Для разрешения вопроса о крупном землевладении в Киевской и отчасти докиевской Руси в нашем распоряжении прежде всего два древнейших письменных источника: договоры с греками и «Русская Правда».
Древнейшая часть «Русской Правды» в записи начала XI века носит на себе следы более глубокой древности, но н эта древность относительна.
Договоры с греками — совершенно исключительный по важности источник, позволяющий исследователю проникнуть в тайны Руси IX н начала X века. Самое их появление говорит о серьезности отношений между двумя государствами, а детали, хотя и скупо вкрапленные в их содержание, достаточно ясно знакомят нас с характером непосредственных отношений Руси с Византией.
Более или менее регулярные торговые связи с Византией у южного народа, называемого греками то именем 'р™?, то скифами, или тавро-скифами, начались очень давно. Греки зиали этот народ 'fi&i и не только по торговым связям.
После блестящих работ В. Г. Васильевского о греческих житиях Георгия Амастрндского и. Стефана Сурожского у нас не остается сомнений в том, что греки знали южную Русь ('ра>;) прекрасно. Нашествие Руси на Амастриду Васильевский отво' сит к началу 40-х годов IX века. «Имя Русн, — пишет Васильевский, — уже в это время не только было известным, но и общераспространенным, по крайней мере на южном побережьи Черного моря»[134]. Тот же автор по вопросу о торговых связях Руси с греками пишет: «Известие о торговле русских купцов с Византиею чрез Черное море и с мусульманскими странами через Каспийское относится еще к сороковым годам'IX столетия; сами торговые связи образовались, конечно, хотя несколькими десятилетиями ранее: Русь была известна византийцам и арабам в первой половине названного столетия» а. •
Васильевский убежден, что имя 'pffisотносится всегда к тавро- скифам, а кто такие тавро-скифы, разгадать полностью ему не удается. Вспоминая здесь готскую теорию происхождения
' В. Г. Васильевский, Труды, т. III, П. 1915, стр. СХ. * Там же, стр. CXX11I.
Руси и не настаивая на ней, Васильевский замечает, что эта теория «при современном положении вопроса была бы во многих отношениях пригоднее нормано-скандинавской». Отказавшись,, таким образом, от скандинавской теории, Васильевский ставит вопрос лишь о том, какой из центров Руси тавро-скифов мог совершить поход на Амастриду и Сурож: таврический, приднепровский или тмутараканский
Здесь не место разбирать этот важный вопрос. Мне нужно показать ранние связи греков и руси, известной грекам именно под этим народным, местным именем (литературное — тавро- скифы). Греки, действительно, давно зиали этот народ, но особенно внимательно стали следить за ним с тех пор, как он экономически и политически усилился и произвел 18 июня 860 г. нападение на столицу Восточной Римской империи. В связи с этим нападением мы имеем две речи патриарха константинопольского Фотия и его же «Окружное послание». В одной нз проповедей Фотий говорит: «Эти варвары справедливо рассвирепели за умерщвление соплеменников их, и с полным основанием (еоХо^шс) требовали и ожидали кары равной злодеянию»[135]. И дальше: «их привел к нам гнев их»[136].
Тот же Фотий спустя несколько лет (866) в своем «Окружном послании» говорит то, что ему известно было об этом народе: «народ, часто многими упоминаемый и прославляемый, превосходящий все другие народы своею жестокостью и кровожадностью,— я говорю о Руссах, — которые, покорив окрестные народы, возгордились и, возымев о себе высокое мнение, подняли оружие на Римскую державу» [137].
Это было лет за 40 до заключения первого дошедшего до иас договора между Русью и греками. В договоре 911 г. прямо говорится, что у Руси с греками были давнишние отношения: послы русские прибыли в Константинополь с тем, чтобы заключить с греками соглашение «на удержание и на извещение от многих лет межи хрестианы и Русью бывынюю любовь».
М, Д. Приселков находит возможным иа основании биографии византийского императора Василия и послания патриарха Фотия признать наличие не дошедшего до нас договора Руси с греками 866—867 гг., договора о союзе и дружбе, закрепленного со стороны Руси принятием христианства и епископа из Византии. М. П. Погодин и С. Ф. Платонов тоже признали наличие договора, предшествовавшего договору 907—911 гг.
Для этого признания есть достаточно веские основания. Ведь в договоре 911 г. прямо говорится, что у Руси с греками были давнишние отношения: послы русские прибыли в Константинополь с тем, чтобы заключить с греками соглашение «на удержание н на извещение от многих лет межи хрестианы и Русью бывьитю любовь» [138] . Под русью разуметь варягов нельзя. Русь на заключенном с греками договоре присягает не по-гер- маискн, а чисто по-славянски: «Царь же Леон со Олександром мир сотвориста со Олгом, имшеся по дань и роте зоходивше межы собою, целовавше сами крест, а Олга водивше на роту, и мужи его по Рускому закону кляшася оружьем своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьем богом (т. е. славянскими богамн. — Б. Г.), и утвердиша мир» (договор 907 г.)[139]. Оружием клялись тоже не по германскому обычаю, а по своему собственному, снимая с себя оружие, кладя его на землю перед кумиром. Германцы при этом обряде вонзали меч в землю[140].
Наконец, Что самое главное, договор заключался Русским государством, а не какой-либо этнической или общественной группой.
Самый факт заключения договоров совершенно ясно говорит о классовом обществе и государстве. Договоры нужны были не крестьянской массе общинников, а князьям, боярам и купцам.
Неудивительно, что уже в той части договора, которая помещена в летописи под 907 г. (если это не особый договор), мы имеем указания на наличность классового общества и государства. «И заповеда Олег дати воем на 2000 корабль по 12 гривен на ключь и потом даятн уклады на рускыа грады: первое на Киев, та же на Чернигов, на Переаславль, на Полтеск, на Ростов, на Любечь и на прочаа городы, по тем бо городом седяху велнцни князи, под Олгом суще». В договоре 911 г. к этому тексту мы имеем существенные дополнения. Представители русской стороны в этом договоре посланы были «от Олга, великого князя рускаго, и от всех иже суть под рукою его, светлых... бояр... похотеньем наших великих князь и по повелению, — читаем в договоре, — от всех иже суть под рукою его сущих Руси». В летописи перед этим договором сказано, что Олег послал «мужи свои... построитн мира и положити ряд межю Русыо и Грекы». Такое же предисловие помещает летописец и перед договором 944 г: «Посла Игорь муже своя к Роману. Роман же созва боляре и сановники. Приведоша руския слы, и велеша глаголатн и псати обоих речи на харатье»[141].
Договор 944 г. дает еще несколько дополнительных данных. Русские послы и гости («слы и гостье») на этот раз оказываются отправленными «от Игоря, великого киязя рускаго, и от всякоя княжья н от всех людий Руския земли». «И великий князь нашь Игорь, и князи и боляри его, и людье вси рустии послаша ны к
Роману... створити любовь с самеми дари, со всемь болярьством и со всеми людьми гречьскими на вся лета, донде же съяеть солнце и весь мир стоить»... «А великий князь руский н боляре его да посылають в Греки к великим царем гречьским корабли, елико хотять,сослы исгостьми...». И дальше читаем: «ношаху ели печати злати, а гостье сребренн». Гостям по договору полагается от греков получать «месячное», послам — «слебное», в порядке иерархии городов: Киева, потом Чернигова, Переяславля и др.[142].
В посольстве древлян к Ольге упоминаются, хота и несколько позднее, лучшие и нарочитые мужи: «и послаша древляне лучыпие мужи, числом 20, в лодьи к Ользе», и в другое посольство: «дерев- ляне, избраша лучыпие мужи, иже дерьжаху Деревьску землю, и послаша по ню». Ольга, обращаясь к древлянам, говорит: «...пришлите мужа нарочиты»[143].
Кто эти светлые князья, бояре н лучшие люди? Это не родовые старшины, потому что рода как такового в договорах с греками вообще ие видно, за исключением, быть может, отдельных намеков на некоторые его пережитки.
, В этом смысле должны быть поняты и те факты, которые дают нам договоры с греками. Здесь мы имеем частное имущество, которым его собственник вправе распоряжаться и, между прочим, передавать его по завещанию: собственник может «урядить свое имение», что полностью подтверждается и «Русской Правдой». На «закон русский», вошедший в древнейший текст «Русской Правды», ссылается договор 911 г. (ст. 5): «Аще ли ударить мечем, или бьеть кацем любо сосудом... да вдасть литр 5 сребра по закону рускомуъ (ср. «Русская Правда», Академический список, ст. 3). В «законе русском», как и в «Правде Росьской» термин «русский» — «росский» никакого отношения к норманнам не имеет. Это запись чисто славянского права.
О крупных переменах в общественном строе изучаемого нами общества говорят также и очень интересные наблюдения археологов над историей форм поселений. Археологи указывают на то, что VII—VIII века для лесной полосы севера (те же процессы на юге наблюдаются раньше) замечательны тем, что тип небольших укрепленных поселений, «городищ» (места поселений рода или небольшой семьи) исчезает. Взамен его появляются неукрепленные селения, деревни, и вместо с тем мы в это время наблюдаем появление того, что можно назвать укрепленным двором, или замком. Это сочетание неукрепленных поселений и укрепленных отдельных дворов весьма характерно для данного момента[144]. Мы видели, что в это время уже существует немало городов.
Все эти признаки говорят о том, что уже в VII—VIII веках мы имеем у восточных славян классовое общество, что Древнерусское государство возникло на базе длительного предшествующего развития восточного славянства. Делается понятным, почему до Древнерусского государства существовало у восточных славян несколько политических объединений: IX—X века в истории Руси это далеко не начальный период ее истории.
Светлые князья и бояре, которых летописец называет «лучшими», «нарочитыми» мужами, — не родовые старшины, а представители высшего класса древнерусского общества. Едва ли мы имеем родовых старшин даже у древлян этого времени.
В договоре Игоря 944 г. различаются послы и гости. Из вышеприведенного текста ясно, что послы имеют преимущества перед гостями: у послов печати золотые, у гостей серебряные; послам полагается особое продовольствие, «слебное», гостям — «месячина».
Если мы не затрудняемся расшифровать термин «гость», полагая, что тут разумеются купцы, то кого мы должны понимать под послами, стоящими выше купцов? Это, несомненно, бояре. Всех этих бояр и «лучших мужей» выделяли из массы богатство н связанная с ним власть.
Бояре нашей древности состоят из двух слоев. Это наиболее богатые люди, называемые часто людьми «лучшими, нарочитыми, старейшими» — продукт общественной эволюции каждого данного места, туземная знать, а также высшие члены княжеского двора, часть которых пришлого происхождения. Терминология наших летописей иногда различает эти два слоя знати: «бояре» и «старци». «Старцн», или иначе «старейшие», — это н есть так называемые земские бояре. Летописец переводит латинский термин «senatores terrae» — «старци и жители земли» (Nobilis in portis vir ejus, quando sederlt cum senatoribus terrae — «взорен бывает во вратех муж ея, внегда аще сядеть на сонмищи с старци н с жители земли»). По возвращении посланных для ознакомления с разными религиями Владимир созвал «боляри своя и старци». «Никакого не может быть сомнения в том, — пишет по этому поводу Владимирский-Буданов, — что восточные славяне издревле (независимо от пришлых княжеских дворян) имели среди себя такой же класс лучших людей, который у западных славян именуется majores natu, seniores, кмегы и др. терминами»[145]. Эти земские бояре отличаются от бояр княжеских. Владимир созывал на пиры «боляры своя, и посадни- кы, старейшины по всем градом»[146], в своем киевском дворце он угощал «бояр, грндей, сотских, десятских и нарочитых мужей».
В Новгороде особенно ясно бросается в глаза наличие этих земских бояр. Когда при князе Ярославе новгородцы в 1015 г. перебили. варяжских дружинников, князь отомстил избиением новгородских «нарочитых мужей»[147], составлявших здесь «тысячу», т. е. новогородскую военную (не.варяжскую) организацию. В.1018 г. побежденный Болеславом польским и Свято- полком Ярослав прибежал в Новгород и хотел итти за море; новгородцы ие пустили его и заявили, что готовы биться с Болеславом и Святополком, и «начаша скот сбирать от мужа по 4 куны, а от старост по 10 грнвен, а от бояр по 18 гривен». Совершенно очевидно, что новгородское вече обложило этим сбором не княжеских дружинников, которых в данный момент у Ярослава и не было, потому что он прибежал- в Новгород только с 4 мужами, а местное население и в том числе бояр.
Таких же местных бояр мы видим и в Киеве. Ольговичи, нанесшие поражение киевскому князю Ярополку Владимировичу (сыну Мономаха) в 1136 г., как говорит летописец, «яша бояр много: Давыда Ярославича, тысяцькаго, и Станислава Доброго Тудковича, и прочих мужий... Много бо бяше бояре Киевский изоимали»[148]. Это были бояре киевские, а не Ярополковы, т.е. местная киевская знать.
Важные данные о классовом составе русского общества X—XI веков и, в частности, о боярах мы имеем в церковном уставе князя Ярослава..
Аще кто пошибаеть бояръскую дщерь или боярьскуго жену, за сором ей 5 гривен золота... а меншпх бояр гривна золота...; а нарочитых людий два рубля...; а простой чяди 12 гривен куи... (ст. 3)
Ажектозоветь чужу женуб...го: велнкых бояр, за сором ей 5 гривен злата... меньших бояр... 3 гривны злата... а будстьградскыхлюдей... 3 гривны сребра...; а сельскых людей... гривна сребра,., (ст. 25)
Этот перечень — «бояре нарочитые, бояре меньшие, нарочитые люди и простая чадь» в Уставе повторяется по разным случаям неоднократно. Один раз вместо нарочитых людей названы «городские люди», а вместо «простой чади» — сельские люди («а сельской жене 60 резан» или «гривна сребра»)8.
Что мы тут имеем дело с вполне доброкачественным материалом, видно из ст. 7 «Митрополичьего правосудия», где повторяются те же данные: «Аще кто насилит девку ли умучнт, а будет дщи боярская ли жена, за срам ей 5 гривен злата, а меньших бояр дчи — гривна злата, а добрых — 30 гривен сребра, а нарочитых ли — 3 рубли...».
Хлебников на основании расчета Ланге соотношение этих штрафов представляет в следующем виде[149]: за оскорбление жен:
больших бояр 250 гривен кун
меньших бояр 150 в»
нарочитых (городских) людей 221/3»»
сельских людей или чади 17х/2» г
Несмотря на некоторые неясности в денежном счете «Русской Правды» и памятников, одновременных с нею, мы вправе все же считать, что соотношение этих цифр верно. А это для нас в данном случае чрезвычайно важно. Социальное расстояние между большим боярином и сельским свободным человеком (общинником) выражается в цифрах приблизительно как 14: 1. Летописный факт 1018 г., приведенный выше, по той же расценке денег дает приблизительно то же соотношение. Итак, бояре суть разные, точно так же, как и городские и сельские жители, о чем речь будет ниже.
Очень интересные черты внутриклассовой жизни землевладельцев отражены в житии Феодосия Печерского.
Отец его по распоряжению киевского князя был переведен в Курск. («Бысть же родительма блаженнаго переселитися в ин град, глаголемый Куреск: князю тако повелевшу».) Дал ли князь отцу Феодосия в Курске землю, или она у него была там раньше, нам неизвестно (вероятнее первое), но известно, что под Курском у родителей Феодосия оказалось имение. Когда умер отец Феодосия, 13-летний мальчик «оттоле иачат на труды подвижнее быти, якоже исходити ему с рабы своими на село де- лати со веякым прилежаниемь». В этом же городе жил и «властелин града», тут же ниже названный «суднею». К этому «властелину» попал на службу и Феодоснй. Он работал при «его церкви», а однажды этот вельможа велел Феодосию служить в его доме иа званой трапезе, куда были приглашены другие «вельможи града».
Перед нами богатые курские вельможи, которым служил сын землевладельца небольшой руки. Мне кажется, отсюда неизбежен вывод, что курские вельможи тоже были землевладельцами, только крупными, служить которым не было зазорно Феодосию даже с точки зрения его матери, которая крепко блюла честь своего рода, находя несовместимым с его достоинством работу Феодосия по печению в церковь просфор («молю ти ся, чадо, останися от такыа работы, — твердила оиа сыну, — укоризну бо приносиши на род свой»). Достоинство мелкого землевладельца, по ее мнению, не страдало от службы в доме крупного феодала[150].
Поскольку не подлежит сомнению наличие отдельных слоев боярства, не одинаковых по своему материальному положению и происхождению, то вполне естественно допустить и разницу в характере их материальной базы, по крайней мере в начальный период их существования на территории Древнерусского государства, когда мы имеем основание говорить о двух слоях в составе боярства. Если дружинники некоторое время могли пользоваться ленами, составлявшимися «только из даней», то говорить то же о местной знати, выросшей в земледельческом обществе в процессе расслоения сельской общины и появления частной собственности на землю, — решительно невозможно.
Самое верное решение этой задачи будет состоять в допущении, что могущество этих бояр основывалось не на «сокровищах», а на земле.
Признание боярского землевладения в IX—X веках в нашей литературе ие ново: уже Хлебников в 70-х^годах XIX века вынужден был признать, что «богатство в древнейшее время всегда состояло (он разумеет, конечно, общество с преобладанием земледелия. — Б. Г.) в обладании поземельной собственностью»[151].
Для более позднего времени (XI век) он высказывается об этом предмете еще более решительно: «слово бояре не означало наемников, дружинников, игравших прежде более важную роль в дружине, но местных землевладельцев», «старшая, или передняя дружина состояла отчасти из выслужившихся младших дружинников», «дружина стала наполняться местными. боярами, богатыми землевладельцами»[152].
М. А. Дьяконов уже в XX веке, подводя итоги разысканиям по этому вопросу, писал: «Одни предполагают, что лучшие люди древней Руси вышли из среды торговой аристократии; другие — что это была по преимуществу военная знать; третьи думают, что землевладение уже издревле выдвигало крупных собственников в первые общественные ряды. Несомненно одно, что в ту пору, от которой сохранилось достаточное число документальных данных, бояре и огнищане являются землевладельцами и рабовладельцами»
В своей статье «Некоторые вопросы истории Киевской Руси» С. В. Бахрушин упрекает меня в том, что я в истории землевладения IX—XII веков не указываю периодизации, «будто бы» этот процесс не подвергался «никаким существенным изменениям от IX до XII веков». Эволюцию на протяжении четырех веков я, конечно, признаю. Внимательный читатель увидит в
моей книге и количественный рост землевладения, и эволюцию в хозяйственной организации вотчины, и перемены в формах эксплуатации непосредственных производителей, наконец, изменения в политическом значении крупных землевладельцев. Но этого С. В. Бахрушину мало: возражая мне, он заявляет, что «нет ни одного известия о селах X в., которое не носило бы черт легенды», что в предании об Ольге «дело идет... не столько о пашенных землях, сколько о промысловых угодьях», потому что, по его мнению, земледелие «только в XI в. приобрело... господствующее значение», что только «в конце X в. еще начинался процесс освоения общинных земель будущими феодалами». О «легендах» и об Ольге речь будет ниже, а сейчас мне хочется подчеркнуть, что эволюция земледелия и землевладения в том виде, как ее изображает мой оппонент, противоречит фактам.
Выше говорилось, что, для того чтобы в XI веке могло появиться земледелие со всеми теми хлебными и техническими культурами, которые нам известны по письменным и археологическим источникам, были необходимы века. Достаточно вспомнить, что славянский лен уже в IX веке в значительных количествах шел в Среднюю Азию через Дербент. Вполне естественно, что для развития этой культуры в стране, где лен культивировался и откуда он вывозился на далекий Восток, необходимы были века. То же в той или иной мере необходимо сказать и относительно других сельскохозяйственных культур, известных нашей древности. Я считаю лишним здесь повторять то, что было уже сказано выше, в разд. III и IV, но думаю, что тот, кто захотел бы поддержать мнение, высказанное моим критиком, должен опровергнуть сначала все собранные выше аргументы, а потом уже говорить о том, легендарны или не легендарны данные о селах X века. Наконец, надо подумать и о том, не может ли и в легендах заключаться зерно самой подлинной правды.
То же необходимо сказать и об истории частной собственности иа землю и о росте крупного землевладения. Это тоже процессы весьма и весьма длительные. Установление периодизации этих процессов заключается совсем не в том, чтобы отсечь период до XI века и сказать, что с XI века крупное землевладение уже факт очевидный, а в том, чтобы постараться показать, как и когда, в течение какого времени и при каких условиях этот факт мог сделаться фактом настолько очевидным, что даже мой очень скептически настроенный критик находит возможным в нем нисколько не сомневаться. Сознаюсь, что за неимением материалов я этого процесса по периодам установить не мог, но настаиваю на том, что только очень длительный процесс мог привести к очевидным результатам XI века. Когда именно этот процесс начался, сказать трудно, но что он шел и в VI, и в VII, н в VIII веках — в этом нет никаких сомнений. Это процесс разложения рода и образования классового общества в земледель;
ческой среде, созидания и укрепления феодального способа производства, на основе чего возникали и первые государственные объединения на Руси.
Однако, несмотря на то, что вопрос этот далеко не новый, что к его решению привлекаются, за неимением иных, обычно одни и те'же письменные источники, мне кажется, что из этих старых источников по данному вопросу извлечено далеко не все возможное. Я опять имею в виду договоры с греками.
Только А. Е. Пресняков обратил внимание на то, что в договоре Игоря 944 г. перечислены послы от переименованных в договоре лиц, но не сделал отсюда никаких выводов. А между тем эти выводы напрашиваются сами собой. В договоре 944 г., который заключался от имени князя Игоря, князей и бояр его, прямо перечислены эти князья и по крайней мере часть самого влиятельного и богатого боярства. У каждого из них свой особый уполномоченный как от мужчин, так и от женщин. От великого князя Игоря послом отправляется Ивор. Поскольку он является представителем столь высокой особы, он и поставлен в особое положение. Стоит он на первом месте и не смешивается с другими послами, которые и названы в договоре «общими сламн». В эту общую массу послов попали и представитель княгини Ольги, жены Игоревой, и представитель князя Святослава, сына Игорева, двух племянников Игоревых и 20 бояр. Среди них несомненный славянин Владислав и славянка Предслава. Славяне, повидимому, и Улеб, н Гуды, и Ута, и Воик.
Такую же картину мы имеем и в описании Константином Багрянородным посольства в Царьград княгини Ольги. Княгиня Ольга прибыла в Византию не одна, а во главе большого посольства, среди которого в данной связи нас интересует категория, названная у Константина «апокрисиариями (русских) вельмож» (oiawjxpimipioiTffivapxovTOJV). «Апокрисиарии»—это уполномоченные. Вельможи — здесь несомненно те самые светлые князья и бояре, о которых упоминают договоры с греками. Иначе понять этот термин нельзя, поскольку киевские князья, известные нам по русским источникам, тут же названы особо: Ольга, ее сын Святослав и какой-то ее племянник. Никаких других киевских князей мы не знаем. Стало быть, Константин Багрянородный под SpxoV" те?, приславшими своих апокрисиариев, разумеет русскую знать, т. е., по нашей терминологии, боярство, куда успела влиться частично и знать народов, вошедших в состав Древнерусского государства. Это и есть то, что договоры н летопись называют светлыми князьями и боярами.
О чем говорит это представительство? Несомненно, прежде всего о том, что этим делегатам било кого представлять. Особенно характерны в этом отношении женщины, посылавшие своих уполномоченных. Ничего другого тут придумать нельзя, как только признать, что у перечисленных в договоре вельмож и, иадо предполагать, их жен и вдов имеются свои дворы в самом обычном для того времени смысле этого термина, т. е. усадебная оседлость, хозяйственные постройки, земля, обрабатываемая руками «челяди», известное число военных и невоенных слуг. От этих крупных боярских фамилий, боярских домов, и посылались представители для заключения договоров с греками. В случае смерти боярина фамильный дом (двор, замок) не прекращал своей жизни: во главе его становилась жена — вдова («что на ню мужь возложил, тому же есть госпожа» — «Русская Правда», Троицкий IV список, ст. 93). Она тоже посылала своего представителя в Византию. Все это говорит нам об устойчивости этих крупных фамильных, переходящих от отцов к женам и детям, владений, об организованности этих дворов, прежде всего в смысле людского комплекса, собранного под властью своего хозяина. О родовых старшинах здесь, конечно, не может быть речи. Перед нами верхи достаточно развитого классового общества. Иначе трудно себе представить и это представительство и самый факт договора с Византией. Становится совсем не легендарным, а самым реальным замок княгини Ольги Выш- город, ее села, не одно, а много, и, конечно, совершенно реально село Ольжичи, принадлежность которого именно ей, княгине Ольге, засвидетельствовал наш летописец. Летописец ошибиться здесь не мог, а умышленно сочинять факты этого рода у него не было никаких специальных побуждений Ч Причислять летописное сообщение о княгинином селе к числу фактов легендарных нет никаких оснований.
Об устойчивости крупных фамилий говорят и интереснейшие наблюдения Б. А. Рыбакова, изложенные им в статье «Знаки собственности в княжеском хозяйстве Киевской Руси X—XII вв.», где автор прослеживает «знаки собственности» не только у князей, но и у бояр. Об этих последних Б. А. Рыбаков, соблюдая осторожность, говорит, что они «моглн принадлежать боярам и купцам», а о знаках на перстных печатях он говорит более определенно, что они «принадлежали не князьям, а киевским и черниговским боярам»[153]. По мнению Б. А. Рыбакова, следы таких знаков можно наблюдать начиная с VI—VII веков. Наблюдения эти имеют очень большое значение. Если пока не касаться вопроса о происхождении этих «знаков» и.иметь в виду их функции в X—XI веках, то можно сделать ряд выводов: 1) знаки княжившего дома, сохраняя общую основу, индивидуализируются по- семейно; 2) знаки эти распространяются на весь двор — дом каждой семьи, т..е. на людской срстав_£дружина носит эти знаки, дворовые ремесленники ими отмечают свою продукцию) и на инвентарь; 3) свои знаки имеют И бояре, очевидно, не входящие в состав дружины князя: иначе они пользовались бы знаком своего князя; 4) свои знаки имеют и крупные купцы; 5) боярские печати, о которых говорит договор 944 г., должны были, очевидно, иметь индивидуальные знаки именно тех лиц, которые посылали своих делегатов в Константинополь, так как эти делегаты входили в состав дворов делегировавшей их знати и являлись в греческую столицу не от себя, а от имени тех, кто их уполномочивал.
Мне кажется, что справедливость моих догадок может быть подтверждена еще одним интересным, но, к сожалению, мало изученным источником. Я имею в виду «Устав новгородского князя Святослава Олеговича» 1137 г. В этом уставе не только фиксируются новые распоряжения князя Святослава, но отмечается и то, что было до него, при его прадедах и дедах. Его далекие предки уже, стало быть, достаточно давно (X век тут несомненен, так как иначе нельзя было бы говорить о «прадедах н дедах» во множественном числе) владели здесь землей.
Факт крупных земельных владений киевских.князей на Новгородской территории подтверждается, например, тем, что Иван III Васильевич, отбирая у св. Софии и у многих богатых новгородских монастырей землю, решительно, со ссылкой на документы, утверждал давнюю принадлежность этих земель князьям и незаконное с его точки зрения нх освоение вечем. Эта апелляция к истории должна была оправдать конфискацию земли у церкви: «зане тыи испокон великих князей, а захватили сами»[154] или «быша бо те волости первое великих же князей, ино они (новгородцы. —Б. Г.) их освоиша»2.
Бояре новгородские в отношении к земле принципиально ничем от князей не отличались: один и тот же процесс сделал крупными землевладельцами н бояр и князей. Разница тут только количественная: князь — такой же землевладелец, как и его бояре, только несравненно более богатый.
Решаюсь высказать догадку, что некоторые бояре — мужи новгородские имели свое представительство в игоревой делегации в Византию в 944 г. Подчеркиваю, что это только догадка, которую, однако, игнорировать, мне кажется, не следует.






