Причины возникновения философии:
1.социально-экономическая (переход от меди к железу)
2.товарно-ден. отношений.
3.ослабление родоплеменных связей
4.первое государство
5. рост критики в адрес религии, нравственных установок.
Настал кризис мифологического мировоззрения, ограниченного в своих возможностях. В Китае процесс зарождения Ф. назывался " эпохой борющихся царств ".
Философия опирается на священные книги: Ши-цзин (“канон стихов”) и И-цзин (“книга перемен”).
Великое начало, способное родить и погубить обожествлено в небе – Тянь.
Основные философские школы:
1. Конфуцианство. Основатель – Конфуций. Ориентирован на поддержание гармонии человека с социумом посредством соблюдения нормативов. Ли – установленный порядок вещей, без которого не будет процветания. Создается идеал высоко морального ч-ка, который должен обладать чувством долга и человечностью. Став идеологией правящих классов, К. превратилось в систему требований обязательных для исполнения. Основные принципы, которые надо было соблюдать: Жень (гуманизм), линь (права и обязанности, этикет), золотое правило нравственности (не делай другому то, что ты не жалеешь, чтобы сделали тебе). В 1 в.д.н.э. конфуцианство превратилось в религию, где верховной силой считается небо. Большое место отводится ритуалам. В к. отсутствуют жрецы, обряды выполняют чиновники.
2. Даосизм. Основатель – Лао Цзы. Ориентирован на гармонизацию человека с космосом (как бы отражает стремление человека вырваться из замкнутости земного круга). Здесь Дао признается как естественный путь, закон, порядок, развитие всего мироздания в качестве его первоосновы и завершения. Это философия идеализма с чертами материализма. Необходимо познать Дао и совершенствовать себя в соответствии с ним, избавляясь от своих страстей. Дао познается через принцип Дэ(вторичный принцип, благодаря которому дао проявляется в мире вещей и наполняет их энергией), принцип увэй (недеяние, несуетливость. сакральное отношение к слову). Дао есть борьба двух начал – Инь (женское земное начало) и Ян (мужское небесное начало). Простолюдины разбираются только в том, что им выгодно, поэтому они должны постигать и следовать Дао под управлением благородных людей, не имеющих корысти.
Существовали и др. философские школы: Школа имен, школа моизма, школа легизма, школа эклектиков.
Нападение кочевников, обострение борьбы привело к критике конфуцианства, его запрещению и возникновению легизма. Легизм – это этико-политическое учение школы законников о том, что людьми надо управлять, опираясь на знание психологии и жесткие наказания, которые являются формой проявления всеобщего закона. Была введена система наказаний, упразднялось искусство, наука, поощрялась круговая порука, доносительство. Представители легизма: Шень Бухай, Хань Фэй, Цзы. Такая жесткая система восстановила целостность Китая, но народное восстание сменило царскую династию. Учение конфуцианства было восстановлено по памяти, его стали развивать, но уже с примесью легизма, который постепенно сошел на нет как самостоятельное учение.
В отличие от Индии, в Китае одно философское направление (конфуцианство) получило официальный статус государственной идеологии.
Название | Основоположник | Основной философский текст |
1. Жусюэ-школа служи-лых людей, или конфу-цианство | Кун Фу-цзы(учитель Кун Фу, в европейской транскрипции Конфу-ций) – 551 – 479 гг. до н.э. | Лунь Юй(суждения и высказывания), в кото-ром собраны мысли са-мого Конфуция |
2. Даосизм | Лао-цзы(учитель Лао) – | Дао Дэ цзин(книга о Дао и Дэ) |
3. Моизм(о всеобщей любви и взаимной выгоде) | Мо-цзы(Мо Ди) – 479 – 400 гг. до н.э. | Мо-цзы |
4. Инь-ян цзя– школа светлого и темного на-чал, «натуралистов» | ||
5. Мин цзя– школа имен, номинализм | ||
6. Фа цзя(фа-закон) – школа законников, ле-гизм | Шан Ян(Гунсунь Ян) – 390 – 338 гг. до н.э. | Шан цзюнь шу(Книга правителя области Шан) |