Риск невостребованности продукции

Одним из важнейших индикаторов экономической бе­зопасности предприятия является уровень спроса на его продукцию. Падение спроса ниже допустимого уровня мо­жет привести к банкротству фирмы.

При ведении производственной деятельности предпри­ятие должно заранее знать, какую и для кого оно произ­водит продукцию и что случится, если эта продукция не будет реализована.

Риск невостребованности продукции – это вероятность потерь для предприятия-изготови­теля вследствие возмож­ного отказа потребителя от его продукции.

Такой риск относится к категории смешан­ного и может быть связан как с неопределенностью внешней обстановки, так и с деятельно­стью самого предприятия. На возможность его возникно­вения влияют: внешнеэкономическая ситуация, рыночная обстановка, социально-демографическая ситуация, инфор­мационная база, научно-технический уровень и норматив­но-правовая база. Но поскольку продукция является суб­станцией производства, риск в то же время порождается деятельностью предприятия. Данный риск существует из-за отклонений от нор­маль­ных условий в двух отраслях: производящей и реализую­щей продукцию, т.е. является раз­ноотраслевым.

Наиболее характерными факторами, обусловливающи­ми возникновение риска невостребованности продукции, являются следующие.

1. Факторы производства (труд, производственные фонды, материальные ресурсы).

2. Среда возникновения риска.

3. Центры ответственности.

4. Центры затрат.

5. Виновники возникновения риска.

6. Производственные условия.

7. Время возникновения риска.

8. Время обнаружения риска.

9. Виды продукции.

10. Потребитель продукции.

11. Каналы сбыта.

12. Спрос на продукцию.

Среда возникновения риска невостребованности продук­ции порождает его внутренние и внешние причины.

Внут­ренние причины зависят от деятельности предприятия, его подразделений и отдельных работников:

• недостаточная квалификация персонала;

• неправильная организация производственного про­цесса;

• неправильная организация снабжения предприятия материальными ресурсами;

• неправильная организация сбыта готовой продукции;

• нечеткое управление предприятием.

Сюда же можно отнести качество поступивших мате­риалов, качество производственного потенциала в той сте­пени, в какой это зависит от конкретных работников пред­приятия, ответственных за данные участки работы.

Внешние причины, как правило, прямо не зависят от деятельности предприятия, но могут ею провоцироваться:

• инженерно-конструкторские;

• платежеспособность потребителя;

• транспортные;

• организация работы и состояние финансовой системы;

• повышение процентных ставок по вкладам;

• социально-экономические;

• демографические;

• географические;

• нормативно-правовые;

Возникновение риска невостребованности продукции зависит от качества работы и взаимодействия центров от­ветственности предприятия. Такими цент­рами ответственности логично определить:

• снабжение;

• производство;

• складирование;

• сбыт;

• инженерное обеспечение;

• планирование;

• финансово-экономическое обеспечение;

• управление.

При выявлении риска невостребованности продукции тщательному анализу должны быть подвергнуты каналы сбыта. Если риск обнаружен и существует тенденция к его устойчивости, следует изучить рисковые каналы по спо­собам и времени реализации, месту расположения относи­тельно потребителя, уровню цен на продукцию, поставляемую предприятием.

Для избежания и уменьшения риска невостребованно­сти продукции необходимо знать, каков спрос на продук­цию, производимую предприятием, и каковы влияющие на него факторы, называемые детерминантами спроса.

К внешним факторам спроса относятся объем предло­жения данного товара на рынке, тип продукции, число разновидностей товаров на рынке, уровень доходов по­требителей, ожидания потребителей относительно будущего изменения доходов и цен на товары, потребительские пред­почтения или вкусы, полезность данного продукта, число покупателей на рынке, цена товара и др. Эти факторы яв­ляются преимущественно неуправляемыми со стороны про­изводственного предприятия. Тем не менее, менеджер дол­жен глубоко анализировать внешние детерминанты спроса для прогнозирования его тенденций и снижения риска невостребованности продукции.

Внутренними факторами спроса на продукцию пред­приятия являются ее цена относительно суммы покрытия затрат на производство и ценовой политики, качество продукции, квалификация персонала, качество оборудования и материальных ресурсов, научно-технический уровень производимой продукции и т.д. Они относятся к управля­емым факторам, прямо или косвенно влияющим на вели­чину спроса, на продукцию предприятия и, следовательно, на риск ее невостребованности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: