Дидактика - отрасль педагогики, исследующая и разрабатывает теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения.
Термин этот (от греческого: дидактикос - обучающийся) употребляется в педагогических трудах с XVII века (1613 г. - немецкие педагоги Кристоф Хельвег и Иохим Юнг, труд "Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения"). Я.-А. Коменский в "Великой дидактике" (1657) разработал содержание образования, дидактические принципы, методы обучения, впервые обосновал классно-урочную форму обучения.
Дидактика - теоретическая (изучает реальный педагогический процесс) и нормативно-прикладная (теоретические знания является основанием для определения содержания, выбора методов обучения, организации руководства учебной деятельностью) наука. Таким образом, дидактика как наука объяснительную, преобразующую и нормативно-прикладную функции.
Предметом дидактики являются: определение цели и задач обучения; определение содержания образования в соответствии с требованиями общества, выявления закономерностей процесса обучения; обоснование принципов и правил обучения на основе выявленных закономерностей обучения; выработки организационных форм, методов и приемов обучения, обеспечение учебно-материальной базы, средств обучение, для выполнения задач процесса обучения.
|
|
Основные категории дидактики: цель образования, процесс обучения, преподавания и учения, методы и приемы обучения; формы организации учебного процесса; структура учебной деятельности, формирование общеучебных умений и навыков, диагностика и коррекция результатов обучения.
Процесс обучения существенно отличается от учебного процесса. Понятие "учебный процесс" охватывает все компоненты обучения: преподавателя, используемые им средства и методы обучения, ученика, который работает под руководством учителя на уроке.
Под понятием "процесс обучения" понимают целенаправленную двустороннее взаимодействие учителя и ученика, направленная на овладение последними знаниями, умениями, навыками, на их развитие и воспитание.
В современном понимании процесс обучения имеет следующие характерные признаки: двусторонний характер; совместная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество) активность субъекта учебной деятельности; педагогическое руководство; планомерная специальная организация и управление; целостность и единство, соответствие закономерностям возрастного развития учащихся, управление развитием и воспитанием учащихся.
Методологической основой процесса обучения в современной школе является научная теория познания (гносеология), которая предусматривает единство исторического и логического в педагогических процессах, методологический анализ основных дидактических понятий и т.п.. Научная теория познания изучает природу научного познания и его возможности, основные закономерности познавательного процесса, формы и методы познания человеком окружающей действительности, условия истинности познания.
|
|
В учебном процессе находят проявление известные философские положения о взаимосвязи и взаимозависимость, единство и борьбу противоположностей, отрицания отрицания, переход количественных изменений в качественные.
Основной движущей силой процесса обучения является противоречие (несоответствие) между возрастающими требованиями общества к процессу обучения и возможностями по реализации процесса обучения, которые определяются социально-экономическим прогрессом и положением образования в данный период.
В процессе обучения выделяют ряд внутренних противоречий: между достигнутым учениками уровнем знаний, умений и навыков и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения поставленных перед ними новых задач, между фронтальной изложением материала и индивидуальным характером его усвоения, между пониманием материала учителем и учениками, между теоретическими знаниями и умениями использовать их на практике и др.. Искусство учителя состоит в выяснении и использовании этих противоречий для активизации познавательной деятельности учащихся.