Общество как предмет социальной философии. Место социальной философии в системе научного знания

Социальная философия изучает законы развития общества, обобщает знания всех наук об обществе и человеке, формирует картину общества и цивилизации, их мировоззрение, улучшает законы и категории, формирует идеалы, нормы и ценности для совершенствования человека, общества, цивилизации и социальных наук для их развития.

Этапы развития социальной философии совпадают с этапами развития философии вообще, но в полной мере социальная философия оформилась как наука только к середине/концу ХIX в. Конечно социальная философия началась и развивалась с философией вообще.

В Древности преобладает идеализм в понимании общества, управляемого небом, богом, дао…(это не мешало людям заниматься мирскими делами и достигать в этом совершенства). Линию идеализма продолжали Гегель, Фома Аквинский.

Гегель: общество и государство являются вершиной (зрелой формой) саморазвития абсолютного разума, и в нём государство как организованное сообщество является гарантией истины, справедливости, счастья. Гегель говорит о гражданском обществе и правовом государстве.

Идеализм в XIX в. исчерпал свой ресурс, не объяснив сущности развития буржуазного, промышленного общества. Но еще ранее в истории возник натурализм, наиболее развит — у Монтескье: природа (климат, местность) определяет развитие общества. Монтескье – родоначальник природно-географического детерминизма.

Но, тем не менее, объяснение общества и его законов богом (идеи) либо природой ограничены, не полны – неистинны в их отдельности, т.к. не учитывается труд, деятельность человека в обществе и для общества. Исторический материализм Маркса вслед за Гегелем являет собой системное учение об обществе, но на основах материализма и диалектики. У него есть свои недостатки – усиливается абсолютизация учения Маркса (особенно в СССР), но это учение признается во всем мире и потому еще, что его центром является деятельность человека, его труд, как способ существования общества. Поэтому задача социальной философии – творческий синтез идеализма, натурализма и исторического материализма в будущем учении об обществе, учитывающем все факторы его развития: природа, бог, труд, информация…

Деятельност ь – человеческая форма активности, проявляющаяся в целесообразном, должном и разумном преобразовании общества, природы и человека. Несомненно, что человеческий труд – ядро человеческой деятельности, его развитие, совершенствование привело к возникновению таких его форм:

· материально-производственная деятельность;

· социальная деятельность;

· политическая деятельность, связанная с управление государством людьми;

· духовная деятельность.

Эти виды деятельности функционируют и взаимодействуют в обществе системно, они подвижны, но в процессе их развития формируются связи, отношения, взаимодействия между людьми, они устойчивы, консервативны, почти неизменны.

В онтологическом плане материально-производственная деятельность первична;

В функциональном плане первична духовная деятельность;

Выделение материального и идеологического – суть абстракции, необходимой для определения первичной причины и её следствия.

Материальное в обществе – то, что складывается в нем предварительно, не проходя через человеческое сознание, оно не обязательно вещественно. Т.е. происходит при отчуждении результатов материальной деятельности (человек строит дом своими руками, продает — дом чужой теперь, т.е. произошло отчуждение).

Идеологическое отчуждение происходит предварительно через сознание.

Категории материального и идеологического дополняется категориями общественного бытия и общественного сознания (дух).

Маркс: «Общественное бытие определяет общественное сознание» объективного и субъективного.

Общественное сознание – осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.

Общественное бытие определяет общественное сознание, но во время кризиса общественное бытие более общественного сознания мобилизирует людей, помогая преодолеть неприятности и выйти из кризиса.

Эти 3 пары категорий и др. дали возможность и превратили социологию в науку, выясняющую первичное и следствие из него, их взаимодействие, его характер, направленность и содержание.

Развитие общества, его истории, формирует его объективные условия во всех сферах жизни. Т.е. всё то, что сделано трудом предшествующих поколений людей и вчерашнего дня, сегодня превратилось в независимое от людей, предопределяющее их деятельность, логику развития, их сознание, его историческую преемственность.

Объективные условия истории проявляют, так или иначе выражают, требуют развертывания своей внутренней исторической логики развития во всех сферах общества в форме субъективной человеческой деятельности и усилий современных нам и живущих с нами людей. Это и есть субъективный фактор истории, её развития на её объективной основе.

Итоги: объективное – это субъективное вчерашнего дня, т.е. оно вопиет о том, как должно развиваться. Субъекты развивают объективное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: