До последнего времени в советской дошкольной сурдопедагогике основное внимание уделялось вопросам обучения детей (главным образом обучению речи), в то время как общевоспитательные проблемы оставались недостаточно разработанными. В частности, мало внимания уделялось проблемам игры как основной формы организации жизни глухих детей дошкольного возраста и мощного фактора их развития. Между тем игры имеют такое же большое значение для физического, нравственного и умственного развития глухих детей, как и для развития слышащих.
Основатель системы дошкольного обучения глухих детей у нас в стране, организатор первого в России и Европе детского сада для глухих Н. A. Pay писала: «Своей конкретностью, действенностью, эмоциональной насыщенностью игра представляет лучшие предпосылки для глубокого воспитательного воздействия на маленького глухонемого, живущего в большей мере, чем слышащий, реальной жизнью, зрительными, осязательными, вибрационными впечатлениями»'.
Глухой ребенок приходит в детский сад, не умея говорить. Формирование его восприятия, представлений, накопление знаний происходит в первое время без руководящей речи взрослого. Следствием этого является недостаточное знание предметного мира, мира человеческих отношений и неумение отобразить их в игре.
|
|
Умение играть возникает у ребенка не спонтанно, а под воздействием обучения, которое у глухих детей не ограничивается формированием игровых действий, выработкой игровых умений и навыков. Обучение включает в себя широкое ознакомление детей с предметным миром,
1 Pay Н. А. Дошкольное воспитание глухонемых. М., 1947, с. 39.
с различными видами деятельности взрослых людей, их отношениями.
Обучение детей игровой деятельности нужно строить с учетом ее особенностей, закономерностей ее развития, опираясь на реальные возможности детей — их способность к подражанию, развивающуюся наблюдательность, интерес ко всему новому, любознательность, активность и т. д. На первых этапах.необходимо обучать детей игровым действиям, формировать игровые компоненты. По мере того как ребенок овладевает способами игрового изображения действительности, нужно (предоставлять ему творческую самостоятельность, инициативу, возможность выбора игры.
Следует обучать детей переносу действий с одного предмета на другой, переименованию предметов, используемых в игре, обучать действиям с переименованными - предметами в соответствии с их новым игровым названием, формировать речевое общение детей.
В ходе игры создаются особо благоприятные условия для общения детей (распределение ролей, обсуждение и планирование игровых действий, обозначение условных предметов, ведение -бесед по ходу игры), для формирования механизмов обобщающей и регулирующей функции слова. Поэтому сюжетно-ролевые игры способствуют развитию речи глухих детей, которая вначале стоит еще на самой элементарной ступени констатации -- обозначение словом предметов, их качеств, действий. По мере обучения речи дети овладевают значениями слов, у них меняется отношение к слову, появляется возможность понимать его настолько, что оно начинает определять собой действия детей. Сама игра толкает детей к овладению все более сложными формами речи. Благодаря использованию в игре предметов-заменителей дети проходят первую ступень отвлечения (абстракции), в результате чего у них развивается речевое мышление. В условиях игры создаются такие-ситуации, которые позволяют обогащать речевой запас детей и расширять значения слов. Играя с детьми, «педагог включает в игру новое слово, новое выражение, и благодаря игровому настроению и повторяемости новый речевой материал оживает в ребенке, становится его собственностью; ребенок начи-нает его употреблять спонтанно» ',
|
|
1 Р а у Н. А. Дошкольное воспитание глухонемых. М., 1947, с. 41. 172
Игры глухих детей нуждаются в повседневном руководстве, которое не должно сводиться лишь к регулированию отношений детей, к предотвращению драк и поломок игрушек. Оно предусматривает обучение детей игровой деятельности, формированию у них творческого отношения к действительности, умения творчески отразить окружающий мир. Это требует от воспитателя высокого уровня педагогического мастерства, понимания значения игр для всестороннего развития детей, знания особенностей игр и условий, способствующих их развитию.
В дошкольном возрасте игра является основной, ведущей деятельностью, в процессе которой создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребенка. При правильной организации игры могут стать одним из средств коррекции аномального развития глухих детей, так как в условиях игр происходит формирование как отдельных психических функций (и их коррекция), так и личности ребенка в целом. Игра является источником различных видов творческой Деятельности детей, действенным средством развития воображения, способствует развитию творческого восприятия и отображения детьми действительности.
В учебно-воспитательной работе, проводимой с глухими детьми, сюжетно-ролевым играм должно быть уделено особое внимание. Игры должны быть не эпизодическим явлением в жизни детей, а неотъемлемой ее частью. Долг воспитателя—так строить работу по обучению детей играм и руководству ими, чтобы игры могли выполнить свою решающую роль в развитии детей и содействовали тому, чтобы они выросли полноценными членами общества. Хотя формирование игры не является в педагогике самоцелью, в данном случае оно выступает как специальная педагогическая задача. И решать ее необходимо со всей серьезностью, со всей ответственностью, так как «игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» '.
1 Макаренко А. С. Сочинения, т. А. М., 1951, с. 373.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.
Характеристика игровой деятельности..
Особенности игр глухих дЪтей.................................
Условия, необходимые для развития игр детей
Первый год обучения..................................... •.
•Второй год обучения......................................................
Я"ретий год обучения........................................................
|
|
Игра в «магазин»...............................................................
Игра в «автобус» («троллейбус»)......
Игра в «шоферов»...".......................................
Игра в «театр»........................................................
Игра в «пароход».......................................... •..,-
Четвертый год обучения......................................................
Игра в «летчиков»................................
Игра в «зоопарк»........................................................
Игра в «поликлинику».....................................................
Игра в «парикмахерскую».............................................
Игра в «строительство»..............................................
Пятый год обучения..............................................................
Игра в «школу».............................................................
Игра в «почту».............................................................
Игра в «улицу»............................................................
Игра в «ателье».......................................................................
игра в «библиотеку»..............................................................
Развитие речи в связи с организацией и проведением игр.
Планирование и учет работы по обучению детей игровой дея
тельности............................................................................
Ошибки руководства.....................................................................
Заключение
. 3. 6. II
. 16. 29. 34. 46
78 79 85 90 94
. 98
. U5
. 120
146, 160 171