Гносеологические основы процесса обучения

Познание - процесс целенаправленного отражения объективной реальности в сознании людей.

Процессы обучения и познания имеют общие черты. Оба направлены на познание истины, объективной действительности. И обучение, и познания осуществляются по схеме: живое наблюдение объекта обучения или познания - осмысление существенных свойств, особенностей, связей этого объекта - применение полученных знаний на практике или в учебе или проверка полученного в процессе познания знания на практике. Так, мир мы воспринимаем через ощущения - отражение в мозге человека отдельных свойств предметов и явлений окружающей действительности в результате воздействия их на органы чувств. Сочетание ощущений, отражающих совокупность различных свойств предмета или явления, действует на наши органы чувств называется восприятием. На основе ощущений и восприятия в сознании создается представление - чувственный субъективный образ предметов и явлений действительности, отражаемые.

Обучение можно считать специфической формой познания объективной действительности, приобретения общественного опыта. Общность между обучением и научным познанием в том, что они направлены на познание законов и закономерностей объективного мира. Между процессом обучения и процессом научного познания существуют и определенные различия. Прежде на всех уровнях обучения объективно не открываются новые знания. Учащиеся усваивают уже опознаны истины. Одновременно происходит исследование объекта познания. При усвоения знаний сам объект может быть представлен наглядным или словесным изображением. Важно то, что на познание определенных явлений или процессов человечество потратило десятки и сотни лет, а ученик во время обучения усваивает такие знания в течение года. Если в процессе познания приобретаются только новые знания, то обучение, кроме усвоения этих знаний, предусматривает формирование умений и навыков. Наконец, практика в познании является критерием истины, в то время как в учебе проверять истинность знания не требуется. Здесь практика помогает лучше понять и усвоить учебный материал.

В школе важно и необходимо добиваться того, чтобы учащиеся научились сознательно пользоваться формами и приемами познавательной деятельности, могли правильно применять научные принципы и методы в объяснении явлений природы, общества и духовного мира человека. При таких условиях процесс обучения формировать у учащихся основы научного мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: