Прежде всего необходимо несколько полнее, чем это было сделано ранее, остановиться на обстоятельствах, побуждающих обратиться к данной форме речи, на определении ее роли и места в обучении глухих детей языку и ее влиянии на другие формы речи.
Известно, что устная речь — наиболее совершенная форма общения, и решение проблемы коммуникации, естественно, должно предусматривать приобщение глухих учащихся именно к этой форме речи. С нее начинается овладение языком в норме. Эднако для глухих детей овладение устной речью представляет огромные трудности, связанные с ее восприятием путем чтения с лица и произношением. На выработку навыков артикуляции и зрительного восприятия устной речи затрачиваются огромные усилия, на это требуется длительное время. Следовательно, н-а-чинать обучение речи как средству общения устной формы про-
•' См.: Сборник программ для школ глухих, ч. I. M., 1972, с. 17—24.
£,?.
сто невозможно. Овладение письменной формой речи, чтением и письмом также требует довольно большого времени. Кроме того, она не отвечает нуждам живого общения: для письма требуется длительное время и специальные условия (место, на чем писать, прибор для письма). Таким образом, оказывается необходимым обратиться к дактильной речи. В отношении к данной форме речи до настоящего времени имеется предубеждение, воспитанное в период господства чисто устной системы.
|
|
Появление дактильной речи относится,к средневековью. Она создавалась испанскими монахами, которые,' вступая в общину, принимали на себя обет молчания. Однако жизнь в общине, без.общения оказывалась невозможной, и ее члены в обход канонов создавали ручной язык (вот одно из дополнительных проявлений потребности в общении!). По литературным данным, использование дактильной речи в обучении глухих детей относится к
XVI веку. -Первым человеком, обратившимся к ее использованию
в этих целях, называют испанского монаха Педро де Понсе.
Употреблял ее в обучении глухих В ал ляс Бульвер (Англия,
XVII в.), широко пользовался ею Ш. Делепе (Франция,
XVIII в.), обращался к ней, основоположник немецкой устной
системы С. Гейн»ке и др.
Первые русские сурдопедагоги В. И. Флери, Г. А. Гурцев видели в дактильной речи нужное средство обучения и использовали ее.
Однако с введением чисто устной системы отношение к этой форме речи оказалось прямо противоположным, ее стали решительно изгонять из школы как опасного конкурента устной речи. Изгоняли за то, что в ней, по признанию самих идеологов чи- " сто устной системы, содержатся большие возможности развития глухих детей. Так, Фр. Вернер писал: «...глухонемого можно снабдить уже в первые годы обучения развивающей его ум речью лишь в том случае, если ручная'азбука будет допущена как первоначальное средство обучения» '. Здесь выражено очень важное признание и того, что чистая устная система не обеспечивает развитие ума, и одновременно показаны огромные возможности дактильной речи, благодаря которой создаются условия не только для речевого, но и умственного развития. Примечательно, что помещено это в книге, специально написанной против использования дактильной речи. «...Устный метод, — читаем далее, — прямо-таки обязан исключить из обучения глухонемых употребление ручной азбуки и мимических знаков». Объяснение такому противоречию в отношении «дактилологии (дактильная речь — сильное средство развития, и в то же время ее надо исключить из обучения) содержится в той *же книжке, где автор ссылается на высказывание одного из видных представителей
|
|
1 Вернер Ф<р. Психологические основы немецкого метода обучения глухонемых. Пар. с нем. Ф. A. Pay и Н. A. Pay. Спб., 1903, с. 28..56
немецкой школы Кройса, который утверждал, что дактильная речь мешает выработке навыков чтения с лица (с руки читать легче, чем с лица), она препятствует формированию правильного произношения. Если вспомним, что основная задача обучения зри чисто устной системе сводится к формированию произношения - - созданию «инструмента», то становится совершенно понятным изгнание всего, что может воспрепятствовать достижению выдвинутой задачи. Следовательно, отмеченное противоречие только кажущееся; на самом деле здесь все имеет свою логику, хотя и направленную против интересов ребенка. Этот подход зазвивался и другими представителями чисто устной системы, Так, И. Фаттер с полной откровенностью писал: «Мы понимаем, что устный метод может принести ущерб общему развитию глухонемого ребенка, но устная речь является нашей задачей, и мы согласны на этот ущерб»1. Естественно, что часто устная система, перенесенная -в русскую школу, по тем же основаниям категорически исключала использование дактильной речи. Это 1. Енько выражал следующим образом: «Мы не признаем великого значения ручной речи для глухонемых, потому что слушаемся немцев» 2.
Можно было бы сослаться на целый ряд других высказываний, утверждающих высокое развивающее значение дактильной >ечи и объясняющих отказ от нее теми же причинами. Там, где подобные объяснения не удовлетворяли, начиналось использование пальцевой речи, нарушалась чистота системы. Начиналось создание иной системы. Так, дактильная форма речи оказывалась своеобразной лакмусовой бумажкой: если дактильная речь изгоняется, значит, работа ведется по чисто устной системе, если же допускается, то имеет место какое-то, иное построение работы.
Отмеченное проявилось в опыте советской школы. Отказ от чисто устной системы в 1938 году сразу же повлек за собой использование дактильной формы речи. Принятая советской сурдопедагогикой направленность на развитие глухих детей потребовала средств, соответствующих новым задачам.
Необходимость широкого использования дактильной речи, еще более обострившаяся в связи с разработкой коммуникационной системы, выдвинула для научного решения ряд весьма важных вопросов. Важнейшие из них: значение этой формы речи в обучении глухих детей языку, ее влияние на устную и письменную формы. Первое, что необходимо было выяснить, относилось к использованию дактильной формы для формирования речевой коммуникации начиная с первых дней пребывания детей в шко-
1 Walteer I. Geschichte der Taubstummenbildungswesen. Leipzig, 1882,
S. 256.
2 Енько П. Методика обучения глухонемых речи по естественному способу, Спб., 1907, с. 33.
ле'• Поскольку состав элементов этой речи — дактилем -находится в соответствии с буквенным алфавитом (каждой букве соответствует определенное положение пальцев руки), ее принято относить >к письменной форме,
|
|
Такой взгляд подкрепляется тем, что дактильное слово воспроизводится по правилам орфографии: как она пишется, так и дактилируется. Учитывается и то обстоятельство, что при разработке дактильных азбу.к (а они для разных национальных языков различные) их авторы пытались отразить в дактилемах сходство с контурами соответствующих букв. Это сходство более чем относительно, особенно для ребенка, начинающего обучаться. Надо иметь очень богатое воображение, чтобы в дактиле-ме «А» увидеть контур буквы «А». Тоже в «б», «в», «г», «д», «е», «ж» и т. д. Тем не менее делались попытки определить последовательность ознакомления глухих детей с дактилемами, располагая их по мере сходства с контурами соответствующих букв (заметим, не для коммуникации, а для изучения).
Исходя из всего этого^ делалось заключение не только о природе дактилъной речи, но и о зависимости ее усвоения от знаний письменной речи, т. е. утверждалось, что для обучения дактиль-ной речи необходимо предваряющее овладение детьми 'буквенным алфавитом, письменной формой речи, Но так как обучение последней, по сложившейся точке зрения, усваивается на основе устной речи, то, следовательно, овладение дактильной речью зависит не только от усвоения письменной, но и устной речи.
Если все это правильно, то использование дактильной речи в целях формирования речевой коммуникации невозможно до тех пор, пока дети не овладеют письменной и устной речью. Таким образом, оказывается, что поставленная задача формирования коммуникации не имеет решения.
В действительности же дело обстоит совсем по-иному. Опираясь на данные физиологии2, практику обучения слепо-глухих и известный в литературе опыт овладения дактильной формой речи, описанный Е. Журомским3, было развернуто экспериментальное обучение глухих детей речи. Эксперимент показал, что дактильная речь может успешно формироваться в качестве исходной формы и служить установлению коммуникации с первых дней обучения детей в школе. В этом факте едва ли не •самое главное значение дактильной речи: ее использование открывает путь к решению, проблемы социальной компенсации,
|
|
1 См.: Зыков С. А. Устная, письменная и дактильная формы речи в пер
воначальном обучении глухонемых детей. — «Изв. АПН РСФСР», вып. 104,
1959; О н ж е. Обучение глухих детей языку по принципу'формирования ре
чевого общения. М., 1961.
2 См.: Сеченов И. М. Избранные произведения, т. I. М., 1952, с. 382—
.383.
3 См.: Журомский Е. Что лучше, мимика или дактилология. — «Вест-
яик попечительства о глухонемых», il90i3—Ю04, № 9, с. 'ИЗ.
.58
решающее значение которого подчеркивал Л. С. Выготский. Между тем именно в зтом плане дактильная речь никогда ранее не рассматривалась. Одновременно было выявлено, что использование дактильной речи оказывает прямое влияние на усвоение-речевого материала: ее применение значительно повышает скорость и прочность запоминания слов, слогов, цифр. Отмеченное объясняет широко известный сурдопедагогам факт: заучивая текст, глухие дети усиленно дактилируют, отвечая урок, снова прибегают к дактилированию. Даже запреты педагогов не останавливают их. Выяснилось, что в мышечном чувстве руки содержится мощный фактор биологической компенсации (большая «прибавка» к действию речевых кинестезии, недостаточно прочных у глухих). Иначе говоря, в дактильной форме речи, наряду с социальной, содержится и биологическая компенсация.
Оказалось также, что формирование дактильной речи не противоречит обучению устной речи, не мешает овладению чтением с лица и произношением. Напротив, пользование дактильной речью содействует усвоению и того и другого. Здесь же лишь отметим, что при использовании дактильной речи в виде первой, исходной речевой формы отпадают все доводы в пользу отнесения ее к разновидностям письменной речи. По функции дактильная речь скорее может быть отнесена к устной речи, поскольку она служит непосредственному общению. Однако такое отнесение крайне условно.
Дактильная речь — своеобразная речевая форма, привлекаемая как средство компенсации при нарушенном слухе.