Последняя треть XX столетия ознаменовалась переходом целого ряда стран к постиндустриальному обществу, в условиях которого основная масса работающих занята в сфере информационной деятельности, а главным продуктом производства и товаром является информация1. В настоящее время информация стала важнейшим ресурсом и приобрела стратегическое значение. Вполне закономерно современное общество зачастую называют информационным.
Весьма значимым практически-политическим подтверждением наступления новых мировых реалий явилась встреча на рубеже тысячелетий, в июле 2000 г., на Окинаве лидеров восьми наиболее развитых стран мира, принявших «Хартию глобального информационного общества». В этом документе суть новой экономики и нового общества видится в широком использовании информационных и телекоммуникационных технологий, благодаря которым люди по-иному живут, работают и учатся, а государство получает возможность по-новому взаимодействовать с гражданами.
Глобализация мировых процессов, с одной стороны, и глубокие социально-политические и экономические преобразования, развернувшиеся в нашей стране в 1990-е гг., — с другой, создали предпосылки для быстрого её вхождения в мировое информационное пространство. В наступившем столетии будущее России во многом будет зависеть от того, насколько энергично и эффективно она станет двигаться в этом направлении.
|
|
К примеру, в цене микропроцессора только 2-3 % составляет стоимость сырья. Всё остальное образует информация.
Документоведение
Информационные процессы активно воздействуют на все стороны человеческой жизни. Использование новейших информационных технологий многократно усиливает это влияние. Чтобы реализовать свои потенциальные возможности, достичь профессиональных успехов, стать гармонично развитой личностью, современный человек должен обладать достаточно высоким уровнем информационной культуры. Между тем большая часть информации фиксируется на материальных носителях, содержится в разнообразных документах. Таким образом, знание информационно-документационных процессов, основ работы с документами является неотъемлемой частью информационной культуры человека.
Особенно велика роль информации в процессе управления— на всех его уровнях и во всех сферах: политической, экономической, научной, культурной и т. д. Собственно, без информации невозможно и само управление, зародившееся около 7 тысячелетий назад и представляющее сложную систему. В самом общем виде под управлением понимается сознательное, систематическое, упорядоченное воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) с целью обеспечения ее эффективного функционирования. Это воздействие осуществляется с помощью информационно-документационной подсистемы.
|
|
Документирование информации, её поиск, обработка, хранение, передача требуют значительных финансовых, материальных, трудовых ресурсов и времени. Поэтому организация эффективной работы с документами, совершенствование всех информационно-документационных процессов как в масштабе общества в целом, так и на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений является важнейшим направлением управленческой деятельности. В свою очередь, для качественной работы с документированной информацией требуется значительное число профессионально подготовленных специалистов. Не случайно к настоящему времени более чем в 70 вузах России развернулась подготовка кадров высшей квалификации — документоведов.
В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования Российской Федерации, ут-
Предиакмвие
верждённом 14.03.2000 г. для специальности 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления», содержится несколько десятков учебных дисциплин, котор«ле необходимо изучить для получения квалификации «докумен-товед». К числу важнейших общепрофессиональных дисциплин относится документоведение.
Однако знание документоведения необходимо не только специалистам, работающим с оперативной управленческой документацией, но также и архивным, библиотечным, музейным работникам, сотрудникам информационно-аналитических и других служб, имеющим дело с самой различной информацией и документацией. Между тем в настоящее время ощущается острый дефицит учебников, учебно-методических пособий, в которых бы раскрывались теория и история документа и доку-ментационных процессов в обществе, всесторонне рассматривалась бы связь теории и практики работы с документами.
Предлагаемое учебное пособие написано с учётом новейших научных достижений в области документоведения и смежных научных дисциплин. В процессе его подготовки автор опирался на многолетний опыт преподавания курса документоведения в Томском государственном университете и его филиалах. В переработанном виде в эту книгу вошло основное содержание первой части учебного пособия по документове-дению, изданного автором в 2000 г. в Томске. Был использовш также опыт преподавателей-документоведов ряда вузов России и Ближнего Зарубежья, получивший отражение в научно-методических статьях, учебниках и учебно-методических пособиях Н. Б. Зиновьевой, М. П. Илюшенко, Т. В. Кузнецовой, Н. Н. Кушнаренко, Ю. Н. Столярова и некоторых других авторов. Основные использованные источники и литература пр«-водятся в примечаниях к тексту и в конце каждой главы. Многие из этих изданий могут быть рекомендованы для более пу-бокого ознакомления с отдельными теоретическими и практическими вопросами документоведения.
Глава 1
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.1. Предмет и задачи •
Каждый из нас ежедневно имеет дело с различными документами: паспорт, студенческий билет, зачётная книжка, проездной билет, кассовый чек при покупке товара в магазине и т. п. Мы обмениваемся письмами, делаем пометки в записной книжке, конспектируем лекции, любуемся картинами, храним фотографии, читаем книги, журналы, газеты, покупаем видеокассеты с фильмами, компакт-диски с музыкальными записями и т. д. Всё это тоже суть документы. Они сопровождают человека с первого и до последнего дня его жизни (свидетельство о рождении, аттестат об окончании школы, свидетельство о браке, пенсионное удостоверение и т. д.). Документ; является одним из важнейших средств функционирования, управления и самопознания человеческого общества. По мне--нию некоторых учёных-документоведов, в обществе действуем закон документационного оформления социально значимых] событий. При этом в качестве социально значимых могут вы^ ступать не только события государственные, общественно^ политические, но и сугубо личные, семейные. $
|
|
В человеческом социуме постоянно создаётся и находится а^ обращении огромное количество самых разнообразных доку-3 ментов. Этот процесс можно сравнить с действующим вулка-| ном, из жерла которого непрерывным потоком вытекает лава,| которая постепенно замедляет своё движение, останавливает-^
10 1
Документоведение как научная дисциплина
ся а затем застывает. Примерно то же самое происходит и с документами. Вначале идёт интенсивная, но внешне обычно малозаметная работа по их подготовке, составлению, согласованию, удостоверению. Потом документы, обретя законченный вид, а в необходимых случаях и юридическую силу, выходят на оперативный простор, где могут оказывать влияние как на судьбу отдельного человека, так и на жизнь миллионов людей. Это — оперативная среда существования документов.
Затем, по мере выполнения своих целей и задач, документы постепенно, хотя и крайне неравномерно, начинают утрачивать оперативные качества и значимость, подобно вулканической лаве «застывать», т. е. оседать в архивах и переходить, таким образом, в ретроспективную среду, обретая преимущественно историко-культурную ценность. В литературе приводятся, в частности, сведения о том, что наиболее интенсивное использование документированной управленческой информации приходится на первые шесть месяцев после её возникновения. Затем оперативная ценность документов быстро убывает и уже через полтора года после их создания достигает минимума. Полное же отключение документов от процесса управления продолжается ещё примерно около четверти века1.
Продолжая сравнение с вулканом, извержение которого учёные стараются, помимо прочего, ещё и прогнозировать, следует заметить, что документы также поддаются определённому прогнозу и моделированию. Их можно проектировать, при необходимости планировать количественный и качественный состав. Иначе говоря, у документов есть ещё и перспективная (прогностическая) среда.
|
|
Уже в древности люди стали осознавать, что создание документов, их движение и хранение подчиняются определённым закономерностям. Первоначально это понимание находило закрепление в повседневной практике, в формировании обычаев и традиций работы с документами. Затем практические приёмы обобщались, анализировались и постепенно ста-
Автократов В. Н. Некоторые аспекты исследования объекта и предмета архивоведения // Труды ВНИИДАД. Т. 6. Ч. 1. М.( 1976. <~40.
п
Документов едение
новились обязательными правилами и нормами, получая за крепление в официальных законодательных и нормативи актах. Таким образом, практическая деятельность, постепенно»^ накопление эмпирического материала стимулировали теор ческое осмысление вопросов, связанных с функционированием^ документов в обществе. В результате зародилась научная щю»Щ циплина документоведение.
Объектом документоведения являются как отдельные до кументы, так и вся совокупность документов в обществе, т. е. все виды, разновидности, жанры и формы документов, т также все системы и подсистемы документации, простые пк! сложные комплексы документов. --щ
Тесная связь с практикой обусловила структуру предметаЦ документоведения, состоящую из двух частей: 1) теоретиче-с^ ской и 2) прикладной. Теоретическое документоведение занв-. мается изучением документа как социального феномена, вы»- ^ лением закономерностей его происхождения и функционирования, исследованием его функций, свойств, структуры, осо-» бенностей документной коммуникации и т. д. Прикладное до-. кументоведение изучает отдельные типы и виды документов и> документной деятельности с целью оптимального использования документированной информации в коммуникационных процессах.
Объект и предмет документоведения в совокупности предопределили его разделение на две основных тесно связанных между собой составляющих — общее и специальное документоведение. Общее документоведение (Ю. Н. Столяров предложил назвать его документологией) исследует все создаваемые и функционирующие в обществе документы, независимо от их принадлежности к той или иной конкретной документной системе, комплексу, виду и т. п.
Специальное документоведение изучает отдельные, особые информационно-документационные системы, состав и функционирование которых обусловлены теми или иными функциями либо признаками документа (например, управленческие документы, вторичные документы, тиражированные документы, архивные документы и т. д.). Кроме того, специальное документоведение занимается исследованием отдельных этапов
Документоведение как научная дисциплина
документно-коммуникационной деятельности (создание, поиск, хранение документированной информации и т. д.), а также отдельных видов документов, закономерностей их функционирования в социальной коммуникации (чертежи, патенты, книги, карты, кинодокументы и т. д.).
Общее документоведение (документология) и специальное документоведение самым тесным образом взаимосвязаны, поскольку в их основе лежит фундаментальное, основополагающее представление о документации как единой системе. В то же время различное функциональное предназначение документов, разные условия их бытования, особенности складывавшейся на протяжении столетий практики работы с документами обусловили существенное обособление, формирование и относительно самостоятельное существование целого ряда специальных документоведческих дисциплин, таких как делопроизводство, архивоведение, библиотековедение, биб-лиографоведение, патентоведение, археография, историческое источниковедение и других.
Объединяющим моментом, присущим для всех составляющих документоведения, является не только объект изучения, но и общий для них исторический метод познания. Этот метод особенно важен в общем документоведении.
Поскольку именно общее документоведение (документология) даёт ключ к пониманию всех других составляющих науки о документе и документной деятельности, постольку в центре настоящего учебного пособия находятся проблемы, которыми занимается теоретическое документоведение.
Круг вопросов, которые изучаются документоведением, достаточно широк, но главными из них являются:
— закономерности образования документов;
— способы их создания;
— функции, свойства, признаки, структура документа;
— формуляр документа;
— классификация документов;
закономерности складывания и функционирования систем документации, их качественный и количественный анализ;
бытование документа в социальном времени и пространстве;
Документоведение
— особенности документной коммуникации;
— общие принципы и методы организации работы с документами;
— пути совершенствования документационных процессов в обществе.
Из предмета документоведения вытекают основные задачи ': этой научной дисциплины:
— теоретическое обоснование документационных процессов в обществе, выявление закономерностей и тенденций функционирования документов в социуме;
— формирование высокоорганизованной информационной.-среды, т. е. обеспечение общества качественной документированной информацией и создание условий для эффективного ей функционирования в оперативной, ретроспективной и прогно- ; стической среде;
— развитие, совершенствование информационной культуры человека.