Тезис лекции

При отражении доходов от реализации услуг по проживанию в бухгалтерском учете, организации, оказывающие гостиничные услуги, руководствуются МСФО 18 «Выручка».

Применительно к гостиничным организациям, выручка от реализации услуг по проживанию, является для них доходом от обычных видов деятельности.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, и определяется исходя из цены, установленной договором между организацией, оказывающей гостиничные услуги и потребителем.

Признание выручки в бухгалтерском учете гостиницы производится при одновременном выполнении всех условий:

• гостиничная организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из договора, заключенного с потребителем гостиничной услуги;

• сумма выручка определена;

• имеется уверенность в том, что в результате договора, заключенного с потребителем услуги, у организации произойдет увеличение экономических выгод;

• услуга по проживанию оказана постояльцу;

• расходы, связанные с оказанием услуг по проживанию могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете гостиницы признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Основанием для отражения в учете выручки от реализации гостиничных услуг является договор на предоставление гостиничных услуг, который заключается при заселении гостя в номер гостиницы.

Договор на предоставление услуг заключается при предъявлении потребителем паспорта или военного билета, удостоверения личности, иного документа, оформленного в установленном порядке и подтверждающего личность потребителя.

При оформлении проживания в гостинице исполнитель выдает квитанцию (талон) или иной документ, подтверждающий заключение договора на оказание услуг, который должен содержать:

• наименование исполнителя (для индивидуальных предпринимателей -фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

• фамилию, имя, отчество потребителя;

• сведения о предоставляемом номере (месте в номере);

• цену номера (места в номере);

• другие необходимые данные по усмотрению исполнителя.

На основании заключенного договора эти данные вносятся в соответствующие регистры (карточки) учета расчетов с клиентами, которые могут вестись как вручную, так и автоматизированным способом. Затем, в зависимости от выбранного гостиницей варианта определения момента фактического оказания услуги, стоимость проживания за 1 день или за весь срок включается в выручку гостиницы.

Количественным показателем величины гостиничных услуг, является календарный день проживания в гостинице. Момент признания выручки в бухгалтерском учете от услуги по проживанию, зависит от закрепленного в учетной политике для целей бухгалтерского учета, момента признания услуги по проживанию, оказанной. Гостиничные организации могут закрепить в учетной политике вариант, что услуга по проживанию считается оказанной ежедневно или в момент выезда гостя из гостиницы.

Если учетной политикой предусмотрено, что услуга по проживанию считается оказанной ежедневно, то и отражение выручки в бухгалтерском учете должно производится ежедневно. В том случае, если услуга считается оказанной в момент выезда гостя из гостиницы, то отражение выручки от оказания услуги производится, соответственно в момент выезда постояльца.

Уже отмечалось, что особенностью оказания гостиничных услуг, является отсутствие незавершенного производства. Поэтому бухгалтеру гостиницы следует для обеспечения достоверности учитывать факт проживания гостей по ежедневному оказанию услуг на отчетную дату, так как использование второго варианта обязательно приведет к «незавершенке».

Исходя из этого, гостиничные организации, как правило, выручку от оказания услуг в учете отражают ежедневно.

При использовании ежедневного учета выручки, бухгалтера часто затрудняются с отражением ее в учете, если, например, срок проживания клиента попадает на два отчетных периода и при заселении в номер, постоялец оплатил проживание заранее.

Затраты, непосредственно связанные с услугами гостиничного хозяйства, ведутся на счете «Основное производство», при этом используется отдельный субсчет «Затраты на оказание гостиничных услуг». Если гостиницы имеют в своей структуре производственные подразделения, оказывающие услуги (выполняющие работы) по различным видам деятельности гостиницы (например, гостиница имеет собственную котельную), то затраты по содержанию такого подразделения целесообразно учитывать на счете «Вспомогательное производство». Особенностью гостиничных услуг является отсутствие незавершенного производства, поэтому все затраты, собранные в течение месяца, подлежат списанию на себестоимость реализованных гостиничных услуг.

Дополнительные услуги гостиницы подразделяются на две категории:

1) услуги, оказываемые непосредственно самой гостиницей (то есть собственными силами);

2) услуги, оказываемые силами сторонних организаций.

Наиболее востребованной гостями дополнительной услугой можно считать услугу по бронированию номеров. Для удобства гостей и сокращения времени на поиск гостиницы номер в гостиницах можно забронировать заранее. Забронировать место можно по телефону или факсу.

Существует два способа бронирования места:

-гарантированное;

-негарантированное.

В бухгалтерском и налоговом учете выручка от бронирования признается независимо от факта оплаты стоимости бронирования (конечно, если только гостиница не применяет кассовый метод учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли). Стоимость бронирования указывается в счете так же, как и услуга по проживанию. Основанием для начисления выручки от услуги по бронированию является факт заезда гостя в ранее забронированный им номер. Однако здесь есть свои особенности.

Среди клиентов гостиниц все большей популярностью пользуются оздоровительные центры, наличие которых для гостиниц высокой категории является обязательным условием в соответствии с минимальными требованиями к средствам размещения, установленными Положением о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения.

Перечень предоставляемых оздоровительным центром услуг может быть самым разнообразным в зависимости от уровня гостиницы, требований гостей и фантазии управляющего гостиницей. Однако, как правило, он включает в себя следующие виды услуг:

- бассейн;

- джакузи;

- сауна и иные бани;

- солярий;

- тренажерный зал;

- индивидуальные и групповые занятия с инструктором;

- массаж и т.д.

Дополнительные услуги, оказываемые силами сторонних организаций

В случае когда услуги химчистки и прачечной, услуги связи, Интернета, телевидения, услуги по предоставлению автотранспорта и другие оказываются силами сторонних организаций, гостиница выступает в качестве поверенного, комиссионера или агента в зависимости от характера заключенных с этими организациями договоров.

Штрафы, пени

На практике гостиницы, заключая договоры на гостиничное обслуживание с организациями, предусматривают взимание штрафных санкций в случае незаезда гостей (или за простой номера) в течение определенного времени.

Как мы уже говорили, штрафы за незаезд (простой номера) относятся к внереализационным доходам, а в соответствии с Рабочим планом счетов для отражения таких доходов предусмотрен счет 1111 «Прочие доходы и расходы» субсчет "Штрафы за незаезд".

Поступления в возмещение причиненных гостинице убытков Еще одной разновидностью штрафных санкций, выставляемых гостиницами в ходе осуществления своей деятельности, являются штрафы за порчу имущества. По-другому их называют поступлениями в возмещение причиненных гостинице убытков.

Контрольные вопросы

1.Каков порядок ведения учета реализации оказанных гостиничных услуг?

2.Каким стандартом регулируется учет оказанных услуг?

3.Порядок формирования финансового результата в гостинице?

.

Рекомендуемая литература:

1. Закон РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 26 декабря 1995 г. N 2732 (с изменеиями и дополнениями от 24.06.02).

2. Международные Стандарты Финансовой Отчетности 2001 = International Accounting Standards 2001.-научное издание.- Бишкек: [б. и.], 2001. -1242с.

4. Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях: учебник / В. Л. Назарова. -Алматы Экономика, 2005. - 253 с.

5. Радостовец В.В. Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета: научное издание /В.В. Радостовец, О.И. Шмидт. - Алматы: Центраудит-Казахстан, 2000. - 495 с.

6. Каморджанова Н.А. Бухгалтерский учет в гостиничном бизнесе.-СПб.: Питер, 2004. - 448 с.

7.МСФО 18 «Выручка».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: