Одним из важнейших индикаторов экономической безопасности предприятия является уровень спроса на его продукцию. Падение спроса ниже допустимого уровня может привести к банкротству фирмы.
При ведении производственной деятельности предприятие должно заранее знать, какую и для кого оно производит продукцию и что случится, если эта продукция не будет реализована.
Риск невостребованности продукции – это вероятность потерь для предприятия-изготовителя вследствие возможного отказа потребителя от его продукции.
Такой риск относится к категории смешанного и может быть связан как с неопределенностью внешней обстановки, так и с деятельностью самого предприятия. На возможность его возникновения влияют: внешнеэкономическая ситуация, рыночная обстановка, социально-демографическая ситуация, информационная база, научно-технический уровень и нормативно-правовая база. Но поскольку продукция является субстанцией производства, риск в то же время порождается деятельностью предприятия. Данный риск существует из-за отклонений от нормальных условий в двух отраслях: производящей и реализующей продукцию, т.е. является разноотраслевым.
|
|
Наиболее характерными факторами, обусловливающими возникновение риска невостребованности продукции, являются следующие.
1. Факторы производства (труд, производственные фонды, материальные ресурсы).
2. Среда возникновения риска.
3. Центры ответственности.
4. Центры затрат.
5. Виновники возникновения риска.
6. Производственные условия.
7. Время возникновения риска.
8. Время обнаружения риска.
9. Виды продукции.
10. Потребитель продукции.
11. Каналы сбыта.
12. Спрос на продукцию.
Среда возникновения риска невостребованности продукции порождает его внутренние и внешние причины.
Внутренние причины зависят от деятельности предприятия, его подразделений и отдельных работников:
• недостаточная квалификация персонала;
• неправильная организация производственного процесса;
• неправильная организация снабжения предприятия материальными ресурсами;
• неправильная организация сбыта готовой продукции;
• нечеткое управление предприятием.
Сюда же можно отнести качество поступивших материалов, качество производственного потенциала в той степени, в какой это зависит от конкретных работников предприятия, ответственных за данные участки работы.
Внешние причины, как правило, прямо не зависят от деятельности предприятия, но могут ею провоцироваться:
• инженерно-конструкторские;
• платежеспособность потребителя;
• транспортные;
• организация работы и состояние финансовой системы;
|
|
• повышение процентных ставок по вкладам;
• социально-экономические;
• демографические;
• географические;
• нормативно-правовые;
Возникновение риска невостребованности продукции зависит от качества работы и взаимодействия центров ответственности предприятия. Такими центрами ответственности логично определить:
• снабжение;
• производство;
• складирование;
• сбыт;
• инженерное обеспечение;
• планирование;
• финансово-экономическое обеспечение;
• управление.
При выявлении риска невостребованности продукции тщательному анализу должны быть подвергнуты каналы сбыта. Если риск обнаружен и существует тенденция к его устойчивости, следует изучить рисковые каналы по способам и времени реализации, месту расположения относительно потребителя, уровню цен на продукцию, поставляемую предприятием.
Для избежания и уменьшения риска невостребованности продукции необходимо знать, каков спрос на продукцию, производимую предприятием, и каковы влияющие на него факторы, называемые детерминантами спроса.
К внешним факторам спроса относятся объем предложения данного товара на рынке, тип продукции, число разновидностей товаров на рынке, уровень доходов потребителей, ожидания потребителей относительно будущего изменения доходов и цен на товары, потребительские предпочтения или вкусы, полезность данного продукта, число покупателей на рынке, цена товара и др. Эти факторы являются преимущественно неуправляемыми со стороны производственного предприятия. Тем не менее, менеджер должен глубоко анализировать внешние детерминанты спроса для прогнозирования его тенденций и снижения риска невостребованности продукции.
Внутренними факторами спроса на продукцию предприятия являются ее цена относительно суммы покрытия затрат на производство и ценовой политики, качество продукции, квалификация персонала, качество оборудования и материальных ресурсов, научно-технический уровень производимой продукции и т.д. Они относятся к управляемым факторам, прямо или косвенно влияющим на величину спроса, на продукцию предприятия и, следовательно, на риск ее невостребованности.