Формы организации обучения

В философии под формой (от "forma") понимают способ существования и выражения содержания, а также внутреннюю организацию содержания.

Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установившемся порядке и режиме.

Методы и формы обучения взаимосвязаны: методы реализуются в формах, формы обеспечивают организацию и существование методов.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых предпочтение отдавалось тем или иным формам обучения: индивидуальная (Древняя Греция), индивидуально-групповая (школа средневековья), взаимного обучения (белл-ланкастерская в Англии), дифференцированного обучения по способностям (Мангеймский), бригадно-лабораторная (20-е годы СССР) и классно-урочная, обоснована более 300 лет назад Яном Амосом Коменским, известным педагогом-ученым, который обобщил опыт братских школ на Украине и Беларуси (XVI в.). Эта система стала господствующей на территории бывшего Советского Союза с 1932 года. Около четырехсот лет классно-урочная система действует, совершенствуется с участием тысяч учителей и выдающихся ученых-педагогов.

Индивидуальная форма организации обучения - это выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно на уровне своих учебных возможностей без взаимодействия с другими учениками. Положительные стороны: - способствует развитию высокого уровня самостоятельности; лучше учета особенностей каждого ученика (характер восприятия, мышления, внимания, памяти, уровень подготовки, особенности темпа работы, интересы, отношение к учебе) позволяет максимально дифференцировать учебные задания по их содержанию, а также контроль и оценку результатов. Слабые стороны: - требует больших затрат сил и времени учителя; обеспечивая успехи одного ученика приводит к снижению качества обучения других учеников; ученик не имеет возможности сотрудничать с другими учениками, дети не всегда общаются и опыт не становится коллективным достоянием.

Поэтому наряду с индивидуальной формой организации учебной деятельности учащихся применяется фронтальная. Эта форма предусматривает одновременно работу со всем классом. Положительные стороны: способствует быстрому установлению уровня подготовки учащихся, их осведомленности по определенным проблемам, формированию и развитию коллектива, доброжелательных отношений в классе, решению воспитательных задач. Недостатком этой формы является невозможность учитывать индивидуальные особенности учащихся, познавательные интересы и уровень их развития.

Эти недостатки могут компенсировать групповая форма обучения. При групповой форме обучения класс делится на группы по 5-7 учеников каждая. Групповые формы обучения некоторые авторы классифицируют на звеньевые, бригадные, кооперированных-групповые, дифференцированно-групповые. Звеньевая форма предполагает организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме учебная работа организуется в специально сформированных для выполнения временных задач временных групп учащихся. При кооперированных-групповой класс делится на группы для выполнения каждой из них части общей задачи. Дифференцированно-групповая форма предполагает организацию работы групп учащихся с различными учебными возможностями.

Итак, общие формы находят свое воплощение в конкретных формах классно-урочной системы обучения, к которым относятся: урок; семинарские занятия; лекция; экскурсия, практические занятия; консультации; факультативы; домашние задания, дополнительные занятия; зачет; экзамен; собеседования.

Классно-урочная система имеет следующие внеурочные формы учебной работы: предметные кружки; школьные научные общества; ученические научные конференции; лектории; предметные вечера; предметные недели тому подобное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: