Глава 19 Что до вещей

В которой провозглашается и доказывается как, несмотря на то, что видения и изречения, причастные Богу, суть подлинные, мы можем обманываться относительно них, - сие доказывается авторитетом священного писания.

Что до вещей, о которых говорим, то, хотя видения и речения Бога суть подлинны и всегда верны, не всегда они таковы для нас. Во-первых, из-за нашего повреждённого способа их познавания, и, во-вторых, потому что причины, их порождающие, всякий раз различны. Каковые два основания нашего утверждения мы и апробируем согласно авторитету св. Писания.

1. Что до первого, ясно, что те вещи не всегда суть таковы, и не всегда так бытуют в нашем познании, каковы они сами по себе. Причина же сего та, что, поелику Бог безмерен и бездонен, постольку держится в своих провозвестиях, изречениях и откровениях иных путей, понятий и ителлигенций, - много отличных от тех умыслов и способов (действий), которыми обычно располагает наше познание; и столь много более истинных и верных, в сравнении с нашими, что мы сего и представить себе не можем. Сие находим в св. Писании на каждом шагу, - когда для многих ветхих не исполнились многие пророчества и речения Бога, как они на то надеялись, потому что понимали их на свой лад, не тем способом, а большею частию буквально. Это ясно видно из следующих авторитетных свидетельств:

2. а) В Книге Бытия Бог говорит Аврааму, приведенному к земле ханаанской: Tibi dabo terram hanc. Чем хочет сказать: Землю эту дам тебе (15,7). И так повторял неоднократно, и Авраам уже весьма одряхлел и ничего не получил; сказавшему же сие оный раз Богу ответствовал Авраам, говоря:

Domine, unde scire possum quod possessurs sum eam? Что означает: Господи, откуда или по какому знаку узнаю, что обладаю ею? (Быт. 15,8). Тогда открыл Бог, что не он лично, нo сыновья его по истечении четырёхсот лет, будут обладать ею. Отсюда только пришёл Авраам к разумению обещания, которое само в себе было правдивейшим, потому что Бог, давая её детям его из любви к нему, как бы ему давал. И вот, Авраам был обманут способом разумения. И если бы тогда поступал согласно своему пониманию пророчества, мог бы сильно ошибаться (так как не пришло ещё время), и те, кто, видя его умирающим до того, как он получил её (обещаемую землю), и слушавши, яко Бог должен был дать ему её, смутились бы и посчитали пророчество ложным.

3. б) Также его внуку, Иакову, во время, когда Иосиф, сын его, взял его во Египет, по причине голода в Ханаане, - бывшему ему в дороге явился Бог и сказал ему: Iacob, Iacob, noli timere, descendo in Aegyptum, quia in getem magnam te ibi. Ego descendam tecum illuc. Et inde adducam te reventem.

Чем хотел сказать: Иаков, не бойся, ступай во Египет, где соделаю тебя в народ мног: и когда тебе оттуда воротиться иди выйти. Аз изыму тебя и выведу тебя, (Быт 46, 3-4). Но он не сделал этого так, как нам подсказывает наш способ понимания: потому что знаем, яко ветхий святой Иаков умер во Египте и не воротился, и не исшёл живым. И сталось, что это обетование исполнилось в сынах его, которые были выведены оттуда по прошествии многих лет, предводимые Им самим, указующим дорогу. Откуда ясно видно, что всякий, помысливший таковое обещание Бога Иакову, мог держать за верное, что Иаков, как вошел во Египет в живых и персонально (а не представительно), по велению и милости Божией, так без сомнения в живых и персонально выйдет и воротится в том же виде и таким же образом, ибо обещал ему Бог извод и благоволение; и удивились бы и чудились бы, видя его умершим во Египте, - яко не исполнилось на нём то, на что он надеялся. Итак, слово Божие, будучи наиправдивейшим само по себе, относительно Иакова способно ввести во многое заблуждение.

4. в) В Книге Судей (20, II) также читаем, что соединившимся всем коленам Израилевым для борьбы против колена Вениаминова - чтобы покарать несомненное между ними зло, к которому они были терпимы - назначил им Бог предводителя для битвы; и так были они уверены в победе, что, будучи побеждаемы и имея павшими своих двадцать две тысячи, зело чудилися сему и, ставши пред Богом, плакали весь тот день, не понимая причины падения, ибо думали, что победят. И когда вопросили Бога, ворочаться им к битве или нет, получили ответ, чтобы шли и сражались против них. И вышли с великою отвагою, предвкушая на сей раз победу, и опять оказались побеждёнными, и пало на стороне их восемнадцать тысяч. Отсель оставались они смущёнными, не зная, что предпринять, - видели бо, что, сражаясь по велению Божию, всякий раз выходили побеждёнными, намного при этом превосходя противника числом и силою, так как у Вениамина было не более двадцати пяти тысяч шестисот мужей, а у них - четыреста тысяч. И так вот заблуждались они из-за своего способа разумения, потому что Слово Божие не бывает обманчивым, ибо не сказал им, что победят, но - чтобы сражались: так как в этих падениях хотел Бог покарать их явную беззаботность и самомнение, которое имели, и так смирить их. И более того, когда, наконец, ответил им, что победят, так и сделалось, хотя победили с довольным коварством и трудом.

5. Таковым способом и многими прочими случается обманываться душам относительно речений и откровений, причастных Богу, потому что принимают разумное таковых буквально и поверхностно. Ибо, как уже давалось понять, главное намерение Бога относительно этих вещей таково, чтобы свидетельствовать и наделить духом, в них (свидетельствах) заключенным, который труден для постижения. И дух сей много более изобилен, нежели буква, и гораздо необычайнее, и выходит за пpeделы её. Итак, кто связан буквой или речением, или формой, или фигурой, схватываемой зрением, не может избежать многих ошибок и не почувствовать себя, вследствие этого, недалёким и сконфуженным, потому что руководится в сём деле чувствами и не даёт места духу в обнажённости от чувств. Littera enim occidit, spiritum autem vivificat, как говорит св. Павел. Что значит: Буква мертвит, а дух живит. (2Кор 3,6). Для того должно отказаться от грамотности в этих чувственных делах и оставаться в потёмках веры, которая есть дух, коего чувства не в силах ухватить.

6. Оттого что многие сыны Израилевы понимали слова и пророчества большею частию буквально, не выходило так, как они уповали: и вот, исполнялись из пророчеств только немногие, и в них не верили; и настолько, что обращалось средь них крылатое словцо, почти что поговорка: "насмешка пророков". Потому-то сетует Исайя, свидетельствуя и попрекая таким образом: Quem docebit Dominus scientiam? et quem intelligere faciet anditum ablaetatos a lacte avulsos ad uberibus. Quia manda remada, manda, remanda dicum ibi modicum ibi. In loquela enim labii et linqua altera loquetur ad populum istum.

Говоря сим: Кому преподал Бог науку и кому дал понимать провозвестия и слова Свои? Только тем. кто уже отставлен от молока и оторван от груди. Потому вообще говорится, - как знание касательно пророчеств, - обещание, и тут же вновь обещает, ожидание и вновь ожидание: там немного и тут немного: посему шепелявыми устами и на языке странном говорят к народу сему (28, 9-11). Чем ясно даёт понять Исайя, что сим делали насмешку над пророчествами и ради издёвки повторяли эту поговорку: что, мол, ожидание и тут же вновь ожидание. Через то давая нам знать, что никогда они не исполняются для них, потому что вцепились в букву, каковая есть млеко для деток, и в чувства, кои суть перси, - что противно величию духовной науки. По каковому поводу говорится: Кому преподал знание Своих пророчеств? И кому дал понимать учение Своё, если не тем, кто уже отставлен от молока буквы и персей чувства? Ибо ведь оттого, что не понимают ничего, кроме тех молока и коры буквы, и персей чувства, говорят: Обещание и тут же снова обещает, обещание и вновь обещание, ожидание и ещё ожидание, и т.д. Потому что в учении Уст Божиих, а не их, и на языке ином, а не ихнем, говорит Бог.

7. Итак, не следует внимать им (Устам Божиим) нашими чувствами и языком, памятуя, что таковые суть иные у Бога, и, соответственно духу их, много отличнее нашего понятия и труднее. И настолько суть труднее и отличнее, что и самый Исайя, хотя и был пророком Бога, видя смыслы слов Божиих столь отличными от обычных чувств человеческих, представлялся так же обманутым ими и обращался к народу своему, говоря: Heu, heu heu, Domine Deus, ergone decepisti populum istum et Ierusalem, dicens: Paxerit vobis, et ecce pervenit gladius usque ad animam?

Чем хотел сказать: Эй, эй, эй, Господи Боже, быть может обманываешь народ сей и Иерусалим, говоря: Мир придёт к вам, и тут прошёл меч до самой души? (4, 10). И было, что мир, который обещал Бог, должен был быть миром между Богом и человеком через посредство Мессии, должного прийти, а они разумели мир временный. И через то, когда имели войны и труды, казалось им, что они обмануты Богом, так как происходило нечто противоположное тому, на что они уповали. И так говорили, - как говорил также Иеремия: Expectavimus pacem, et non erat bonum

To есть: Ожидали мира, и не имеем благ мира (8. 15). Итак, невозможно было им не обмануться, руководясь только буквальным значением. Посему, кто бы не оконфузился и не заблудился, если бы связал себя буквой в таком, скажем, пророчестве, которое изрёк Давид о Христе - псалом 71, и в целом то, что говорит о Нём, - где говорит: Et dominabitur a mari usque ad mare, et a flumine usque ad terminos orbis terrarium. То есть: И будет владычество Твоё от моря и до моря, и от реки до пределов земли: и в том же Псалме говорит также: Liberavit pauperem a [potente] et pauperem cui non erat adiutor, (стих 12)- чем желает сказать: Избавит бедного от власти сильного, и бедного, у которого нет помощника: ибо явился на свет в состоянии низком, и жил в бедности, и умер в нищете, и не только что временно не владычествовал на земле между живыми, но и связан был народом подлым, вплоть до смерти унижен бывши властию Понтия Пилата; и не только что временно не освободил учеников своих бедных от рук сильных, но оставил их убиению и преследованию за имя Его.

8. И должно было понимать эти пророчества о Христе духовно; тогда они и в том, что до чувств, оказались бы правдивейшими. Потому что Христос Господин есть не только одной земли, но и Неба, ибо Бог есть. И что до бедных, которые последовали за Ним, то не только выкупил их и избавил от силы демона, который имел власть, против каковой не имели помощника, но и соделал их наследниками Царства Божия.

Итак, говорил Бог главным образом о Христе и адептах Его, кои суть Царствие вечное и вечная свобода: а они понимали его по-своему, согласно началам меньшим, до которых Богу мало дела, а именно, как о владычестве преходящем и свободе временной, каковые в глазах Бога ни Царство суть, ни свобода. Откуда, ослепивши себя низостью буквы и не понимая духа и истины её, оставили Жизнь своего Бога и Господина, - как и св., Павел говорит о таковом обычае: principes eius hunc ignorantes et voces propherarum quae per omne sabbatum leguntur, indicatus impleverunt.

Чем хотел сказать: Обитавшие в Иерусалиме и начальники их ни Его не узнали, ни поняли слов пророков, кои читали во всякую субботу: и, осудивши Его, исполнили их (Деян 13, 27).

9. И до того доходит трудность понимания слов Божиих должным образом, что даже и середь самых учеников Его, - кои ходили с Ним, - были заблуждавшиеся: таковыми были те двое, кто после Его смерти шли в сельцо Эммаус опечаленные, потерявшие надежду, говоря: Nos autem sperabamus quod ipse esset redemturus Israel; то есть: Мы-то надеялись, что выкуплен Израиль (Лк 24, 21). И так же понимали выкуп и владычество, как временные. Им явился Христос, наш Искупитель, укоряя в невежестве и лености, и грубости сердца, неспособного верить сказанному пророками (там же, 25). И даже во время, когда Он всходил на Небо, и тогда оставались некоторые в сей грубости и вопрошали Его, говоря: Domine, si in tempore hoc resitues reгum Israel? To есть: Господи, дай нам знать, в сие ли время восставляешь Ты царство Израилево? (Деян I, 6). Многие вещи изрекает Дух святый, в каковые речения влагает смыслы иные, нежели понимаемые людьми, - как, скажем, те, что в словах, которые Каиафа сказал о Христе: Ведь выгоднее, чтобы один человек умер, нежели весь народ погиб (Ин II, 50). Каковые слова не говорил от себя: и говорил он их и понимал с одной целью, а Дух Свят - с иною.

10. Откуда видно, что хотя бы речения и откровения были от Бога, не можем быть уверены в них, потому что можем во многом и очень легко обманываться в нашем способе понимания: так как все они бездна и глубина духа; и хотеть ограничиться тем, что мы можем в них понять и воспринять нашими чувствами, это всё равно, что хотеть щупать воздух и схватить пылинки, на какие натолкнётся в нём рука: воздух утечёт; и ничего не останется.

11. Поэтому духовный учитель должен блюсти, чтобы дух его ученика не торопился в желании сотворить себе обитель во всех этих сверхъестественных постижениях, которые суть не более, чем пылинки духа, каковым одним если отдаться, значит остаться вовсе без духа; и отрывать его ото всех видений и речений, ободряя в том, что всегда остается в свободе и сумерках веры, в которых получается свобода духа и изобилие, и, как следствие, знание и разумение, отвечающие Слову Божию.

Потому что невозможно человеку недуховному мочь судить о делах Божиих или постичь их разумом, и, следовательно, не есть то духовное, когда судят согласно чувствам. И так, хотя бы они и подлежали какому-либо чувству, остаются непонятны. Как хорошо сказал о сём св. Павел, говоря: Animaels autem homo non percipit ea quae sunt spitirus Die; stultitia enim est illi, et non potest intelligere, quia de spiritalilis esaminatur. spiritualis qutem indicat omnia. Чем желал сказать: Животный человек не воспринимает вещей, которые суть Духа Божия, потому что они - безумие для него, и не может разуметь, потому как духовны; но дух судит обо всём (1Kop.2, I4-I5). Отсюда берутся смелость и отвага иметь связь с Богом и позволять себе это на путях сверхъестественного постижения в сфере чувств, - яко животный человек разумеет лишь то, что пользуют чувства, духовный же не связывается и не ведётся чувствами.

12. И, чтобы лучше увидели это, приведём здесь несколько примеров. Рассмотрим случай, когда некий святой, много огорчаемый по причине преследования от врагов его, пенял на то Богу, и потому ответствовал Бог, говоря: "Освобожу тя ото всех врагов твоих". Это пророчество могло быть наивернейшим и, со всем тем, человек сей мог быть побеждаем врагами своими и умереть от рук их. И вот, понимающий его в преходящем получается обманутым, потому что Бог может говорить об истинных (и главнейших) избавлении и победе, каковые суть спасение, в котором душа пребывает свободной и победительницей надо всеми её врагами много более истинно и совершенно, чем если она здесь избавлена от них. Итак, пророчество это много более истинно и изобильно, чем человек может себе представить [хотя бы и проникал в смысл его всю свою жизнь]. Потому что Бог всегда вкладывает в слова Свои смысл весьма принципиальный и пророческий, а человек способен понимать на свой лад и в своём расположении к меньшим (или младшим) началам, - и вот, оказывается обманутым. Подобное сему можем видеть в пророчестве, которое высказал о Христе Давид в псалме втором, говоря: Reges eos in virga ferrea, et tamquam uas figuli confringes eos. То есть: Упасёт все те народы жезлом железным и сокрушит их как сосуды глиняные (Пс.2,9). В коем рече Бог согласно изначальному и совершенному господству - оно же вечно - в котором исполняется пророчество, а не согласно младшим началам - они же суть временны - в которых оно не исполнилось о Христе во всю его временную жизнь.

13. Приведём и другой пример. Была одна душа с великим желанием - стать мученицей. Случилось же так, что Бог ответил ей, говоря: "Ты будешь мученицей", - и поселил в глубинах её великую отраду и уверенность, что так и будет. И, со всем тем, случилось, что не умерла мученицею, а обещание было правдивым. Почему же тогда не исполнилось? А потому, что исполнялось и могло исполниться согласно основному и существенному мученичества: в том, чтобы быть ей одарённой любовью, наградой мученичества исконной; и так получила душа поистине то, чего она желала по форме, и что Он ей обещал. Ибо то лишь по форме душа якобы желала какого-то особого рода смерти, на деле же хотела послужить Богу мученичеством и воспользоваться Его любовью, как мученица. Потому что, какою смертью умереть, ничего не значит без той любви, которую - и исполнение, и награду мученичества - даёт ей иными средствами, более совершенными; каковые, несмотря на то, что не умерла в мучениях, вполне удовлетворили душу, так как получила то, что желала.

Потому что таковые желания, когда рождаются от живой любви, - и другие, им подобные, - хотя и не исполняются тем способом, каким они рисуются и понимаются, исполняются по-иному и гораздо лучше, и более к чести Бога, чем их умеют испросить. Отчего и говорит Давид: Desiderium pauperum esaudivit Dominus.

То есть: Пожелания бедных исполняет Господь (Пс.9,17). Ив Притчах говорит божественная Премудрость: Desiderium suum iustis davitur. Справедливые получат, чего желают. (10,24). Откуда, поскольку видим, как многие святые испрашивали у Бога многие вещи, и не получили в сей жизни, чего желали, веруем, что ежели справедливо и правдиво желали, то исполнились их желания в иной жизни совершенно.

Каковые, если так истинны, тоже обещались Богом в сей жизни, говорящим им: "Ваше желание исполнится"; и не тем способом, о каком думали.

14. Таковым и иными способами могут слова и видения, исходящие от Бога, быть точными и правдивыми, а мы можем обманываться в них, поскольку не умеем понимать их высоко и в главном, и в тех намерениях и смыслах, которые вложил в них Бог. Итак, более целесообразно и безопасно приводить души к умеренности в отношении этих сверхъестественных явлений, приучая их, как уже говорили, к чистоте духа в вере тёмной, каковая есть средство единения.

Глава 20

В которой доказывается с помощью авторитета Писания, как изречения и слова Бога, хотя всегда суть правдивы, не всегда суть точны о собственных своих причинах.

1. Теперь мы собираемся показать вторую причину, по которой видения и высказывания Бога, хотя суть всегда истинны сами по себе, не всегда точны для нас; и это по вине их собственных оснований. Потому что многажды говорит Бог вещи, иллюзорно покоящиеся на творениях и их проявлениях, которые изменчивы и могут вводить в заблуждение; к тому и речения, которые на них основаны, также могут быть изменчивы и ошибочны. Потому что когда одна вещь зависит от другой, то, ошибаясь в одной, ошибёшься также и в другой. Как если бы Бог сказал: "Отсель не пройдёт года, как нашлю такую-то язву на сие царство"; причина и обоснование сей угрозы определённое оскорбление, нанесённое Богу в этом царстве; если же оскорбление прекращается или видоизменяется, может престать и кара; при этом угроза вполне достоверна, поскольку основывалась на реальной вине, которая, если бы продолжилась, была бы покарана.

2. Подобное приключилось со градом Ниневиею, о котором было сказано: Adhuc quadragihta [dies], et Nihive sevvertetur. Чем хотел сказать: Отсель в сорока днях опустошу Ниневию (Иона 3,4); что не было исполнено, потому что престала причина сей угрозы, каковой служили их грехи, в которых они начали раскаиваться; а если бы не покаялись, угроза бы исполнилась. Также читаем в третьей Книге Царств (21, 21), яко совершил царь Ахав грех зело великий, и пообещал Бог наслать великую кару (угрожая ему таковой в лице нашего отца Илии) на него самого, на дом его и на царство. И оттого, что Ахав разодрал одеяние своё с горя, и облачился во власяницу, и постился, и спал в мешке, и ходил печальный и угнетённый, ему через того же пророка тотчас были посланы такие слова: Quia igirur humiliatus est mei causa, non inducam malum in diebus eius, sed in deibus fillii sui.

Чем хотел сказать: Поскольку Ахав смирился из любви ко Мне, не пошлю зло, о котором говорил, во дни его, но - во дни его сына (ЗЦар. 21, 27-29). Откуда видим, что, как скоро Ахав изменил свой душевный настрой, Бог также изменил свой приговор.

3. Отсюда можем заключить, для нашей цели, что хотя Бог открывает или говорит душе утвердительно о какой-либо вещи, доброй или дурной, выпадающей на долю этой душе или какой другой, она может измениться в большей или меньшей степени, или видоизмениться, или вовсе отставиться, - соответственно перемене или видоизменению аффекта той души или причины, на которой Бог основывался; и так не исполниться, как на то надеялись, и во многих случаях никто не знает, почему, кроме одного Бога. Потому что, хотя о многих вещах случается Богу говорить и открывать и обещать, но не для того, чтобы тогда же их понимать или обладать ими, а для того, чтобы позже они могли быть поняты, когда на них падёт потребный для этого свет, или когда явятся последствия этих вещей; подобно тому, как мы видим, поступал Он со своими учениками, с коими говорил многими притчами и афоризмами, мудрость которых не была понята до времени, о котором проповедовал, что сбудется, когда сойдет на них Дух Свят, о котором говорил Христос, яко откроет им всё, о чём говорил (Ин. 14, 26) при жизни. И св. Иоанн, высказываясь на въезд Христа Иисуса в Иерусалим, говорит: Haec non cognoverunt disciouli eius primum; sed cuando glorificatus est Iesus, tunc recorati sunt qia haec erant scripta de eo (12,46). Итак, многие весьма специфичные вещи может Бог ниспосылать душе, которые ни она сама, ни её наставник, не понимают до времени.

4. В первой Книге Царств также читаем, что Бог, осердившись на Гелия, священника Израилева за то, что не карал грехи сынов своих, послал сказать через Самуила, среди прочих речений, и следующее: Loquens locurus sum, ut domus tua, et domus patris tui ministraret in conspectu meo usque in semoiteraret in conspectu meo usque in sempiternum. Verumtamen absit hoc a me. И это, как если бы сказал:

Истинно говорил тебе до сего дня, что твой дом и дом отца твоего всегда будут служить Мне пророчеством пред очами Моими, Но теперь это намерение далеко отстоит от Меня. Не сделаю так. (I Цар. 2,30). Яко, поскольку служба жреческая основывалась на чести и хвале Богу, и с этой целью обещал Бог даровать её отцу его навсегда, то, когда повредилось рвение Гелия в чествовании Бога - потому что, как сам Бог послал сетование о сём, восчествовал более сынов своих, нежели Бога, сокрывая грехи их, чтобы не позорить их, - повредилось также и обещание, каковое было бы навсегда, если бы всегда длились его доброе служение и рвение.

5. Итак, не следует думать, будто речения и откровения, исходящие от Бога, должны неотклонно и буквально сбываться, - главным образом потому, что сцеплены с человеческими причинами, которые способны изменяться, варьировать или переходить в противоположные. И насколько они "наклонны" к этим причинам, только Бог знает, ибо не всегда говорит о них (если изрекает слово или вершит откровение), а иной раз умалчивает об условиях, как поступил с ниневитянами, которым определённо говорил, что уничтожит их по прошествии сорока дней (Иона 3, 4). А иной раз объявляет, - как поступил с Ровоамом, говоря ему: Если соблюдёшь заповеди Мои. как Мой слуга Давид. Аз также буду с тобой, как с ним, и тебе воздвигну дом, как Моему слуге Давиду (ЗЦар. 11,38). Однако, объявляет или нет, не можем быть уверенными в понимании, потому что не можем ухватить подлинные тайны Бога, заключённые в словах Его, и множество смыслов. Он обитает на Небе и вещает на дороге вечности: мы же слепые - на земле, и не постигаем без путей плоти и бренности. Понимая это, молвил Мудрец: Бог на небе, а ты на земле: постольку ни речей своих удлиняй, ни словами швыряйся! (Эккл. 5,1).

6. И случится, скажут мне: Если мы не понимаем и не входим в это, почему же тогда Бог общается с нами посредством сих вещей?

Выше я сказал уже, что каждая вещь понимается в своё время, по велению Того, кто изрёк её, и понимает её тот, кому Он хочет дать понимание, и тогда становится видно, почему так получилось, ибо не творит Бог ничего без причины и правды. Оттого что так творится, нельзя ни понять смысла слов и дел Божиих, ни определиться в том, что является, без многих ошибок и без того, чтобы не прийти в состояние сильного смущения.

Об этом хорошо знали пророки, в чьи руки отданы были слова Божии: для них пророчествование было тяжкой работой, в том, что касалось народа; ибо, как уже говорилось, многое из предсказанного не случалось буквально. И по этой причине пророки терпели многие насмешки и издёвки: настолько, что это побудило Иеремию сказать: Насмехаются надо много целый день, все издеваются и презирают, потому что многое имею, дабы возвысить голос против злобы и им обещаю разрушение: и стало мне слово Господне оскорблением и насмешкой во всякое время. И говорю: не вспомню Его и не стану больше вещать Его именем (20, 7). В каковых словах святой пророк хотя и говорит со смирением и являет собой человека слабого, но хорошо даёт нам понять отличие исполнения божественных речей от ближайшего смысла их звучания. Оттого пророков держали за обманщиков, и они столько страдали от своих пророчеств, что тот же Иеремия в другом месте говорит: Formido, et laquens facta est hobis vaticinatio et contritio. Чем желал сказать: Страхом и западнёю сделались для нас пророчества, и сокрушением духа (3. 47)

7. И причина, по которой Иона сбежал, когда послал его Бог предсказать разрушение Ниневии, была та, что он знал разницу между словами Бога в понимании людей и причинами их вызвавшими. Итак, посему не подвергся осмеянию, когда не увидел исполнения пророчества; сбежал ведь, чтобы не пророчествовать; и так оставался в ожидании все сорок дней за стенами города, выглядая, не исполнится ли пророчество?, а как не исполнилось, обиделся чрезвычайно: настолько, что сказал Богу: Obsecro, Domine, numquid non hoc est verbum meum, cum adhuc essem in terra mea? propter hoc praeocupavit, ut figurem in Tharsis. То есть: Молю Тя, Господи, по случаю, не толи говорил я, когда был в земле моей? потому и противоречил, и сбежал в Тарсис (Иона 4, 2). И досадовал святой, и молил Бога, да лишит его жизни.

8. После сего, как же нам дивиться, что иные вещи, которые Бог говорит и открывает душам, не выходят так, как они их воспринимают? Ибо, поскольку вещи, в которых Бог заверяет душу или показывает ей те или иные вещи, как добрые или злые сами по себе или для других, ежели они основываются на определённых аффектах, или служениях, или оскорблениях, которые та или иная душа в этом случае наносит Богу, и способ, каковым, - если она упорствует в содеянном, - эти вещи совершаются, конечно же не непременен; следовательно, не непременна и Его настойчивость в них. Стало быть, не следует доверять своему разумению, но - полагаться на веру.

Глава 21

В которой разъясняется, как, хотя Бог отвечает на то, о чём. Его просим иной раз, Ему не нравится, что мы используем такой способ обнаружения истины. - И выясняется, как, хотя снисходит и отвечает, во многих случаях досадует.

1. Удостоверимся, как говорили, что некоторые духовные полагают благой любознательностью то, что иной раз для познания некоторых вещей используют путь сверхъестественный, думая, что, коль скоро иной раз Он отвечает на их домогательства, то значит стояние их хорошо, и Богу нравится; в то время как верно, что, хотя и отвечает, ни стояние хорошо, ни Богу нравится, но скорее не нравится; и мало того, во многих случаях Он гневается и скорбит зело.

Причиной сему то, что ни одному творению не разрешается переступать границы, которые Бог положил в естественном порядке для руководства им. Также человеку Он положил границы естественные и разумные для руководства им; следовательно, желать их преступать недозволено, а желать исследовать и постигать вещи путём сверхъестественным значит преступить границы естества; следовательно, это вещь недозволенная, и значит Богу не нравится, - ведь всякое беззаконие Его оскорбляет. Это добре узнал царь Ахав, ибо, хотя и от Бога увещал его Исайя, чтобы просил какого-нибудь знамения, не захотел сделать этого, говоря: Non peram et non tenatabo Dominum. To есть: Не попрошу сей вещи и не искушу Бога (Ис. 7, 12). Потому что сообщаться с Богом путями экстраординарными, каковы суть пути сверхъестественные, значит искушать Его.

2. Скажут: ведь если дело обстоит так, что Богу не нравится сие, почто же тогда Бог иной раз отвечает? Говорю, что иной раз отвечает демон. Но и когда Бог отвечает, говорю, что сие происходит по причине слабости души, которая хочет идти по этой дороге, - для того чтобы не впала в безнадежность и не поворотила на дорогу иную; или для того, чтобы не думала, будто Бог в ссоре с нею и чрезмерно недоволен ею; или в иных видах, о которых Бог знает, основывающихся на слабости данной души. Поэтому, когда видит, что приспело, отвечает и снисходит к этому пути, - как поступает также со многими слабыми и нежными душами: да вкусят и насладятся общением с Богом более ощутительно, как уже говорил выше; но вовсе не потому, что Он хочет или что Ему нравится, когда с Ним сообщаются в таком ключе и таким путём. Ещё каждому Он даёт как уже говорили, согласно его состоянию, потому что Бог подобен источнику, из которого каждый черпает тем сосудом, который принёс с собой, и бывает, что Он дозволяет брать такими вот сосудами и трубами сверхобычными; но вовсе не следует отсюда, что вольно хотеть и брать воду с их помощью, если только то не сам Бог, который может дать когда, как и кому хочет, и через то, что Он хочет, безо всякой нашей претензии на участие в этом. И так, как сказали, иной раз снисходит к потребностям и мольбам некоторых душ, коих, - потому что добры и просты, - не хочет оставить своим вниманием, чтобы не опечалить их, но не потому, что Ему нравится такое их стояние.

3. Сие наилучше уяснится посредством сравнения. Некий отец семейства имеет на столе своём множество различных яств - одно другого лучше. И вот дитя просит блюдо, но не самое лучшее, а первое, какое попадётся: и просит его потому, что знает вкус его лучше, чем иных. И поскольку отец видит, что хотя бы он предложил дитяти лучшее из блюд, дитя его не примет, а только то, что просит, и что для него нет вкуса в других, то дабы не остаться ему без своей пищи и неутешным, даёт ему с печалью то самое. Как видим, именно так поступил Бог с сынами Израилевыми, когда просили Его о царе: дал им его с неохотою, потому что сие не было добром для них. И вот, сказал Самуилу: Audi vocem populi in omnibus quea loquuntur tibi: non enim te abiecerunt, sed me. Чем желал сказать: Слушай глас народа сего и дозволь им царя. как они просят, ибо не тебя отвергли, но Меня (1Цар. 8,7), чтобы не царил Аз над ними. И подобным же образом снисходит Бог к некоторым душам, дозволяя им то, что не является лучшим, потому что они не хотят или не умеют ходить где-либо, кроме как в тех "палестинах". И ещё, некоторые также достигли нежности и услады духа или чувства, и даёт им их Бог, потому что не готовы они вкушать яства более крепкие и твёрдые трудов крёстных Сына Его, каковые Он хотел бы раздавать более, чем какие-либо иные.

4. Несмотря ни на что, по моему мнению, желать познавать нечто путями сверхъестественными хуже, чем желать каких-либо других духовных услад в чувствах. Ибо я не вижу, как может душа, претендующая на них, избежать греха, - по меньшей мере простительного, - хотя бы и преследовала самые добрые цели и была весьма усовершена, и так же тот, кто даёт ей на то указания и дозволения. Потому что не имеем нужды ни в чём таком, так как есть у нас естественный разум, закон и учение евангелическое, которых более чем достаточно, чтобы руководствоваться ими, и нет у нас таких нужд и затруднений, которых не могли бы мы развязать и утолить сими средствами к удовольствию Бога и пользе для души.

И поскольку мы пользуемся разумом и учением евангельским, которые, - хотим этого или не хотим, - говорят нам о неких вещах [ сверхъестественных ], можем принимать только такие из них, которые во многом совпадают с разумом и законом евангельским. И принимать их не потому, что они нам открылись, но по причине разумной, отставив в сторону всякое чувство откровенное; и ещё затем целесообразно рассмотреть и испытать их разумом много тщательнее, чем если бы не было о них откровения, - поскольку демон говорит многие вещи правдоподобные и подходящие, и согласные с разумом, чтобы [тем вернее] обмануть.

5. Где же оставлено нам во всех наших трудах, тяготах и нуждах лучшее и более верное средство, чем молитва и надежда, что Он удовлетворит нас теми средствами, какими пожелает? И посоветуемся с Писанием, в котором читаем, что царь Иосафат, будучи утесняем со всех сторон врагами, подвигнулся на молитву, и сказал святой царь Богу: Cum ignoremus quod facrer debeamus ad te (2 Цар. 20,12). И это, как если бы сказал: Когда не достаёт средств и не приложишь ума к обеспечению нужд наших, единственное остающееся нам - возвести очи на Тя? ибо Ты обеспечиваешь, как Тебе больше нравится.

6. А что Бог также, хотя и отвечает иной раз на такие претенциозные запросы, сердится (хотя и даёт ответ), добро будет теперь подтвердить некоторыми авторитетами Писания.

а) В первой книге Царств (28,6) говорится, что царь Саул попросил, чтобы беседовать ему с пророком Самуилом, который уже умер, и тот явился ему и возвестил пророчество; и вместе с тем Бог разгневался, ибо тотчас упрекнул его Самуил за таковое дело, говоря: Quare inquietasti me, ut suscitarer? To есть: Почто беспокоишь меня воскресением? (Там же, 15).

б) Знаем также, что хотя ответил Бог на моления сынов Израилевых и даде им мясо, коего просили, не замедлил разгневаться на них много; ибо тотчас свёл огонь с неба в наказание, как читаем о сём в Пятикнижии (Числа II, 32-33), и заметил о сем Давид, говоря: Adhuc escae eorum erant in ore ipsorum et ira Dei descendit super eos.

Чем хотел сказать: Ещё держали куски в устах своих, а уже нисшёл на них гнев Божий (Пс. 77, 30-31).

в) И также читаем в Числах (22,23), яко разгневался Бог зело на Валаама пророка, за то, что пошёл к мадианитянам, званный Валаком, царём их (хотя говорил Бог, что делать; но пошёл, потому что имел охоту идти и просил о том Бога), поэтому явился ему, бывшему в пути, ангел с мечом и хотел убить его, и сказал: Preversa est via tua, mihi que contraria. Путь твой извращён и противен Мне. И за то хотел его убити.

7. Такими вот спсобами и многими другими снисходит Бог, гневаясь, к желаниям души. О чём имеем множество свидетельств в Писании и, кроме того, многие примеры. Но в них нет необходимости, ибо дело ясное.

Говорю только, что дело сие рискованное более, чем умею сказать о том, - хотеть общаться с Богом такими путями; и, кто не оставляет их, много заблуждается; и оказывается много раз оконфуженным тот, кто привязывается к таким способам. И понаторевший в таких делах поймёт меня, исходя из собственного опыта. Так как помимо трудности безошибочного познания речений и видений исходящих от Бога, середь них имеется множество исходящих от беса: ибо обыкновенно он приходит по душу в таком же платьи и действует таким же образом, что и Бог, посылая душе вещи, весьма подобные тем, с помощью которых Бог сообщается с нею, - чтобы совратить её, подобно тому, как волк входит во двор овчий в шкуре овчей, так что только с трудом можно распознать его. Именно потому, что говорит много вещей истинных и согласных с разумом, и вещей, которые в самом деле случаются, очень легко обмануться думая, что раз происходят в реальности и точно так, как должны бы происходить, значит они несомненно от Бога. Оттого, что не знают, яко есть вещь наилегчайшая тому, кто владеет светом естественным, познать эти вещи и многие другие, которые были или будут, по их причинам. И поскольку бес держит эту искру разума весьма живой, может с лёгкостью выводить действие из причины, хотя и не всегда этот эффект наступит, т.к. все причины подвластны воле Божией.

8. Приведём пример. Бес знает, что состояние земли и воздуха, и сроки, зависимые от солнца, каким-то образом и в определённой стадии, в такое-то время, когда эти элементы расположатся нужным образом, согласно сроку, который приходит, необходимо становится заразным, и так заражает народ язвой, в большем или меньшем числе. Здесь виждь познание моровой язвы в её причине. Что великого в том, если бес откроет это душе, говоря: "Отныне через год или половину случится мор", который и впрямь случается? И это пророчество беса! Таким же образом может узнать трясение земли, подсмотрев, что пустоты её наполняются воздухом, и сказать:

"В такое-то время сотрясётся земля". Что есть познание натуральное, для коего довольно держать душу свободной от страстей, о чём говорил Боэций в следующих словах: Si vis claro lumine cerrere verum, quadia pelle, timorem spemque fugato,nec dolor adsit. То есть: хочешь познать реальность в естественном свете, отбрось от себя наслаждение и страх, и надежду и скорбь.

9. И так же можно узнать события и вещи сверхъестественные в их причинах, согласно божественному Провидению, которое справедливо и обязательно помогает в том, чего требуют благие или злые причины в сынах человеческих. Поэтому возможно знать естественным образом, что такая-то персона, или такой-то город и иные вещи, придут к такой или сякой нужде, в такую-то и такую-то точку, в которую Бог, в согласии со Своими Провидением и справедливостью, приходит споспешествовать соответственно причине, наказывая или вознаграждая, или в качестве причины, - и после говорить: "В такое-то время дарует Бог то-то или сделает это, или определённо случится то". Как дала знать святая Юдифь Олоферну, убедив его в том, что сыны Израилевы без сомнения будут разбиты, принимая во внимание множество грехов их (II, 12) и беды, что принесли они. И, перечислив грехи их, тут же сказала: Et quoniam haec faciunt, certum est quod in perditionem dabuntur (11,12). Чем хотела сказать: После того, как содеяли таковое, несомненно будут разбиты. Что есть сознание о наказании из причины, - и это всё равно, что сказать: Верно то, что таковые грехи имеют быть причиною таковых кар Божиих, что есть справедливо. И, как говорит божественная Мудрость: Per que quis peccat haec et torquetur. В чём или чем грешишь, через то и мучаешься (наказан бываешь).

10. Бес может узнавать это не только естественным образом, но и из опыта, который получает, подсматривая, как Бог творит вещи, подобные сим, и говорить о них заранее и определённо. Так же св. Товия узнал по причине о наказании города Ниневии; и так предостерёг своего сына, говоря: Смотри, сын, в час. когда я и мать твоя умрём, покинь сию землю, ибо не продлится она. [Video] enim quod iniquitas eius finem dabit.. Вижу ясно,яко та самая злоба должна стать причиной её наказания, от коего прекратится она и разрушится (14, 12-13). Всё это бес и Товия могли также познать не только из злобы города, но и из опыта, наблюдая, как за грехи мира Бог уничтожил его потопом, и за таковые же - содомитов, погубленных огнём, хотя, кроме того, Товия знал то и от Духа Свята.

11. И мог узнать бес (также), яко Пётр по естеству не мог жить более стольких-то лет, и сказал об этом заранее; и так многие другие вещи и многими способами, которых не перечесть; и начинать не стоит по причине их запутанности и тонкости, с которой они вводят в заблуждение; и от каковых невозможно избавиться, не убегая всех откровений и видений, и речений сверхъестественных.

За них справедливо гневается Бог на тех, кто их дозволяет, ибо видит, яко сие есть дерзость, так ввязываться в толикие риски и самомнение и любопытство, и отрасль высокомерия, и корень и основание тщеславия, и презрения к делам Божиим, и начала многих зол, в кои многие впали. Все таковые столь разгневали Бога, что Он намеренно оставляет их в заблуждении и обмане, и слепоте духовной, и сходе с правых путей жизненных, давая место их тщете и фантазиям, как сказал, о том Исайя, говоря: Dominus niscuit in medio eius spiritus veriginis (19, 14). Что значит: Господь вмесил в сердце его дух кружения и замешательства. Что на добром романском означает духа превратного понимания. Каковые слова Исайи просто в точности соответствуют тому, о чём мы говорим, потому что они о тех, кто старается познать вещи, бывающие сверхъестественным образом. И по сему говорит, что вмесил им в сердце Бог дух превратного понимания. Не оттого, что Бог действительно хочет или желает им духа заблуждения, но потому что они сами хотят иметь то, чего не могут заполучить естественным образом. Гневаясь на то, оставляет их лишёнными разума, не подавая им света в том, во что Бог не хочет, чтобы они ввязывались. Итак, говорит (Исайя), что Бог вмесил в них того духа путём отнятия света. И таким образом явился причиной вреда, известного как causa privativa, или причина лишающая, состоящая в том, что Он оставляет их без своего света и благорасположения; будучи же лишёнными таковых, неизбежно входят в заблуждение.

12. И таким образом даёт Бог разрешение бесу, чтобы ослеплять и много обманывать заслуживших это своими грехами и дерзостью, И может сие бес, и удаётся ему это, потому что верят они ему и держат его за духа благого. Настолько, что хотя и много убеждаемы суть в том, что се не он, не имеют способа выйти из обмана, поскольку имеют уже в себе - с попущения Божия - духа превратного понимания; как, читаем, случилось то с пророками царя Ахава, которым дозволил Бог обмануться духом лжи, дав разрешение бесу на них, говоря: Decepies et praevalebis; egredere et fac ita. Чем желал сказать: Превозмоги своею ложью и обмани их; изыди и сотвори тако (ЗЦар.22,22). И столь преуспел с пророками и царём по части обмана их, что не восхотел поверить пророку Михею, который пророчествовал правду прямо противоположную тому, о чём пророчествовали другие. И это случилось, потому что Бог дозволил им ослепнуть, дабы получили они то, чего хотели, ибо следовал и ответствовал им Бог, согласно их похотениям и желаниям; каковые были верным средством и расположением к тому, чтобы Бог дозволил их намеренно ослепить и обмануть.

13. Потому так пророчествовал о сём Иезекииль в имени Божьем, изрекая против тех, кто желает познавать пути Божий из любопытства, от тщеты духа своего, он сказал: Когда таковой человек придёт к пророку, чтобы вопросить его обо Мне, Аз. Господь, отвечу ему Сам, и положу лицо Моё во гнев на такого человека, и даже пророка введу в заблуждение о том. о чем вопрошает: Ego, Dominus, decepi prophetam illum. To есть: Аз. Господь, обману того пророка (14. 7-9). Или то, что должно быть понято, не совпадая с Его благоволением, остается поэтому подверженным обману; и именно это хочет сказать, когда говорит: Аз. Господь, отвечу им Сам, гневаясь; то есть лишает Он своих милости и благоволения такового человека. Откуда, с необходимостью ослепившись, бывает (сей человек) обманутым, по причине потери поддержки Бога. И затем приходит бес, чтобы отвечать соответственно вкусу и желанию того человека; и как ему нравится, ибо получает ответы и сообщения такие, каких хочет, то (в силу этого) впадает во многое заблуждение.

Кажется, будто мы несколько отошли от намерения, которое объявили в начале главы, где обещали доказать, что Бог, хотя отвечает, но иной раз гневается. Однако, если посмотреть внимательно, то всё, что мы сказали, подтверждает наше предположение, ибо по всему видно, яко Богу не нравится, когда желают таковых видений, так что дают повод к тому, чтобы всеми способами быть в них обманутыми.

Глава 22

В которой возбуждается сомнение, почему не дозволяется отсель, в Законе Благодати, вопрошать Бога сверхъестественным образом, как то было в Законе Ветхом. - Обосновывается сие авторитетом св. Павла

1. Нам не уйти от сомнений, и поэтому мы не можем бежать вперёд с той поспешностью, которой бы желали. Ибо как только мы их возбудим, тут же станем обязанными с необходимостью их устранить, чтобы истина учения всегда была прямой и сильной. Однако, в сих сомнениях всегда находится добро, - так как хотя немного и запнёмся в нашем продвижении, они, тем не менее, послужат учению и прояснению наших намерений, как только сомнение обнаружится.

2. В предыдущей главе мы говорили, яко Бог не благоволит к тому, чтобы души стремились получать путями сверхъестественными известные видения, речения и проч. С другой стороны, мы видели в той же главе и заключили из свидетельств, имеющихся в Писании, что пребывавшие в Ветхом Завете использовали сказанный способ общения с Богом, и им это было дозволено: и не только что дозволено, но Бог приказывал им поступать так. И когда они сего не делали, попрекал их Бог, - как видим это у Исайи, - где упрекает Он сынов Израиля за то, что не спросившись Его по-первах, восхотели сойти во Египет, говоря: Et os meum non interrogastis (30,2). То есть: Не вопросили вначале Уст Моих, как мы условливались. А также читаем у Иисуса /Навина/ (9, 14), что когда были обмануты те же сыны Израилевы Габаонитя-

нами, напомнил им эту ошибку там Дух Свят, говоря: Susceperunt ergo de cibariis eorum, et os Domini non interrogaverunt. Чем хотел сказать: Получили пищу свою. а Уст Божиих не вопросили. Итак, видим в божественном Писании, что Моисей всегда вопрошал Бога; и царь Давид, и все цари Израилевы - о своих войнах и нуждах, - и священники, и пророки древние; и Бог отвечал, и говорил с ними, и не гневался, и был благорасположен; а если они не делали сего, то бывал худорасположен, - и такова правда. Почему же после сих, теперь, в Завете Новом и благодатном дела не обстоят так же, как было раньше?

3. На что следует ответствовать, яко главная причина, по которой в Законе Писания дозволено было спрашивать Бога таким образом, и условлено было, чтобы пророки и священники желали откровений и видений от Бога, была та, что вера тогда ещё не устоялась окончательно, и не установился Закон Евангелический; и оттого необходимо было испрашивать Бога, а Ему - отвечать, - когда речами, а когда видениями; иной же раз образами и уподоблениями, а иной - многими другими способами знаменования. Потому что все Его ответы и речения, и откровения были таинствами нашей веры и вещами, касательными до неё или наставляющими в ней. Поскольку же предметы веры были не у человека, но - в устах самого Бога [которые Он изрекал собственными Устами, отчего необходимо было, чтобы (как говорили) вопрошать эти самые Божьи Уста], и оттого упрекал их Сам Бог за то, что в делах своих не вопрошали Уст, которыми отвечал бы Он, направляя их обстоятельства и дела, согласно вере, которой они ещё не владели, поскольку она ещё не укрепилась.

Но теперь, когда установилась вера во Христа и объявлен Закон Евангельский в нынешней эре благодати, не нужно ни вопрошать таковым способом, ни чтобы Он вещал или ответствовал, как раньше, потому что в том, что до нас. Он даровал нам Своего Сына, который есть единое Слово Его, и нет иного; всё, что может быть сказано нам, объединено в этом единственном слове, и нечего больше говорить.

4. И в этом смысл той власти, что употребил св. Павел, желая побудить евреев оставить первоначальный образ действий и обращение с Богом по закону Моисееву, и обратить очи единственно на Христа, говоря: Multifariam multisque modis olim Deus loquens patribus in prophetis: novissime autem diebus istis loctus est nobis in Filio. И это, как если бы сказал: То, что издревле говорил Бог во пророках отцам нашим многими способами и разным манером, теперь, в конце концов, в сии дни, сказал нам это в Сыне всё разом (Евр. 1,1). Этим даёт апостол уразуметь, что Бог как бы уже замолчал и не имеет более что сказать, - так как то, что ранее высказывал частями через пророков, теперь сказал в целом, давши нам целое, кое есть Его Сын.

5. Потому-то нынче тот, кто желает вопросить Бога или ищет неких видений или откровений, не только делает глупость, но и оскорбляет Бога, не полагаясь целиком на Христа, но желая каких-то иных вещей или новшеств.

На каковое желание Бог мог бы ответить ему таким образом, говоря: "Ежели ты имеешь уже все вещи высказанными в Моём Слове, которое есть Сын Мой, и других нет, что могу Аз ответить или открыть тебе большего, чем это? Возложи все упования на Него, ибо в нём имеешь все речения и откровения, и найдёшь в Нём даже больше того, о чём просишь и чего желаешь. Потому что просишь речений и откровений частных, а если устремишь очи свои на Него, найдёшь их в целом: ибо Он есть все Мои речения и ответы, и все Мои видения и все Мои откровения. Всё, что Аз вам открываю, говорю, отвечаю и объявляю: даю вам сие через Брата, Общника и Учителя, Приз и Награду. Потому что с того дня, как сошёл Аз на Него Духом Моим на горе Фаворской, говоря: Hic est filius meus dilectus in quo mihi bene comlacui, ipsu audite (Мтф.17,5); что означает: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в коем Моё благоволение:Его послушайте: отселе отнял Аз длань Свою ото всех этих способов просвещения и отдал это Ему; Его послушайте, ибо Аз более не держу веры, которую бы хотел открыть, и ничего, о чём бы хотел объявить. То, о чём раньше вещал, было обещанием Христа: и ежели Меня вопрошали, были то просьбы и упования о Христе, в котором всё благо, - как нынче это даётся в учении евангелистов и апостолов; и сверх того, кто ныне вопрошает Меня таким образом и хочет, чтобы Аз вещал или что-либо открывал, - некоторым образом ещё раз спрашивает о Христе, и испрашивает ещё веры, и потерпит в сём неудачу, ибо уже дарована она во Христе; и так нанесёт большую обиду Моему возлюбленному Сыну, потому что не только есть в сём недостаток веры, но это как бы обязывает Христа ещё раз воплотиться и пройти через жизнь и первую смерть. Не найдёшь (ибо) чего (ещё) просить, ни о чём пожелать видения или откровения от Меня. Смотри лучше туда, где найдёшь всё это уже сделанным и дарованным, и ещё много более, - на Него.

6. Если желаешь, чтобы послал Аз тебе некие слова утешения, смотри на Моего Сына, покорного Мне, и покоряющегося из любви ко Мне, и удручённого, и наверняка отвечу тебе. Если желаешь, чтобы Аз объявил тебе какие-либо оккультные вещи или события, обрати очи твои единственно на Него и найдёшь наиоккультнейшие мистерии и мудрость, и чудеса Божии, которые заключены в Нём, согласно Моему апостолу, говорящему: In quo sunt omnes thesauri sapientae et scientiea Dei absconditi. То есть: В коем Сыне Божием таятся все сокровища мудрости и знания Божия (Кол. 2,3). Каковые сокровища мудрости для тебя много более возвышенные и отрадные, и пользительные, нежели те вещи, которые ты хочешь узнать. Через что и прославляет себя тот же апостол, говоря, яко ничего не разумеет и ничего не знает, кроме Иисуса Христа распятого (IKop. 2,2).

И если также желаешь иных видений и откровений божественных или плотских, также смотри на Него, вочеловеченного, и найдёшь в Нём больше, чем думаешь: ибо говорит также апостол: In ipso habitat omnis plentudo divinitatis corporaliter. Чем хочет сказать: Во Христе обитает всё изобилие божества (Кол.2 9).

7. Не годится, стало быть, уже вопрошать Бога старым способом и нет нужды уже, чтобы говорил (с нами Сам), ибо завершив все речения верою во Христа, не имеет более веры, которую бы открыть, и это навсегда. И кто желает нынче получать какие-либо вещи путём сверхъестественным, как мы уже говорили, замечает недостаток в Боге, который якобы не дал в достатке всего в своём Сыне. Поэтому хотя это и предполагает веру и доверие, однако, это удивительно малая вера. Отсюда, не следует уповать на учение и иные вещи сверхъестественные.

Потому что в час, когда Христос изрёк на кресте; Consummatum est (Ин. 19, 30), когда испустил дух, - чем хотел сказать:

свершилось! - не только завершил сей род вещей, но и все другие церемонии и ритуалы ветхозаветные. Итак, во всём должны мы руководиться законом Христа-человека (и Его церкви и служителей, видимых и вочеловеченных, и таким путём исцелять наши невежества и слабости духа; яко для всего найдём обильное лекарство на сём пути. И то, что с этой дороги сводит, есть не только любопытство, но и многая дерзость. И не должно доверять вещам, узнанным путём сверхъестественным, но только тем, что преподаются примером Христа-человека), как сказано, и Его служителей, человеков. И настолько, что св. Павел говорит (об этом) в следующих словах: Quod si angelus de caelo evangelissaverit, praeterquam quod evangelisvemus vobis, anathema sit. Что значит: Если и некий ангел небесный будет вам благовествовать кроме того, что мы вам благовествовали, - проклятие и отлучение! (Гал. I, 8).

8. Откуда, стало быть, истина есть, что должно всегда оставаться в том, чему учил нас Христос, а во всём прочем ни нужды нет, ни следует верить, ни соглашаться с ним; тщетно трудится тот, кто хочет теперь сообщаться с Богом путём ветхозаветным. Тем паче, что не было дозволено, чтобы кто угодно во всякое время вопрошал Бога, ни же Бог ответствовал всем, - но только лишь священникам и пророкам, из чьих уст простой народ узнавал закон и учение. Итак, если кто-либо желал узнать нечто от Бога, вопрошал Его через священников или пророков, а не сам по себе. И если Давид несколько раз сам вопрошал Бога, то это потому, что был пророком, и ещё со всем тем, не делал этого без священнического облачения, как мы видим из факта, приведенного в первой Книге Царств (23, 9), где Он говорит Авимелеху, священнику: Applica ad me ephod - каковой (эфод) был важнейшей частью священнического облачения, - и в нём советовался с Богом. Более того, иные разы через пророка Натана и других пророков совещался с Богом. И посредством их уст и уст священников, а не собственным суждением, удостоверялся в том, что говорит с Богом.

9. Итак, что бы не говорил Бог тогда, это не имело ни авторитета, ни силы для того, чтобы верить сему, если оно не подтверждалось устами священников и пророков. Ибо так возлюбил Бог, чтобы правление и обращение с людьми тоже исходило от людей, подобных им, и чтобы разумом естественным направлялся и руководился человек: то есть в общем хотел, чтобы вещам сверхъестественным, которыми с нами (иной раз) сообщается, не давали полной веры, и не придавали им силы и уверенности, до тех пор пока не пройдут они акведуком человеческим через уста человека. Итак, всегда, коли что-то говорится или открывается душе, говорится ей таким образом, чтобы сама душа пришла в такое расположение, чтобы ей обратиться к тому, кому подобает говорить такое; и до тех пор не даётся ей полного удовлетворения, - потому что не берёт сие человек от другого человека, подобного ему.

Как видим мы в Книге Судей, именно это случилось с воеводою Гедеоном, который, будучи многократно извещаем Богом о том, что победит мадианитян, тем не менее, пребывая в сомнении и боязни, был оставляем Богом в сей слабости до тех пор, пока из уст людских не услышал того, о чём Бог говорил ему. И сталось, яко Бог, видя его в слабости, сказал ему: Восстани и сойди в лагерь; et cum audieris quod loquantur, tunc confortabuntur manus tuae, et securior ad hostium castra descendes. To есть: Когда услышишь там, что говорят люди, тотчас обретёшь крепость в том, о чём сказал тебе, и опустишься с большей уверенностью на войско вражье (7, 9-11). И так сталось, что, услышав отчёт о сне одного мадианитянина другому, в котором ему снилось, как Гедеон побеждает их, ободрился и принялся с великой радостью за ратный труд. Откуда видно, что не хотел Бог, чтобы он уверился - ибо не даровал ему уверенности - только сверхъестественным образом, до тех пор, пока не подтвердит (полученное) путём естественным.

10. Ещё более удивительно то, что случилось с Моисеем, с которым Бог хотя и говорил многими доводами, подтверждая свои слова знамениями превращений палки в змею и поражения руки проказой, чтобы тот освободил сынов Израиля, оставался таким слабым и неопределённым в сём походе, что даже разгневался Бог на него: никогда мол, душа твоя не держит крепко веры, довольной, чтобы идти, - вплоть до того, что ободрил его Бог через брата его, Аарона, говоря: Aaron fratertuus levites scio quod eloquens sit: ecce ipse egredietur in occursum tuum, vidensque te, laetabitur corde. Loquere ad eum, et pone verba mea en ore eius, et ego ero in ore tuo, et in ore...

Равно, как если бы Он сказал: Ведомо Мне, яко брат твой, Аарон, человек красноречивый; наблюдай, как он выйдет навстречу тебе и,и, увидев тебя, возрадуется сердцем: поговори с ним, и отдай ему все Мои слова, и Аз буду в твоих устах и в его (Исх. 4, 14-15), чтобы каждый доверял устам другого.

11. Услышав сии слова, Моисей тотчас одушевился надеждой утешения советом, который будет держать со своим братом. Потому что имел душу смирную, отчего и не отваживался сообщаться с Богом один на один, и не смог удовлетвориться без правления и совета человеческого. Итак, сего хочет Бог, ибо к тем, которые соединяются для истолкования правды, к ним присоединяется Он, чтобы возвещать её и подтверждать её в них, опирая на естественный разум; как сказано, яко содеял сие с Моисеем и Аароном, соединёнными, будучи в устах одного и в устах другого.

Как сказано о сём также и в Евангелии, яко ubi fuerint duo vel tres congregati in monine meo, ibi sum ego in medio eorum. То есть: Где соберутся двое или трое, чтобы наблюдать то, что ещё более чтит и прославляет имя Моё, Аз буду посреди их (МТФ. 18, 20); что значит: разъяснять и подтверждать в сердцах их правды Божии. И заметьте, что не сказано: где будет кто-то один, Аз буду там, но - как минимум, двое; чем даётся понять, яко не желает Бог, чтобы кто-либо в одиночестве творил сие, ради познания вещей, принадлежащих Богу, и ни сообразовался (с ними), ни искал подтверждения им у кого-либо, кроме Церкви и её служителей, потому что если пребывает один, не разъяснит и не подтвердит Он правды в сердце его, и так останется она в нём слабой и прохладной.

12. Ибо отсюда исходит то, что рекомендует Экклезиаст, говоря: Uae soli, qui com ceciderit, non habet sublevantem se. Si dormiering duo, fovebuntur mutuo: unus quomodo calefiet? et si quispiam preavaluerit cantra unum duo resistent ei (4, 10-12). Чем желает оказать: Увы одинокому, яко упадёт когда, не имеет, кто бы поднял его! Если же двое спят вместе, согреет один другого (что значит: теплом Бога, который пребывает меж них); одинокий же как согреется? Что значит: как останется замёрзшим в делах Божиих? И если кто-то превозможет и преодолеет одного (т.е. демон, который превозмогает и одолевает одинокого, желающего обладать достоянием Бога), соединённые ему противостанут, - которые суть ученик и Учитель, объединённые в познании и делании правды. И вплоть до того, что одинокий чувствует себя тепловатым и слабым в сём, хотя бы и много слышал от Бога: настолько, что сам св. Павел, много проповедовавший Евангелие, которое, как говорил, услышал от Бога, а не от человека, не смог остаться наедине с собой и избежать того, чтобы идти советоваться со св. Петром и апостолами, говоря: Ne forte in vacuum currerem aut cucurrissem (Гал.2,2). Чем хотел сказать: По случаю, не напрасно ли подвизаюсь или стяжаю лишнее; не имел уверенности, до тех пор пока не получил подтверждение от человек. Замечательным посему представляется, что Павел, чьим очам открылось Евангелие, не мог с той же очевидностью узреть себя безопасным от ошибки, которую мог совершить, проповедуя истину Его.

13. Отсюда совершенно ясно, что нельзя быть уверенным в вещах, которые Бог открывает, - если не тем порядком, о котором вам поведал; потому что даже в случае, когда персона уверена, - как уверен был св. Павел в своём Евангелии (т.к. начал тут же проповедовать его), - то, хотя бы откровение было от Бога, всё же человек может заблуждаться относительно него или того, что к нему относится. Ибо Бог не всегда, говоря одно, говорит и другое; и во многих случаях извещает о некоей вещи, но не говорит о способе, каковым она исполнится. Потому что обычно всё то, что может совершиться умением и средствами человека, о том Он не говорит и того не делает, хотя и обходится долгое время с душой весьма радушно. О чём очень хорошо ведал св. Павел; ибо (как уже сказали), хотя и знал, что Евангелие открыто ему Богом, подвергал его обсуждению.

И видим это ясно в Исходе (18, 21 - 22), где Бог, общаясь с Моисеем так близко, не дал ему совета столь спасительного, какой дал тесть его Йетро, что означает: чтобы избрал бы себе других судей, да помогут ему, и не стоял бы народ, уповаючи, от утра до ночи. Каковой совет Бог подтвердил, но не высказал его сам, потому что были то вещи, подлежащие разуму и суду человеческому. В том, что до видений и откровений и речений Бога, то земного не открывает Бог, ибо всегда хочет, чтобы пользовались разумом и судом, насколько это возможно, - и для этого все они выстраиваются порядком, исключая те, что являются предметом веры, превосходящей всякое разумение и суждение, хотя и не противоречащей им.

14. Откуда никто да не заключит, яко оттого что Бог и святые сообщаются с ним запросто, то по той же причине должны сообщать ему об ошибках относительно неких вещей, которые он в состоянии познать иным путём. Итак, не должно быть самоуверенным, ибо, как читаем, случалось, в Деяниях Апостолов, яко св. Пётр, быв главою церкви и воспитанником самого Бога, в определённых церемониях, бытовавших между язычниками, заблуждался, и Бог молчал; столько, что упрекал Его св. Павел, яко уверил Он их, говоря: Cum videssem, quod nen recte ad veritatem Evangelii [ambularent], dixi [Cephae] coram omnibus: Si tu indeus cum sis, gentiliter vivis, quomodo gentes cogis indaezare? Чем хотел сказать: Как вижу, - говорит св. Павел, - яко не ходят ученики по истине Евангельской, то говорю Петру перед всеми: Если будучи иудеем, как то и есть, живёшь язычески, как же таковое творишь притворство, что понуждаешь язычников ожидовиться? (Гал. 2,14). И Бог не предуведомил св. Петра об этой оплошности по тому же самому - потому что притворство сие подпадает разуму, и может быть познано путём рациональным.

15. Откуда, многие блуды и грехи покарает Бог во многих в судный день; с которыми имел здесь повседневное общение, и которых наделил многим светом и доблестью, потому что в остальном о коем знали, что должны исполнять, были небрежны, полагаясь на то общение и доблесть, которые имели с Богом. Итак, как говорит Христос в Евангелии, изумятся они тогда, говоря: Domine, Domine, nonne in nomine tuo prophetavimus, et in monine tuo daemonia eiecimus, et in nomine tuo virtutues multas faecimus? To есть: Господи, Господи, разве пророчества, которые Ты нам открывал, не Твоим именем возвещали? и не Твоим ли именем демонов изгоняли? и не именем ли Твоим многие чудеса и благие дела вершили? (Мтф. 7, 22). И говорит Господь, отвечая им: Et tunc confitebor illis, quia numquam novi vos: discedite a me omnes qui operamini iniquitatem. Что значит: Изыдите от Мене, делатели злого, яко николи не знал вас (там же, 7,23) Из таковых был пророк Валаам и другие, подобные ему, которые, - хотя и говорил с ними Бог и оказывал им милость, - были грешниками. Но, при всём том, упрекал Господь также избранных и друзей своих, с которыми здесь сообщался близко, во блудах и небрежениях, каковые имели, и о которых не было необходимости Богу уведомлять их, по тому же самому, - яко уже предупредил их через разум и закон естественный, которыми наделил их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: