Определение места службы принудительного исполнения в правовой системе

При определении основных направлений развития статуса службы принудительного исполнения судебных актов следует признать, что в России переход на преимущественно частную систему исполнения судебных решений (по примеру Франции) представляется нецелесообразным. Социально-экономические особенности России, исторический опыт обуславливают необходимость сохранения и развития государственной системы исполнения судебных актов (которая показала свою эффективность в большинстве стран Европы, в т.ч. Германии, Финляндии, Швеции) по следующим причинам:

наличие большого количества общественно значимых исполнительных производств, связанных с социальными, жилищными, трудовыми, пенсионными и семейными правоотношениями (взыскание алиментов, предоставление жилого помещения, взыскание заработной платы и т.д.), исполнение которых в системе частного исполнения будет экономически невыгодным и, как следствие, указанные производства не будут осуществляться эффективно в ущерб интересам государства и общества;

большая удельная доля исполнительных документов по взысканию платежей в пользу бюджетной системы (прежде всего, административных штрафов), взыскание которых также является экономически невыгодным для частных субъектов при условии отсутствия механизма выплаты вознаграждения частным взыскателям за счет государственного бюджета;

невозможность передачи частным субъектам в полном объеме властных полномочий по применению мер принуждения в отношении должника и третьих лиц при осуществлении мер принудительного исполнения, без которых осуществление исполнительного производства является неэффективным.

Таким образом, организационной основой повышения эффективности исполнения судебных актов должна стать модернизированная государственная система принудительного исполнения судебных актов с участием негосударственных субъектов в тех сферах, в которых существует возможность делегирования соответствующих полномочий частным лицам для повышения эффективности исполнительного производства.

С момента создания ФССП России объединяет в себе две основные функции: функцию по принудительному исполнению судебных актов и актов иных органов и функцию по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона «О судебных приставах» судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Необходимо признать, что эффективное и своевременное исполнение судебных актов является основной функцией ФССП России. При этом указанная функция должна осуществляться в организационном единстве с полномочиями по обеспечению безопасности судов, по осуществлению предварительного расследования и полномочиями, предусмотренными законодательством об административных правонарушениях. ФССП России в настоящее время является органом, который обладает самостоятельными возможностями по силовому обеспечению принудительного исполнения, без привлечения органов внутренних дел и иных правоохранительных органов. Взаимосвязь и гармонизация функций ФССП России являются залогом эффективности ее работы в будущем.

При этом несмотря на то, что в рамках ФССП России как единого органа исполнительной власти существует дуализм статуса ее сотрудников, в перспективе все сотрудники ФССП России, непосредственно ответственные за осуществление ее функций, должны быть переведены в категорию лиц, находящихся на правоохранительной службе, в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

В рамках правоохранительного статуса судебные приставы должны получить социальные и материальные гарантии деятельности, аналогичные гарантиям, предоставляемым в настоящее время сотрудникам органов внутренних дел, органов Федеральной службы исполнения наказаний и т.д.

С учетом реформы органов внутренних дел Российской Федерации основная часть функций по силовому сопровождению исполнительного производства, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий возложена на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. В связи с вышеуказанным необходимы модернизация их статуса, создание дополнительных гарантий деятельности, связанной с риском для жизни и здоровья. К сотрудникам ФССП России, претендующим на замещение должностей, связанных с применением оружия, специальных средств, должны предъявляться особые требования с точки зрения физического и психологического здоровья. При этом такие требования в связи со спецификой деятельности должны быть значительно выше, чем требования, предъявляемые в настоящее время к судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов как государственным гражданским служащим. Проверка соблюдения специальных требований к состоянию здоровья возможна в рамках процедуры военно-врачебной комиссии, необходимость проведения которой в отношении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов установлена абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О судебных приставах». При этом отсутствует необходимое подзаконное нормативное регулирование, обеспечивающее реализацию указанной нормы федерального закона.

В рамках единого правоохранительного статуса должностей в ФССП России должна быть обеспечена необходимая дифференциация в связи с тем, что к судебным приставам-исполнителям должны предъявляться иные требования, чем к судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов (в том числе в отношении состояния здоровья, образования, опыта работы и т.д.).

При этом перевод сотрудников ФССП России в категорию правоохранительной службы сам по себе не может решить все проблемы системы принудительного исполнения. Необходимо обеспечить добровольное исполнение судебных актов, мотивировать должников погашать долги, не дожидаясь осуществления в отношении них мер принудительного характера, создать экономическую, организационную и правовую основу для модернизации государственной системы исполнения судебных актов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: