Заключение

До последнего времени в советской дошкольной сур­допедагогике основное внимание уделялось вопросам обучения детей (главным образом обучению речи), в то время как общевоспитательные проблемы оставались недостаточно разработанными. В частности, мало внима­ния уделялось проблемам игры как основной формы ор­ганизации жизни глухих детей дошкольного возраста и мощного фактора их развития. Между тем игры имеют такое же большое значение для физического, нравствен­ного и умственного развития глухих детей, как и для раз­вития слышащих.

Основатель системы дошкольного обучения глухих детей у нас в стране, организатор первого в России и Ев­ропе детского сада для глухих Н. A. Pay писала: «Своей конкретностью, действенностью, эмоциональной насы­щенностью игра представляет лучшие предпосылки для глубокого воспитательного воздействия на маленького глухонемого, живущего в большей мере, чем слышащий, реальной жизнью, зрительными, осязательными, вибра­ционными впечатлениями»'.

Глухой ребенок приходит в детский сад, не умея гово­рить. Формирование его восприятия, представлений, на­копление знаний происходит в первое время без руково­дящей речи взрослого. Следствием этого является недо­статочное знание предметного мира, мира человеческих отношений и неумение отобразить их в игре.

Умение играть возникает у ребенка не спонтанно, а под воздействием обучения, которое у глухих детей не ограничивается формированием игровых действий, выра­боткой игровых умений и навыков. Обучение включает в себя широкое ознакомление детей с предметным миром,

1 Pay Н. А. Дошкольное воспитание глухонемых. М., 1947, с. 39.


с различными видами деятельности взрослых людей, их отношениями.

Обучение детей игровой деятельности нужно строить с учетом ее особенностей, закономерностей ее развития, опираясь на реальные возможности детей — их способ­ность к подражанию, развивающуюся наблюдатель­ность, интерес ко всему новому, любознательность, ак­тивность и т. д. На первых этапах.необходимо обучать детей игровым действиям, формировать игровые компо­ненты. По мере того как ребенок овладевает способами игрового изображения действительности, нужно (предо­ставлять ему творческую самостоятельность, инициати­ву, возможность выбора игры.

Следует обучать детей переносу действий с одного предмета на другой, переименованию предметов, исполь­зуемых в игре, обучать действиям с переименованными - предметами в соответствии с их новым игровым назва­нием, формировать речевое общение детей.

В ходе игры создаются особо благоприятные условия для общения детей (распределение ролей, обсуждение и планирование игровых действий, обозначение условных предметов, ведение -бесед по ходу игры), для формиро­вания механизмов обобщающей и регулирующей функ­ции слова. Поэтому сюжетно-ролевые игры способствуют развитию речи глухих детей, которая вначале стоит еще на самой элементарной ступени констатации -- обозна­чение словом предметов, их качеств, действий. По мере обучения речи дети овладевают значениями слов, у них меняется отношение к слову, появляется возможность понимать его настолько, что оно начинает определять со­бой действия детей. Сама игра толкает детей к овладе­нию все более сложными формами речи. Благодаря ис­пользованию в игре предметов-заменителей дети прохо­дят первую ступень отвлечения (абстракции), в резуль­тате чего у них развивается речевое мышление. В услови­ях игры создаются такие-ситуации, которые позволяют обогащать речевой запас детей и расширять значения слов. Играя с детьми, «педагог включает в игру новое слово, новое выражение, и благодаря игровому настрое­нию и повторяемости новый речевой материал оживает в ребенке, становится его собственностью; ребенок начи-нает его употреблять спонтанно» ',

1 Р а у Н. А. Дошкольное воспитание глухонемых. М., 1947, с. 41. 172


Игры глухих детей нуждаются в повседневном руко­водстве, которое не должно сводиться лишь к регулиро­ванию отношений детей, к предотвращению драк и поло­мок игрушек. Оно предусматривает обучение детей игро­вой деятельности, формированию у них творческого отношения к действительности, умения творчески отра­зить окружающий мир. Это требует от воспитателя высо­кого уровня педагогического мастерства, понимания значения игр для всестороннего развития детей, знания особенностей игр и условий, способствующих их раз­витию.

В дошкольном возрасте игра является основной, ве­дущей деятельностью, в процессе которой создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сто­рон личности ребенка. При правильной организации игры могут стать одним из средств коррекции аномального развития глухих детей, так как в условиях игр происхо­дит формирование как отдельных психических функций (и их коррекция), так и личности ребенка в целом. Иг­ра является источником различных видов творческой Деятельности детей, действенным средством развития во­ображения, способствует развитию творческого восприя­тия и отображения детьми действительности.

В учебно-воспитательной работе, проводимой с глу­хими детьми, сюжетно-ролевым играм должно быть уде­лено особое внимание. Игры должны быть не эпизодиче­ским явлением в жизни детей, а неотъемлемой ее ча­стью. Долг воспитателя—так строить работу по обучению детей играм и руководству ими, чтобы игры могли вы­полнить свою решающую роль в развитии детей и содей­ствовали тому, чтобы они выросли полноценными члена­ми общества. Хотя формирование игры не является в пе­дагогике самоцелью, в данном случае оно выступает как специальная педагогическая задача. И решать ее необхо­димо со всей серьезностью, со всей ответственностью, так как «игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятель­ность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» '.

1 Макаренко А. С. Сочинения, т. А. М., 1951, с. 373.



ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие.

Характеристика игровой деятельности..

Особенности игр глухих дЪтей.................................

Условия, необходимые для развития игр детей

Первый год обучения..................................... •.

•Второй год обучения......................................................

Я"ретий год обучения........................................................

Игра в «магазин»...............................................................

Игра в «автобус» («троллейбус»)......

Игра в «шоферов»...".......................................

Игра в «театр»........................................................

Игра в «пароход».......................................... •..,-

Четвертый год обучения......................................................

Игра в «летчиков»................................

Игра в «зоопарк»........................................................

Игра в «поликлинику».....................................................

Игра в «парикмахерскую».............................................

Игра в «строительство»..............................................

Пятый год обучения..............................................................

Игра в «школу».............................................................

Игра в «почту».............................................................

Игра в «улицу»............................................................

Игра в «ателье».......................................................................

игра в «библиотеку»..............................................................

Развитие речи в связи с организацией и проведением игр.
Планирование и учет работы по обучению детей игровой дея­
тельности............................................................................

Ошибки руководства.....................................................................

Заключение


. 3. 6. II

. 16. 29. 34. 46

78 79 85 90 94

. 98

. U5

. 120

146, 160 171




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: