Одной из основных задач развития системы принудительного исполнения судебных актов является внедрение современных технологий, повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения для сторон исполнительного производства, а также повышение уровня оперативности действий должностных лиц государства в ходе исполнения требований исполнительных документов.
Без внедрения современных информационных технологий невозможно качественно улучшить деятельность органов принудительного исполнения, повысить доступность соответствующих государственных услуг для пользователей, устранить коррупционные факторы в работе судебных приставов и иных субъектов, участвующих в процессе исполнительного производства, повысить уровень взаимодействия между органами принудительного исполнения и иными государственными органами, организациями.
Основными целями внедрения новейших информационных технологий в сферу принудительного исполнения являются следующие:
|
|
значительное снижение фактического срока исполнительного производства;
повышение оперативности получения информации об имущественном положении должника и иной информации, необходимой в исполнительном производстве, из регистрирующих органов и кредитных организаций, электронное взаимодействие с транспортными, страховыми и иными организациями, являющимися контрагентом должника;
повышение оперативности наложения ограничений на должника и его имущество, обращения взыскания на имущество, которые исполняются органами государственной власти и организациями;
создание эффективной инфраструктуры для приема исполнительных документов, выдаваемых судами, в электронном виде (в т.ч. в случаях, предусмотренных законом, в автоматическом режиме), полный переход в долгосрочной перспективе на электронную форму документооборота в исполнительном производстве;
повышение эффективности и прозрачности реализации арестованного имущества должников с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования;
оперативный обмен сведениями между судами (иными органами, выдающими исполнительные документы, взыскателями) и подразделениями ФССП России о документах, находящихся на исполнении, о приостановлении, отложении, прекращении, окончании исполнительного производства;
предоставление физическим лицам и организациям возможности оплаты задолженности с использованием сетей общего пользования и различных электронных платежных систем, в том числе с использованием портативных кассовых терминалов.
В целях повышения уровня оперативности исполнения требований исполнительных документов необходимо обеспечить ведение единого федерального банка данных исполнительных производств, формируемого в электронном виде в режиме реального времени. При этом в целях соблюдения законодательства о персональных данных, а также обеспечения высокой степени конфиденциальности персональных данных предполагается создание системы информационной безопасности для защиты персональных данных сторон исполнительного производства (в «закрытой» части банка данных).
|
|
Создание единого федерального банка данных исполнительных производств позволит решить следующие задачи:
предоставление физическим лицам и организациям возможности ознакомления с ходом исполнительного производства, подачи заявлений в исполнительном производстве с использованием сетей общего пользования;
повышение доступности и открытости информации о деятельности органов принудительного исполнения для граждан и организаций;
возможность учета задолженности должника по исполнительным документам кредитными организациями для решения вопроса о выдаче ему в дальнейшем кредита, а также в иных случаях при необходимости оценки платежеспособности и добросовестности контрагента.
Реализация указанных предложений связана со значительными капиталовложениями в развитие материально-технической базы ФССП России, включая:
создание специализированного Федерального центра обработки данных в центральном аппарате ФССП России, а также региональных центров обработки данных в субъектах Российской Федерации;
создание инфраструктуры сети передачи данных ФССП России;
создание и внедрение средств гарантированной доставки электронных документов между центральным аппаратом ФССП России и территориальными органами;
внедрение компонентов автоматизированной информационной системы ФССП России в территориальных органах и структурных подразделениях ФССП России;
расширение ведомственного удостоверяющего центра ФССП России для возможности применения электронной цифровой подписи на необходимом количестве рабочих мест в территориальных органах и структурных подразделениях ФССП России;
обеспечение серверов и рабочих станций судебных приставов сертифицированными средствами защиты от несанкционированного доступа и уничтожения или искажения данных;
обеспечение бесперебойной работы федерального и региональных центров обработки данных, сети передачи данных, автоматизированной информационной системы ФССП России в территориальных органах и структурных подразделениях.
Развитие материально-технической базы, внедрение современных технологий в работу ФССП России должно быть гармонизировано с совершенствованием законодательства об исполнительном производстве в части использования современных электронных средств (в т.ч. информирование сторон исполнительного производства в электронном виде, направление заявлений в электронном виде, погашение задолженности с использованием электронных денег и т.д.).
При этом перевод документооборота в исполнительном производстве преимущественно в электронный вид невозможен без перевода в долгосрочной перспективе в электронный вид всех исполнительных документов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Поскольку значительное количество исполнительных документов составляют документы, выдаваемые судами, перевод исполнительных документов в электронный вид невозможен без перевода в электронный вид соответствующих актов суда, завершения реализации программы информатизации судов.
Средства, инвестируемые во внедрение современных информационных технологий в деятельность ФССП России, позволят в долгосрочной перспективе значительно сократить расходы федерального бюджета на исполнительное производство. Так, только почтовые расходы ФССП России в 2009 году составляли 1 млрд. 119 млн. руб., а в 2010 году – 1 млрд. 256 млн. руб.
|
|
Особой задачей Программы является гармонизация электронных систем ФССП России с аналогичными системами других органов и организаций в рамках единой федеральной системы межведомственного электронного взаимодействия. Необходимо создать нормативно-правовую, организационную и техническую базу для получения ФССП России доступа (на взаимной основе) к базам данных иных органов государственной власти, в т.ч. содержащих персональные данные сторон исполнительного производства. Представляется, что система прямого доступа является более эффективной и оперативной, чем система «запрос-ответ», существующая в настоящее время. В рамках исполнительного производства ФССП России необходима, прежде всего, информация, находящаяся в информационных базах МВД России, ФМС России, ФНС России, ФТС России, Росреестра, пограничных органов ФСБ России.
Электронное информационное взаимодействие органов принудительного исполнения не может ограничиваться лишь взаимодействием с государственными органами. Большой объем необходимой для взыскания информации находится в негосударственных базах данных, прежде всего, органов нотариата.
Повышение значения нотариуса в правовой и экономической системах, возложение на нотариусов новых публичных функций, установление в перспективе требования об обязательном нотариальном удостоверении всех сделок с недвижимым имуществом влекут повышение значимости и объема информации, находящейся у нотариусов, в т.ч. в части имущественного положения должника, ликвидного имущества, на которое может быть обращено взыскание в исполнительном производстве. Оперативное получение и обработка такой информации невозможны без внедрения электронных технологий в деятельность нотариата, интеграции нотариальных информационных баз в национальную систему электронного взаимодействия, развития электронного взаимодействия нотариата и ФССП России.