Транспортировка – специфические услуги, обеспечивающие перемещение товаров или людей в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения продукции предприятий, пассажиров и багажа в согласованное место. Отношения по перевозке возникает при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация и лицо, заинтересованное в транспортировке.
Согласно обязательству перевозки транспортная организация обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа) обязуется оплатить оказанные транспортные услуги (внести провозную плату). Не исключено, что при перевозке груза одна из сторон может нарушить договор, что приведет к порче или утрате имущества.
Перевозчик или отправитель освобождаютсяот ответственности в случаях:
|
|
• непреодолимая сила и иные действия стихийного характера (заносы, наводнения, пожары), военные действия;
• прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях;
• иные случаи, предусмотренные транспортными уставами или кодексами.
Риск транспортировки продукции предприятий может реализоваться в её утрате, недостаче и повреждений (порче). Под утратой понимается невозможность выдать груз получателю в течение установленных сроков. Недостача (частичная утрата) означает наличие разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке или сданного получателю по одной накладной. Порча груза – несоответствие его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. Общим условием ответственности является презумпция вины, т.е. перевозчик несет ответственность за не сохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело. Таким образом, риск не сохранности имущества, полученного от отправителя и до выдачи получателю, лежитнаперевозчике.