Разработка решений в современных условиях требует не только изучения среды функционирования организации, но и ее прогнозирования. Прогнозирование - это предположение динамики развития ситуации в будущем, основанное на имеющейся информации.
Многообразие видов прогнозов предполагает использование различных методов для их разработки. Условно выделяются три группы методов прогнозирования: количественные, качественные и неформальные.
Каждая из групп имеет свои подвиды. В состав количественных включается множество методов прогнозирования. К простейшим относятся методы экстраполяции, которые применяются в условиях, когда сложившуюся тенденцию в развитии какого-либо явления можно перенести на будущее (экстраполировать). Имеющаяся информация позволяет выявить статистически достоверные зависимости для внесения возможных корректив. Методами экстраполяции (анализа временных или динамических рядов) рассчитываются, в частности прогнозы объема и структуры товарооборота, производства продукции, потребности в кадрах.
|
|
Качественные методы прогнозирования применяются в условиях недостатка информации для количественных оценок либо предубежденного отношения руководителей к ним. В основе этой группы методов лежат экспертные оценки. В качестве экспертов могут выступать специалисты ("мозговая атака"), потребители, либо признанные авторитеты (эксперты). Качественные методы, в их составе эвристические, до сравнительно недавнего времени противопоставлялись алгоритмическим (количественным). Ныне при решении проблем, связанных о неопределенностью, рекомендуется их разумное сочетание.
Неформальные методы прогнозирования основаны на информации, получаемой различными методами. Источниками вербальной информации (наглядной) могут быть средства массовой информации (кроме печатной), смежники, потребители, поставщики, конкуренты, совещания, конференции. Она отличается небольшими материальными затратами и недолго временностью. Письменная информация представляет собой материалы печати, как правило периодической. Это газеты- еженедельники (например, "Экономика и жизнь"), информационные бюллетени, освещающие материалы отчетов фирм, банков и т.д.
Наиболее важной по ценности признается информация, получаемая в результате промышленного шпионажа (атрибут рыночной экономики, порожденный конкуренцией). Эта информация по мере использования по целевому назначению может рассекречиваться.
Полезно учитывать при прогнозировании внешней среды некоторые рекомендации методологического характера, которые включают:
|
|
- четкое установление цели прогноза,
- определение перечня возможных альтернатив решений на основе рассчитанных прогнозов, а также уровня в системе управления, где они будут приниматься;
- определение допустимых пределов точности прогнозов, Следует иметь в виду, что чем выше управленческий уровень, тем выше должна быть точность прогноза, так как и небольшие погрешности (в пределах 5%) могут повлечь за собой весьма существенные затраты. При оценке достоверности прогнозов обращается внимание на прогнозируемые изменения в развитии событий, чреватые существенными последствиями.
Организация разработки управленческих решений
В процессе разрешения сложных проблем для принятия обоснованных и объективных решений применяются различные научные методы их разработки и оптимизации которые делят на два класса:
Ø Методы экспертных оценок
Ø Методы моделирования