Лингвистика

       
   


Семасиологическая Ономасиологическая

               
       


Структурная Функциональная Структурная Функциональная

В основе семасиологической лингвистики лежит речевая деятельность слушающего (получателя речи), а в основе ономасиологической лингвистики - речевая деятельность говорящего (отправителя речи). Каждый из этих типов лингвистического описания существует в двух формах - структурной и функциональной. Частногносеологическая структура языкознания, таким образом, содержит в конечном счете четыре вида лингвистического описания - структурно-семасиологический, функционально-семасиологический, стру­к­тур­но-ономасиологический и функционально-ономасиологический.

Структурно- семасиологическая лингвистика изучает язык с точки зрения слушающего, т.е. в направлении “речь - языковая система”. Фун­кционально-семасиологическая лингвистика изучает функционирование языка с точки зрения слушающего, т.е. в направлении “языковая форма - внеязыковое содержание”. Структурно-ономасиологическая лингвистика изучает язык с точки зрения говорящего, т.е. в направлении “внеязыковое содержание - языковая форма”. Функционально-ономасиологическая линг­вистика, наконец, изучает функционирование языка с точки зрения говорящего, т.е. в направлении “языковая система - речь”.

Семасиологическая лингвистика исследует речевую деятельность в направлении “речь- языковая система/языковая форма - внеязыковое содержание”. Это значит, что семасиологический подход к изучению языковых явлений выдвигает на первый план речевую деятельность слушающего. Слушающий исходит в своей деятельности из речи, на материале которой в его сознании формируется языковая система. Используя эту систему, он понимает языковую форму, передаваемую ему говорящим, т.е. соотносит ее с тем или иным внеязыковым содержанием. Онома­сиологическая лингвистика исследует речевую деятельность в направлении “внеязыковое содержание - языковая форма/языковая система - речь”. Это значит, что ономасиологический подход к изучению языковых явлений предполагает позицию говорящего, который исходит в своей деятельности из внеязыкового содержания и переводит это содержание в языковую форму, выбирая ее из языковой системы, находящейся в его распоряжении, и пере­водя ее из системно-языкового состояния в речевое.

Языковая система представляет собою результат обобщенных пред­ставлений о речи. Первичными в языковой системе являются формальные обобщения - такие, которые осуществляются слушающим на основе формального сходства между речевыми единицами. Результатом такого рода обобщений являются формальные (семасиологические) структуры языка. К ним относятся, например, части речи. Объединение словоформ в определенную часть речь осуществляется в первую очередь по формальным критериям. Так, отличие существительных от прилагательных обна­ру­живается прежде всего потому, что каждая из этих частей речи имеет особые формальные показатели. В основе формальных структур языка лежат определенные семасиологические категории. Так, в основе имен существи­тельных лежит категория предмета, а в основе имен прилагательных - категория качества. Семасиологические категории могут переходить в ономасиологические. Это происходит тогда, когда та или иная содержательная категория начинает соотноситься с несколькими формаль­ными структурами языка. В этом случае мы имеем дело с содержательными (ономасиологическими) структурами языка. Если, например, категория предмета будет соотноситься не только с существительными, но и с другими -субстантивированными - частями речи, то мы окажемся перед субстан­циальной содержательной структурой языка. Исходя из этого, можно сказать, что структурно-семасиологическая лингвистика систематизирует формальные структуры языка, а функционально-семасиологическая линг­вистика изучает функционирование данных структур в речевой деятельности слушающего. Структурно-ономасиологическая лингвистика в свою очередь систематизирует содержательные структуры языка, а функционально-онома­сиологическая лингвистика исследует функционирование данных структур в речевой деятельности говорящего.

В качестве примера структурно-семасиологической лингвистики может рассматриваться теория Луи Ельмслева (28). В ее основе лежит переход “речь - языковая система”. Основную цель своей теории датский ученый видел в моделировании языковой системы как абстрактной структуры, в основе которой лежит анализ текста. Единицы текста (речи) при таком подходе предстают как варианты языковых единиц. Данное представление о соотношении речевых единиц стало общепринятым в современной лингвистике. Используя его, мы представляем язык в виде иерархически организованной системы формальных структур различных уровней.

Лингвистическая теория Джона Ферса является функционально-сема­сиологической (68). Главную цель своей теории английский ученый видел в описании многочисленных семантических функций языковых единиц. Семан­тический спектр той или иной языковой единицы, с точки зрения Дж. Ферса, может быть описан лишь в том случае, если исследователь будет исходить из употребления данной единицы в речи. Это употребление неизбежно связано с определенными контекстами. Поскольку все случаи контекстуального употребления той или иной единицы языка учесть невозможно, ис­следователь вынужден ограничиваться описанием ее типичных контекстов.

Первым систематическим опытом структурно-ономасиологической грамматики стала книга Ф.Брюно “Мысль и язык” (65). В ее основу положе­но пять ономасиологических зон - предметы, события, обстоя­тельства, хара­к­те­ристики и отношения. Внутреннее членение этих зон Ф.Брюно про­изводил, как правило, на семасиологической основе, однако изложение материала проводилось им не по разделам грамматики, а по указанным зо­нам. Изложение грамматики от содержательных категорий (ср. 53) не означает, что автор ономасиологической грамматики выделяет данные кате­гории безотносительно к языку. Различные виды отношений выводились Ф.Брю­но из синтаксических отношений: предметы- из существительных, события - из глаголов, обстоятельства - из наречий и характеристики - из прилагательных.

В качестве примера функционально-ономасиологической лингвистики может служить “психомеханика” Гюстава Гийома (69, 70). Главную задачу своей теории французский ученый видел в том, чтобы описать внутренний механизм перехода языка в речь. Если идеал Ф.де Соссюра состоял в том, чтобы рассматривать язык обособленно от речи, то идеал Г. Гийома состоял в том, чтобы все языковые явления рассматривать сквозь призму перехода языковой системы в речь (“языка в дискурс”).

ВНУТРИЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ

Если гносеологическая структура языкознания базируется на различных методологических подходах к изучению языка, то онтологическая структура языкознания основывается на строении самого языка. Строевая организация языка - явление чрезвычайно сложное. Мы можем, тем не менее, выделить три языковых строя - фонетический, грамматический и тек­стуальный. Основными фонетическими единицами являются звуки, основными грамматическими единицами - слова и предложения и основ­ными текстуальными единицами - тексты. Исходя из этого, онтологическую (или дисциплинарную) структуру языкознания мы можем представить в самом абстрактном виде следующим образом:

Лингвистика

Фонетика Грамматика Лингвистика текста

Каждая из указанных дисциплин связана с соответственным языковым строем: фонетика - с фонетическим, грамматика - с грамматическим, лингвистика текста- с текстуальным.

ФОНЕТИКА

Фонетика - наука о фонетическом (звуковом) строе языка. Под звуковым строем языка следует понимать не только звуки, но и другие звуковые единицы - фонемы, морфонемы, слоги, такты, фразы, ударения, паузы, тоны и т.п. В связи с тем, что звуковой строй языка представляет собою явление многоаспектное, фонетика содержит в своем составе целый ряд дисциплин. Мы можем следующим образом представить ее дисциплинарную структуру:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: