.

Распад СССР - результат воздействия целой суммы объективных и субъективных факторов. Перманентные неудачи экономических реформ М.С. Горбачева стимулировали республики к выходу из Союза. Ослабление власти КПСС, этого стержня советской системы, также вело к распаду СССР.

79. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства в постсоветский период.

Важнейшей особенностью развития мирового сообщества во второй половине XX в. является глобализация многих процессов и явлений в области международных отношений, усиление взаимосвязей и взаимозависимости современных государств. Глобализация проявляется не только в мировом масштабе, но и на региональном уровне. Важной составляющей международных отношений в XXI в. является региональное сотрудничество и развитие. В данной связи существенно возрастает значение регионального фактора в современных международных отношениях.

Формирование глобального информационного общества происходит, прежде всего, под воздействием прогресса новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сочетании с глобализацией рынков, как внутри отдельно взятой страны, так и на международной арене. Отсюда следует, что для гармоничного вхождения в информационное общество и соблюдения требуемого баланса необходимы координирующие усилия со стороны государства как органа, способного наиболее полноценно выражать интересы всего общества.

Особый интерес с точки зрения измерения таких диспропорций представляет публикуемый Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), начиная с 2001 г., ежегодный доклад по глобальным информационным технологиям, обобщающий данные более чем о 100 странах. Эксперты ВЭФ при ранжировании их информационного развития опираются исключительно на данные национальной статистики, которые позволяют представить возможности вхождения той или иной страны в глобальное информационное общество.

Группу стран-лидеров в данной сфере возглавляют США, которые приступили к разработке концепции информационного общества в начале 90-х гг. В 1993 г. вице-президент США А. Гор использовал понятие "информационная супермагистраль". За США в области информационного развития следуют Сингапур, Финляндия, Швеция, Дания, Канада, Швейцария, Норвегия, Австралия и Исландия. Россия в рейтингах информационных технологий находится в шестом десятке. Ниже - Марокко, Египет, Шри-Ланка, Болгария, Вьетнам, Филиппины, Перу, Танзания. В последние годы в России намечается осознание того, что по мере вхождения в информационное общество перед страной могут открываться новые внешнеполитические возможности. В 1996 г. был принят федеральный Закон "Об участии в международном культурном обмене".

Кардинальные изменения в экономической, политической и правовой системах, произошедшие в России после распада СССР существенно повлияли на роль внешнеэкономических факторов развития страны, в особенности, повлияли на расширение торгового сотрудничества российских участников с зарубежными партнерами. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.

Переход к рыночной экономике поставил перед внешнеэкономической деятельностью задачу способствовать максимально эффективному включению российского народнохозяйственного комплекса в мировые экономические процессы, с целью использования преимуществ международного разделения труда, т. е. прежняя ориентация на относительную замкнутость плановой экономики уступила место курсу «открытой» экономики. К этому времени стало очевидно, что путь национальной изолированности от международных экономических отношений бесперспективен для России. Споры сводились лишь к выработке единого мнения по поводу конкретных форм, пределов, темпов и других параметров интегрирования в мировое хозяйство.

России, в произошедших условиях, потребовалось в максимально сжатые сроки создать новую нормативно - правовую базу, отладить организационно-экономический механизм внешнеэкономической деятельности, найти взаимовыгодные формы внешнеэкономического сотрудничества, способствующее вхождению России в систему МЭО в качестве равноправного партнера, защите национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры. Все это определяет актуальность изучения этого процесса, потому что его анализ имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое, и, причем чрезвычайно важное, значение для России, для ее внешнеэкономической, а в более широком смысле - всей экономической политики.

80. Социально-экономическое развитие РФ в период 1991-2008 года.

Распад Советского Союза и крах экономической политики, проводившейся "перестроечным" руководством КПСС и характеризовавшейся попытками совместить введение рыночных механизмов с сохранением социалистических методов хозяйствования, вынудили российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным предпринять радикальные меры по реформированию экономики страны. В конце октября 1991 г. Ельцин обнародовал программу радикальных экономических преобразований, в основе которой лежали методы западной программы "шоковой терапии", переработанные применительно к российским условиям группой экономистов во главе с Е. Т. Гайдаром. Программа предусматривала введение свободных цен на товары и услуги (либерализацию цен), "запуск" механизма конкуренции между отраслями промышленности и предприятиями, освобождение из-под государственного контроля внутренней и внешней торговли, наконец, широкую приватизацию и акционирование основных средств, принадлежащих государству в промышленном и сельскохозяйственном производстве, - "разгосударствление", которое должно было превратить широкие народные массы в собственников и предпринимателей. Намечалось также проведение жесткой антимонопольной политики. Социально незащищенные слои населения (пенсионеры, дети, инвалиды) должны были при этом получить адресную поддержку со стороны государства.Согласно принятой группой Гайдара концепции, постсоветская экономика не могла быть усовершенствована или улучшена, она подлежала немедленному демонтажу при одновременной ломке всей командно-бюрократической системы управления и распределения.Начало радикальным реформам положил отпуск розничных цен с 1 января 1992 г. По прогнозам правительства освобождение цен на внутреннем рынке должно было привести к сравнительно невысокому их росту. Был установлен индекс повышения заработной платы в бюджетной сфере, пенсий, стипендий и других выплат - на 70%. Однако цены сразу же выросли в 10-12 раз, а к декабрю 1992 г. - в 100- 150 раз. В результате резко снизился уровень жизни абсолютного большинства россиян. Другой проблемой, с которой столкнулось правительство либералов-рыночников, явился кризис взаимных неплатежей промышленных предприятий. Хронически задерживалась выплата заработной платы. Выходом из сложившейся ситуации стало предоставление Центральным банком России льготных кредитов госпредприятиям, что, в свою очередь, создало условия для раскручивания инфляционной спирали. Жесткая кредитная политика, проводимая "командой Гайдара", оказалась под огнем острой критики противников курса "шокотерапии. Расчеты правительства Гайдара на помощь международных финансовых организаций не оправдались в связи с неустойчивостью политической и экономической ситуации в России. Все это неизбежно вело к провалу гайдаровского варианта монетаристской модели "шоковой терапии" и требовало корректировки курса экономических реформ. Одновременно с отпуском цен были приняты меры по либерализации торговли. Вследствие этого в течение 1992 г. в широких масштабах осуществлялось "первоначальное накопление капитала" за счет спекулятивных операций в торгово-закупочной сфере. Важнейшей задачей макроэкономической модернизации являлось разгосударствление собственности путем акционирования и приватизации. Летом 1992 г. была утверждена чековая приватизация на основе раздачи всему населению страны приватизационных чеков номинальной стоимостью 10 тыс. руб. Такая приватизация, согласно концепции радикальных экономических преобразований, разработанной А. Б. Чубайсом, должна была нейтрализовать негативные последствия рыночных реформ и способствовать формированию среднего класса - слоя собственников-акционеров. Раздача населению чеков на общую сумму 1 трлн 400 млрд руб. (так оценивалось все имущество госпредприятий, подлежащих приватизации) началась 1 октября 1992 г., а спустя полтора года, 1 июля 1994 г., было принято решение о переходе ко второму этапу приватизации - денежному. При этом фактически признавалось, что чековая приватизация не дала ожидаемого экономического эффекта и не привела ни к оживлению промышленного производства, ни к появлению массы граждан-собственников.

Итоги проведения экономических реформ в 1992- 1993 гг. продемонстрировали их внутреннюю противоречивость. Построить за один год эффективную модель экономики в действительности оказалось невозможно. Вместе с тем благодаря свободному ценообразованию рынок постепенно наполнялся товарами, а процесс массовой приватизации способствовал формированию в обществе рыночных отношений. Началась структурная перестройка основных отраслей экономики, ведущую роль при этом играли факторы спроса и предложения, а не госзаказ. С другой стороны, "шоковая терапия" вызвала небывалый рост социальной напряженности, развал целых отраслей промышленности, был нанесен сокрушительный удар по внерыночным, или бюджетным, сферам - науке, культуре, медицине, образованию и др. Произошло резкое обнищание основной массы населения, а с другой - появилась небольшая группа богатых и даже сверхбогатых россиян.

81. Мировой финансовый и экономический кризис 2008 г. и Россия.

Мировой экономический кризис 2008 возник в октябре этого же года в виде серьезного ухудшения финансово-экономических показателей в большей части развитых стран, после чего последовал глобальный спад мировой экономики, отразившийся в той или иной степени на всех странах мира. Мировой экономический кризис 2008 иногда именуют «Великой рецессией», а его началом принято считать Коллапс ипотечного рынка США в 2007.

Теперь уже очевидно, что мотивом стало так называемое аномальное наращивание финансового левериджа(процесс использования кредитных ресурсов в совокупности с собственными средствами в целях увеличения доходности на вложенный капитал), который практически сразу пал после первого сбоя в кредитной пирамиде (сектор ипотеки в США).

Дело в том, что в периоды экономического роста инвесторы теряют способность адекватно оценивать риск и впутываются в финансовые операции, которые весьма опасны для их финансового здоровья. Однако это не пугает инвесторов, ведь ввиду позитивного опыта недавнего прошлого риск все время оправдывался, превращаясь в значительную прибыль. Именно поэтому произошло наращивание объемов весьма рискованного сектора нестандартного ипотечного кредитования в США в начале 2006 года.

Данный сегмент представляет собой кредитование лиц, которые не в состоянии получить стандартные кредиты по причине их плохой репутации, т.е. в прошлом они имели просрочки по выплатам, на них обращались взыскания и выносились судебные решения из-за задержек по платежам, чаще всего такие заемщики не могли предоставить обоснование собственных доходов. При этом такие «плохие» кредиты выдавали структуры, мало обеспеченные собственным капиталом, и процветающие только за счет банковских кредитных линий.

«Плохие» ипотечные кредиты «запаковывались» в т.н. структурные продукты и продавались инвесторам, желающим увеличить кредитное плечо. Именно эти продукты впоследствии стали источником колоссальных убытков во всем мире. Вследствие перегрева американского рынка недвижимости в 2005 началось снижение цен на жилье (предложение домов стало слишком большим). Лица, оформившие ипотеку не так давно и практически без первого взноса стали отказываться от платежей, ведь обеспечение резко обесценивалось.

В итоге были ужесточены условия выдачи новых займов, а также увеличены процентные ставки – все это провоцировало дальнейшее обесценение недвижимости. Выросло число просрочек и как следствие – дефолтов. Все это отразилось на американской экономике, образовав финансовые дыры в балансах крупнейших корпораций страны. Очень быстро недуг потянул вниз фондовые рынки, обвал которых в совокупности с кризисом ликвидности парализовал мировую финансовую систему. Таким образом и начался Мировой экономический кризис 2008.

Последствия мирового коллапса ощущаются в мире до сих пор, какие-то страны пострадали больше, какие-то меньше, однако смело можно говорить о «перезагрузке» глобальной экономики вследствие ее очистки от слабых звеньев.

Из-за кризиса Коммерческие банки резко свернули программы по кредитованию физических лиц, которые долгое время не имели возможности приобретать автомобили в кредит. В результате этого пострадали крупнейшие авто-производители, вынужденные сворачивать производство новых авто.

Обвал фондового рынка привел к миллиардным убыткам огромного числа инвесторов, цены на сырьевые товары сильно сократились, это дало негативный эффект для компаний сырьевого сектора – нефтегазовых, металлургических, пищевых, текстильных и прочих. Мировой экономический кризис 2008 послужил началом кризиса в Еврозоне, финансовые проблемы которой продолжают сыпаться вплоть до наших дней.

По темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии. В октябре 2010 года В. В. Путин заявил, что глобальный экономический кризис стал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути, а «заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа — всё это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста.

82. Основные направления внешней политики РФ в постсоветский период.

Структурная перестройка экономики и массовая чековая, а затем и денежная приватизация не привели к созданию «среднего класса» - слоя собственников- акционеров. Напротив, политика Правительства в сфере экономики вылилась в произвол чиновничества, «директорскую» приватизацию, разгул организованной преступности, ставшей неотъемлемой частью российской действительности. Социальные последствия экономической политики обеспечили популярность и успех лозунгам оппозиции, стимулировали поиски новых, более умеренных вариантов проведения реформ. Важнейшими тенденциями в развитии экономики России в 1994— 1997гг. оставались попытки стабилизации уровня неуклонно падавшего промышленного производства, ликвидации бюджетного дефицита и окончательного обуздания инфляции, а также выравнивание доходов россиян по отраслям, регионам и различным социальным группам. Приоритетной задачей Правительства являлось проведение жесткой финансовой дисциплины и сокращение бюджетных расходов. Одной из сложнейших проблем на фоне несовершенства налоговой системы и нехватки бюджетных средств стали хронические невыплаты заработной платы и пенсий, задолженности государства по которым достигли в большинстве российских регионов огромных размеров. Важнейшим источником государственных доходов было признано привлечение средств от реализации программы приватизации. Осенью 1996 г. была развернута кампания по проведению залоговых аукционов - продажа государственного пакета акций крупнейших промышленных предприятий страны во временное управление частным кампаниям, обладающим финансовыми ресурсами, на конкурсной основе. Наибольший резонанс, в том числе и политический, имел аукцион по передаче в доверительное управление государственного пакета акций РАО «Норильский никель». Летом 1997 г. аукцион по «Связьинвесту» окончательно выявил противоречия в интересах ведущих финансово-промышленных групп, сформировавшихся и окрепших в процессе реструктуризации российской экономики. Отметим, что радикальные экономические реформы, последовательно проводимые в стране с 1992 г., имеют результатом необратимость формирования рыночных отношений. К настоящему времени доля частного сектора в производстве валового внутреннего продукта (ВВП) составляет около 80%. (В 1992 г. эта цифра составляла около 50%.) Это обстоятельство позволяет сделать вывод о доминировании частного капитала в экономике России.

Экономика России к концу 1997 г. прошла стадию затяжного структурного кризиса. Большинство показателей на макроэкономическом уровне по итогам года свидетельствует о тенденции к некоторой стабилизации промышленного производства. Впервые за последние семь лет в нашей стране объем произведенного ВВП не сократился, а вырос. 1997 г. был отмечен значительным снижением темпов инфляции. Таким образом, Россия входит в полосу относительно стабильных, хотя и весьма высоких по мировым стандартам, цен. Одним из важнейших инструментов Правительства в достижении финансовой стабилизации является жестокое регулирование обменного курса российской валюты, установление твердых рамок колебаний соотношения рубль - доллар США. Он был введен после обвального падения российского рубля в октябре 1994 г. Фиксированный обменный курс рубля обеспечивается значительными валютными запасами Центрального банка России, а также золотым государственным запасом. В 1997 г. впервые за много лет начало набирать обороты отечественное промышленное производство. Задачи экономической политики страны на 1998 г. определены среднесрочной правительственной программой до 2000 г. В основе установленных ориентиров структурной перестройки и экономического роста лежат параметры, определенные денежно-кредитной политикой. Одним из условий успешного развития российской экономики является создание благоприятного инвестиционного климата, который может быть обеспечен путем последовательного осуществления налоговой реформы и переоснащение естественных монополий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: