Прогнозирование состояния внешней и внутренней среды

Разработка решений в современных условиях требует не только изучения среды функционирования организации, но и ее прогнози­рования. Прогнозирование - это предположение динамики раз­вития ситуации в будущем, основанное на имеющейся инфор­мации.

Многообразие видов прогнозов предполагает использова­ние различных методов для их разработки. Условно выделяются три группы методов прогнозирования: количественные, качест­венные и неформальные.

Каждая из групп имеет свои подвиды. В состав количественных включается множество методов про­гнозирования. К простейшим относятся методы экстраполяции, которые применяются в условиях, когда сложившуюся тенден­цию в развитии какого-либо явления можно перенести на буду­щее (экстраполировать). Имеющаяся информация позволяет выявить статистически достоверные зависимости для внесения возможных корректив. Методами экстраполяции (анализа вре­менных или динамических рядов) рассчитываются, в частности прогнозы объема и структуры товарооборота, производства продукции, потребности в кадрах.

Качественные методы прогнозирования применяются в ус­ловиях недостатка информации для количественных оценок ли­бо предубежденного отношения руководителей к ним. В основе этой группы методов лежат экспертные оценки. В качестве экс­пертов могут выступать специалисты ("мозговая атака"), потре­бители, либо признанные авторитеты (эксперты). Качественные методы, в их составе эвристические, до сравнительно недавнего времени противопоставлялись алгоритмическим (количественным). Ныне при решении проблем, связанных о неопределенно­стью, рекомендуется их разумное сочетание.

Неформальные методы прогнозирования основаны на ин­формации, получаемой различными методами. Источниками вербальной информации (наглядной) могут быть средства мас­совой информации (кроме печатной), смежники, потребители, поставщики, конкуренты, совещания, конференции. Она отли­чается небольшими материальными затратами и недолго временностью. Письменная информация представляет собой материалы печати, как правило периодической. Это газеты- еженедельники (например, "Экономика и жизнь"), информационные бюллетени, освещающие материалы отчетов фирм, банков и т.д.

Наиболее важной по ценности признается информация, по­лучаемая в результате промышленного шпионажа (атрибут ры­ночной экономики, порожденный конкуренцией). Эта информа­ция по мере использования по целевому назначению может рассекречиваться.

Полезно учитывать при прогнозировании внешней среды некоторые рекомендации методологического характера, кото­рые включают:

- четкое установление цели прогноза,

- определение перечня возможных альтернатив решений на основе рассчитанных прогнозов, а также уровня в системе управления, где они будут приниматься;

- определение допустимых пределов точности прогнозов, Следует иметь в виду, что чем выше управленческий уро­вень, тем выше должна быть точность прогноза, так как и не­большие погрешности (в пределах 5%) могут повлечь за собой весьма существенные затраты. При оценке достоверности про­гнозов обращается внимание на прогнозируемые изменения в развитии событий, чреватые существенными последствиями.

Организация разработки управленческих решений

В процессе разрешения сложных проблем для принятия обоснованных и объективных решений применяются различные научные методы их разработки и оптимизации которые делят на два класса:

Ø Методы экспертных оценок

Ø Методы моделирования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow