Время создания упанишад – период глубокого кризиса брахманизма как религии и идеологии. Творцами упанишад были уже не брахманы, а кшатрии. На основе упанишад возникли 6 ортодоксальных (т.е. признающих авторитет вед) и 3 неортодоксальные философские системы, занимающие критическую по отношению к ведам позицию, причём одна из них – Локаята (или Чарвака) радикально оборвала связь со всей ведийской культурной традицией.
Ортодоксальные:
- Ньяя – Готама. Основное внимание уделено процессу познания, прежде всего законам логи
ки как орудию всякого познания
2. Вайшешика – Канада. Приносит идею цикличности развития, все движется по кругу, мир является одним из многих, которые были до него и будут после него. Считает непрерывное самосовершенствование как путь к истинному знанию.
3. Санкхья – Капила 7 в днэ. Даётся дуалистическая трактовка реальности, в основе которой постулируются два исходных первоначала: Пракрити (материя) и Пуруша (дух).
4. Йога – Патанджали 1 в днэ. Выступает как практическое применение санкхьи для достижения психического и физического самоконтроля на основе её учения о реальности
5. Миманса – Джаймини 4-2 вв днэ. Ставит целью спасение и освобождение человека через тщательное выполнение всех ритуальных действий.
6. Веданта – Бадараяна 2 в днэ. Ставит целью движение от незнания (авидья) к полному знанию (брахмавидья). Авидья – бесконечное множество вещей, не связанных между собой в рамках единой философской субстанции. Брахмавидья – знание о сущности вещей, их взаимосвязи.
Неортодоксальные течения, сформировавшиеся в итоге кризиса:
1. Джайнизм – Вардхамана 6 в днэ. Проповедует пятеричный путь освобождения и спасения человека: ахимса – непричинение вреда живому; милосердие и правдивость речи; честное поведение; восдержанность (в речи, слове, делах; воздержание от земных интересов); а также пунья (совершение добрых дел; знание учения)
2. Буддизм - Сиддхартха Гаутама Будда (пробуждённый, просветлённый), 623 – 544 гг. до н.э.
Видит освобождение от страданий на пути нравственного совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны
3. Чарвака–локаята – Брихаспати (сер 1 тысл днэ). Полностью отвергаются все представления идеалистической ведийской традиции. Мир таков, как он дан человеку в его органах чувств. Это и есть единственная подлинная реальность. Основа всего - 4 элемента: земля, вода, огонь, воздух. Сознание возникает из них, когда они образуют тело. С их распадом исчезает и сознание. «И нет доказательств существования души отдельно от тела»
Учения о бытии внешне разнообразно, но по существу это 3 основных направления: материализм, идеализм, дуализм. Преобладал идеализм.
{Карма–плоды деяний, перевоплощение человека. Карма существует для всего живого как судьба. Жизнь есть страдание. Отказ от наслаждений, медитации и соблюдение 5 основных заповедей: 1. не вредить живому, 2. не брать чужого, 3. не вести половых контактов, 4. бесхитростная, правдивая речь, 5. не употреблять алкоголь – прерывает страдальческий круг сансар(цепь перерождений) и улучшает карму.}
Итог: философия Древней Индии ставила своей целью индивидуалистическую модель совершенствования человека для избавления его от страданий.