Повышение эффективности реализации имущества в исполнительном производстве

В настоящее время остро стоит проблема эффективности реализации имущества, изъятого в рамках исполнительного производства. В связи с недопустимо низким уровнем реализации имущества должников существенно нарушаются права и законные интересы взыскателей, а цели исполнительного производства не могут быть достигнуты.

Налицо недопустимая ситуация, при которой ликвидное имущество реализуется по заниженным ценам лицам, аффилированным с недобросовестными сторонами исполнительного производства либо с судебными приставами. Система оценки и реализации имущества является наиболее коррупциогенной сферой в исполнительном производстве. Вместе с тем низколиквидное имущество не может быть реализовано и, как правило, в соответствии с частью 13 статьи 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве» подлежит возврату должнику после проведения всех процедур, предусмотренных законом, что влечет возникновение значительных необоснованных затрат для федерального бюджета.

Существенной проблемой механизма реализации имущества является злоупотребление процедурой исполнительного производства в целях «юридической очистки» титула на имущество, прохождение процедур реализации имущества для передачи их конкретному субъекту для последующей реализации на рыночных условиях третьим лицам.

Причинами такого положения дел являются следующие:

вовлечение в процесс оценки и реализации имущества должников большого количества субъектов (судебный пристав, оценщик, хранитель имущества, сотрудники Федерального агентства по управлению государственным имуществом, специализированные организации, реализующие имущество и т.д.);

недостатки правового регулирования, отсутствие единого правового регулирования на уровне федерального закона в сфере оценки и реализации имущества в исполнительном производстве, установление порядка оценки и реализации имущества ведомственными нормативными актами при условии наличия пробелов в Федеральном законе «Об исполнительном производстве»;

отсутствие прозрачной системы реализации имущества в рамках исполнительного производства, обеспечивающей участие в реализации широкого круга заинтересованных лиц - потенциальных покупателей, формирование реальной рыночной цены имущества;

отсутствие эффективной системы информирования заинтересованных лиц о процедурах реализации имущества, крайне низкая степень информатизации процессов реализации имущества.

Для решения указанных проблем необходимы создание принципиально нового механизма реализации имущества в порядке исполнительного производства, закрепление электронных торгов в качестве основного способа реализации имущества, обеспечение формирования рыночной цены изъятого имущества, эффективная и своевременная реализация имущества, дифференциация способов реализации по видам имущества, устранение коррупционных проявлений при реализации имущества.

Необходимо в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» закрепить общие нормы о реализации имущества должников, положения о регулировании торгов, специальные нормы о регулировании порядка проведения электронных торгов, а также исчерпывающим образом закрепить иные, помимо торгов, способы реализации имущества (публичное предложение, предъявление требования о погашении паев паевых инвестиционных фондов).

Реализация имущества должника, в том числе имущественных прав, должна осуществляться исключительно способами, прямо предусмотренными законом. По общему правилу, реализация имущества должников должна осуществляться путем его продажи на открытых электронных торгах в сети Интернет, проводимых в форме аукциона. Конкретный порядок реализации имущества должников в соответствии с законом должен утверждаться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Для повышения уровня реализации повторные торги должны осуществляться в форме электронного аукциона на понижение с установлением минимальной цены реализации имущества.

Реализация имущества может осуществляться без проведения электронных торгов: 1) в отношении скоропортящегося имущества; 2) в отношении ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг; 3) в отношении малоценного имущества.

К категории малоценного имущества можно отнести вещи, рыночная стоимость которых не превышает тридцати тысяч рублей, за исключением скоропортящегося имущества, недвижимого имущества, ценных бумаг, имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую и художественную ценность.

Реализация указанного выше имущества должна осуществляться в следующем порядке:

в отношении скоропортящегося имущества - публичное предложение (в т.ч. в формате интернет-магазина);

в отношении ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (кроме инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов), - торги организатора торговли на рынке ценных бумаг, а в отношении инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов - предъявление требования о погашении паев паевых инвестиционных фондов;

в отношении малоценного имущества – публичное предложение, а в случае, если имущество не было реализовано в течение срока принятия предложения, – повторное публичное предложение по цене на пятнадцать процентов ниже цены первоначального предложения.

Торги организатора торговли на рынке ценных бумаг должны осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

Сообщение о проведении торгов подлежит размещению на Едином федеральном информационном портале о реализации имущества должников в сети Интернет не менее чем за десять дней до даты проведения торгов. Сообщение о результатах торгов, а также вся информация о ходе торгов и иная информация, подлежащая опубликованию, должны размещаться на Едином федеральном информационном портале о реализации имущества должников.

Электронные торги должны проводиться в соответствии с общими положениями законодательства о проведении торгов с учетом особенностей, установленных специальными нормами законодательства об исполнительном производстве.

В связи с введением процедуры электронных торгов в исполнительном производстве появится новый субъект – оператор электронной площадки, т.е. организация или индивидуальный предприниматель, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение электронных торгов в соответствии с федеральным законом. При этом в законе должны быть установлены права и обязанности оператора электронной площадки, специализированной организации, ответственность указанных субъектов за законность процедур реализации имущества, обеспечение их открытости.

Представляется неестественной существующая в настоящее время ситуация, при которой судебный пристав-исполнитель несет ответственность за результат исполнительного производства, однако не обладает контрольными полномочиями над процессом его реализации, который осуществляется органами Федерального агентства по управлению государственным имуществом и привлеченными ими лицами. В целях повышения эффективности реализации, снижения расходов федерального бюджета на ее осуществление, снижения сроков реализации предлагается передать функцию по реализации малоценного имущества (количественная доля которого в объеме реализуемого имущества достигает 90 %) от Федерального агентства по управлению государственным имуществом ФССП России, которая может реализовывать имущество непосредственно через свои территориальные органы или посредством привлечения отобранных на конкурсной основе специализированных организаций.

Одновременно необходимо значительно увеличить количество организаций, осуществляющих оценку, хранение и реализацию имущества (особенно, в крупных регионах), изъятого в исполнительном производстве, для создания конкуренции между ними, устранения коррупционных факторов в исполнительном производстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: