Основные философские системы (даршаны)

Время создания упанишад – период глубокого кризиса брахманизма как религии и идеологии. Творцами упанишад были уже не брахманы, а кшатрии. На основе упанишад возникли 6 ортодоксальных (т.е. признающих авторитет вед) и 3 неортодоксальные философские системы, занимающие критическую по отношению к ведам позицию, причём одна из них – Локаята (или Чарвака) радикально оборвала связь со всей ведийской культурной традицией.

Ортодоксальные:

  1. Ньяя – Готама. Основное внимание уделено процессу познания, прежде всего законам логи

ки как орудию всякого познания

2. Вайшешика – Канада. Приносит идею цикличности развития, все движется по кругу, мир является одним из многих, которые были до него и будут после него. Считает непрерывное самосовершенствование как путь к истинному знанию.

3. Санкхья – Капила 7 в днэ. Даётся дуалистическая трактовка реальности, в основе которой постулируются два исходных первоначала: Пракрити (материя) и Пуруша (дух).

4. Йога – Патанджали 1 в днэ. Выступает как практическое применение санкхьи для достижения психического и физического самоконтроля на основе её учения о реальности

5. Миманса – Джаймини 4-2 вв днэ. Ставит целью спасение и освобождение человека через тщательное выполнение всех ритуальных действий.

6. Веданта – Бадараяна 2 в днэ. Ставит целью движение от незнания (авидья) к полному знанию (брахмавидья). Авидья – бесконечное множество вещей, не связанных между собой в рамках единой философской субстанции. Брахмавидья – знание о сущности вещей, их взаимосвязи.

Неортодоксальные течения, сформировавшиеся в итоге кризиса:

1. Джайнизм – Вардхамана 6 в днэ. Проповедует пятеричный путь освобождения и спасения человека: ахимса – непричинение вреда живому; милосердие и правдивость речи; честное поведение; восдержанность (в речи, слове, делах; воздержание от земных интересов); а также пунья (совершение добрых дел; знание учения)

2. Буддизм - Сиддхартха Гаутама Будда (пробуждённый, просветлённый), 623 – 544 гг. до н.э.

Видит освобождение от страданий на пути нравственного совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны

3. Чарвака–локаята – Брихаспати (сер 1 тысл днэ). Полностью отверга­ются все представле­ния идеалистической ведийской традиции. Мир таков, как он дан человеку в его орга­нах чувств. Это и есть единственная под­линная реальность. Основа всего - 4 эле­мента: земля, вода, огонь, воздух. Созна­ние возникает из них, когда они образуют тело. С их распадом исчезает и сознание. «И нет доказательств существования души отдельно от тела»

Учения о бытии внешне разнообразно, но по существу это 3 основных направления: материализм, идеализм, дуализм. Преобладал идеализм.

{Карма–плоды деяний, перевоплощение человека. Карма существует для всего живого как судьба. Жизнь есть страдание. Отказ от наслаждений, медитации и соблюдение 5 основных заповедей: 1. не вредить живому, 2. не брать чужого, 3. не вести половых контактов, 4. бесхитростная, правдивая речь, 5. не употреблять алкоголь – прерывает страдальческий круг сансар(цепь перерождений) и улучшает карму.}

Итог: философия Древней Индии ставила своей целью индивидуалистическую модель совершенствования человека для избавления его от страданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: