ОТНОШЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ
.Йрсли общественные отношения «докиееского периода» нашей истории нам приходилось восстанавливать «по материалам, частью археологическим, частью письменным, не русского происхождения и прибегать к русским письменным источникам лишь с тем, чтобы найти в инх следы далекого прошлого, то общество «киевского периода» может быть намн изучено по письменным источникам, роЖХВДНБЩ самим Древнерусским государством. Здесь у нас больше уверенности не только в точности наших выводов, но и самые выводы значительно разностороннее и полнее.
Напомню, что эти письменные памятники вводят нас далеко не в начальный момент истории изучаемого общества, а ставят нас перед общественными явлениями, имеющими за собой очень длительную историю. Древнейший памятник «Русская Правда», дошедший до нас в записи начала XI века, носит на себе следы более глубокой древности.
«Мужи»-рыцари древнейшей «Правды», предмет внимания этой «Правды», как мы уже видели, всегда вооружены, часто пускают оружие в ход даже в отношениях друг к другу н в то же время способны платить за побои, раны и личные оскорбления; онн владеют имуществом, которое можно купить и продать. Здесь же, в «Правде», мы видим зависимую от своих господ челядь. В состав этой челяди входят не только рабы, как мы увидим ниже. Вся эта «Правда» достаточно архаистична, но родового строя и здесь уже нет. Единственно, что напоминает о нем, — это месть, которая, однако, уже перестала быть «родовой» и к тому же на наших глазах явно отмирает. Мстить уже не обязательно. Место мести занимает альтернативно вира, с тем чтобы в середине XI века вытеснить ее окончательно.
|
|
Это выводы, основанные на том, что говорит «Правда», но мы должны учитывать и ее молчание, которое иногда, повидимому, удается восполнить путем привлечения к ее толкованию летописи вообще н помещенных в ней договоров с греками, в частности.