Соотношение понятий «миф» и «культура»

В современной культуре и культурологии слово «миф» является одним из наиболее популярных и общеупотребительных. Для историка культуры миф – это совокупность странных, фантастических повествований, на которых построена вся духовная жизнь древнейших цивилизаций и так называемых «примитивных» народов.

Миф – исторически первая форма культуры.

Миф и культура - единое, нерасторжимое целое.

Миф присутствует во всех сферах культуры, в каждом феномене культуры. Он в значительной степени пронизывает и все наше бытие

Миф - воплощение духовного культурного наследия.

Миф - древнее знание, которое тщательным образом сберегалось на протяжении тысячелетий, поскольку являлось необходимым условием выживания социума. Миф как система древней мудрости всегда принадлежал тайной сфере знания, в отличие от культовых представлений, открытых для большинства членов социума.

Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождение, природу, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира.

В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.

Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.

И миф, и культура имеют непосредственное отношение к знанию о человеке.

Культура в мифах - посредник между человеком и Природой; через культуру он осуществляет свою связь с Природой.

Культура в мифах - возможность для человека творить: человек в мифах рассматривается как неотделимая часть Природы, вместе с тем он (благодаря культуре и культурным благам) реализует свои творческие возможности.

Согласно мифам, культурные блага «даются» человеку для неких высших духовных целей, для выполнения определенной «миссии», которая состоит в активной деятельности, направленной на достижение совершенства.

Но со временем культура начинает противопоставляться Природе, в которой все больше и больше подчеркивается ее стихийное, враждебное начало. Деятельность человека, особенно в Новое время, воспринимается как борьба, как утверждение себя перед лицом грозных сил. И здесь культура - совокупность того, чего человек достиг в ходе своей эволюции.

Через культуру человек становится собственно человеком, именно духовным существом. Культура - это путь, по которому идет человек (социум, народ, человечество).

Миф по отношению к культуре является своего рода кодом, в котором присутствуют все составляющие части культуры. Таким образом, в связке Миф – Культура ведущим элементом является именно Миф.

Одним из важнейших свойств культуры, впрочем, как и Мифа, является ее синкретизм (объединение различных систем или взглядов, согласованность и единство). Пример по аналогии с иероглифом: его можно рассматривать как сложную структуру, в содержательном отношении представляющую собой совокупность множественных смыслов. При этом примечательная черта иероглифа состоит в том, что все заключенные в нем смыслы как бы «работают» одновременно. Каждый компонент является частью сложной структуры знака (т.е. иероглифа), находящегося в соотнесенности со всей картиной Мира, запечатленной в иероглифической письменности.

Фундаментальная функция мифа в культуре заключается в том, чтобы спровоцировать интерес человека к миру биологически нейтральных феноменов и предметов - тех феноменов и предметов, которые находятся принципиально за пределами его видовых интересов и потребностей. Миф открывает человеку мир, находящийся за пределами его видовых биологических интересов, приковывает человеческое внимание к этому миру, инициирует в нем исследовательский и предметно-преобразующий пафос, становится причиной, источником того, что у человека - в отличие от всех прочих видов - наряду с живым, биологическим, органическим телом возникает феномен того, что, Марксом впервые было названо "неорганическим телом" - телом культуры. Миф, таким образом, есть подлинное начало культуры, подлинный ее фундамент. Миф - это такая особая, базовая структура человеческой культуры и человеческого сознания, которая инициирует и стимулирует интерес человека к всепредметному миру. Таким образом, миф - подлинный инициатор культуры. Культура возникает как бы по инициативе мифа и является результатом, воплощением мифологической энергии. Любая культура - всемирная, локальная, индивидуальная - может быть рассмотрена как результат своего рода мифологического влечения к предмету.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: