Коммуникационные барьеры

В процессе документной коммуникации между источником и приёмником информации могут возникать барьеры, мешаю-! щие оптимальному протеканию информационных процессов.

В самом общем виде коммуникационные барьеры делятся' на объективные, т. е. возникающие и существующие незави-' симо от человека, и субъективные. В свою очередь, последние* можно разделить на:

а) барьеры, создаваемые источником, и

б) барьеры, возникающие за счёт приёмника информации. В исследовательской литературе обычно выделяется до деу

сяти и более коммуникационных барьеров. Наиболее значи­мыми из них являются:

1) Пространственные (географические) барьеры. Они воз-'" никают вследствие удаления источника и приёмника инфс мации друг от друга в пространстве.

2) Временные (исторические) барьеры. Связаны с разделе нием источника и приёмника информации во времени. Пр этом, чем большим является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее, как правя-' ло, он преодолевается.

3) Государственно-политические барьеры — тормозят процесс формирования единого мирового информационного пространства, вследствие существования на Земле около двух- • сот независимых государств, разделённых границами, имею-*" щих различные политические режимы, разные законодательст­ва, по-разному регулирующие информационно-документа-ционные процессы.

Внутри отдельных стран— это механизмы, создаваемые' государством для целенаправленного воздействия на массовое сознание, для регулирования информационного пространства посредством контроля и ограничения передачи какой-либо информации. Главным механизмом такого рода является цен--зура, создающая препятствия в процессе коммуникации. Цен­зура имеет многовековую историю. Так, ещё в V веке до Р. X. в Древних Афинах были сожжены книги Протагора о богах, из Рима во времена империи был выслан Овидий за трактат «Ис-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: