Общество как развивающаяся система: формационный, цивилизационный и культурологический подходы к анализу развития общества

Наряду с информационной периодизацией истории, созданной Марксом, были более многочисленные концепции. Сообразно тому, кто был создателем — идеализм или материализм. Но все они недостаточно разработаны и обоснованы, для их понимания необходима концепция Маркса (его формационное учение).

Платон (идеалист): совершенное общество, человек, мир людей — все это воплощается в мире вещей достойными людьми. И он как Демокрит считал, что человечество прошло звероподобную (первобытную) стадию. Потом и Платон и Демокрит (материалист) считали, что вступили в стадию цивилизации — разумную стадию развития человечества.

Гоббс: догосударственная стадия, государственная стадия.

Гегель (идеалист): ступени истории — этапы самопознания мирового духа, прогресс в сознании свободы. Выделил 3 ступени и соответственно 3 типа общества: восточный мир, греко-римский период (античность), романо-германский мир.

Во всех этих периодах история, ее периоды объясняются духовными, религиозными побуждениями или уровнем образования, просвещение людей, их культуры.

Лишь отдельные философы отчасти признавали причиной развитие истории, ее периодов материальное производство, экономику, но системного построения и обоснования этого у них не было, оно появилось у Маркса с развитием капитализма и оно объясняет предшествующие концепции этого рода.

По причине развития мат. производства (базиса) развивается и соц. сфера общества (надстройка) — особое строение общества, включающее историческое развитие этносов, соц.-классовое разделение общества, состояние демографии (структура населения). Все это изменяется с изменением и прогрессом экономики (базиса).

Маркс — ОЭФ: первобытность (стадо, род, племя), рабовладельческий (возникают соц. классы), феодальный (народность), капитализм (нация).

ОЭФ – конкретно-исторический тип общества, взятый в единстве всех его сторон, способе производства, состояния науки и искусства, всего разнообразия духовной сферы, семейно-бытовых отношений и всего образа семейной жизни людей; функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.

Структура ОЭФ:

· Базис

· Надстройка

Базис – первичен, надстройка – вторична.

Взаимодействие базиса и надстройки обусловливает развитие и перход от одной ОЭФ к другой.

Базис – качественно определенный экономический строй общества, цивилизации, система производственных отношений, это ведущая и активная сторона формации, ее содержание. Развиваясь, базис побуждает надстройку к тому, чтобы она соответствовала развитию базиса, потребностям общества.

Структура Надстройки:

Учения, взгляды, идеи, теории людей, общества;

Идеологические отношения между людьми;

Институты общества (государство, политическая организация…).

Взаимодействие Базиса и Надстройки:

Диалектика Базиса и Надстройки развивается как диалектика содержания формы. Содействие Базиса, его орудий, людей и их отношений развивается интенсивно, в нем появляется новый экономический уклад, новые его творцы, движители. Начинается борьба,постепенно, через года, уклад становиться господствующим и превращается в ОЭФ.

42_Социальная динамика, её направленность и критерии. Понятие. Понятие «Социальной динамики» в обиход ввел О.Конт – основоположник социологии. Он употреблял его, во-первых, как противопоставление социальной статике, для обозначения социального движения. Во-вторых,- как смену состояний общественных явлений. Таким образом, социальную динамику можноопределить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом. Близкое к нему по смыслу понятие "социальные изменения". Социальные изменения - это нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Критериями социальной динамики являются: 1. Стадиальность процессов (каждый социальный процесс развивается по определенным стадиям. Без завершенияпредыдущей стадии, без достижениясвоего конечного результата (состояния) не может начаться, наступить стадия последующая)2. Последовательность. (Очередность стадий развития социального процесса. Нельзя забегать вперед пока не созданы условия для последующих действий. Изменение порядка протеканияпроцесса меняет его характер, аследовательно, влияет на его результат) 3. Многофакторность. (Социальные процессы являются результатом действия многих факторов. Поскольку в социальном процессе обязательно есть субъект, объект, результат, условия в котором он происходит, то это уже говорит о его многофакторности. Направленность социальной динмики определяется результирующей воздействующих сил. 4. <<И ГЛАВНОЕ свойство и критерий социальной динамики>>Направленность движения и смена состояний социальной динамики и социальных процессов. Это означает, что социальный процесс всегда выражает определенную аправленность, целесообразность деятельности. Его результатом является смена состояния объекта. Всякая ненаправленная на конкретный результат деятельность не является процессом. Цель деятельности определяет содержание и структуру достижения намеченного результата. Конечный результат дает название процессу. Абстрактных безымянных процессов не бывает. Например, от такого конечного результата, как "сплоченность", произошло название процесса "сплочение коллектива". От дисциплины - дисциплинирования, отличности - становления личности, от демократии - демократизация и т.д.Различают два типа общественного процесса: антагонистический и неантагонистический.Основой антагонистического процесса является частная собственность на средства производства в различных её формах. Такой процесс характерен для классов – антагонистического общества и приобретает специфический облик в различных формах этого типа. Этот процесс жесток; он происходит во многом из–за эксплуатации, угнетения и подавления другой его части, продвижение в одних областях – за счёт потерь в других. Неантагонистический тип общественного процесса – это более высокий и сложный по сравнению со стихийным тип развития, требующий от общества постоянных и сознательных усилий. Его движение вперёд основывается не на эксплуатации, а на развёртывании инициативы и сотрудничества, на соединениивсех социальных групп, будет осуществляться во благо всего общества, а не за счёт одних в пользу других.Однако имеются теории отрицающие социальную динамику как прогресс: - прогресс техники приводит часто к разрушению природы, развитие цивилизаций принесло, например, вспышки терроризма, наркомании, алкоголизма… 43_Роль личности в истории Оценка роли личности в истории относится к категории наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на то, что она занимала и занимает по сей день многие выдающиеся умы. Проблема эта из категории “вечных”, и неоднозначность ее решения неразрывно связана во многом ссуществующими различиями в подходах к самой сути исторического прцесса.Короч, начнём-ссс с определений: Большая Советская Энциклопедия: ЛИЧНОСТЬ, 1) человек как субъектотношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.Понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.Грёбаный и ненавистный мне словарик?:Л ИЧНОСТЬ – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.Наблюдая за экстремальными событиями 19-21вв.(войны,терракты и т.д.) можно смело говорить о всерешающей роли личности в истории (Сталин, Ленин, Гитлер имн.др.).Одна из сложнейших задач, которые встают перед личностью в ходе смысложизненных поисков,- это понимание и оценка ею своего объективного социального положения. Существуют 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностнаяхарактеристика.Первая коцепция опирается на понятие социальной роли человека. Эта концепция не позволяет раскрыть внутренний мир человека, фиксируя только его внешнее поведение, которое не всегда отражает сущность чел.Сущностная концепция является более глубокой. Личность – индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.В зависимости от самых разных условий и обстоятельств, с учетом особенностей исследуемого места, времени и индивидуальных черт личности ее историческая роль может колебаться от самой незаметной до громаднейшей. В самом обобщенном виде речь идет о том, что, благодаря своим личным особенностям, или случаю, или общественному положению, или специфике времени и т.п., какой-либо человек может оказать самим фактом своего существования, своими идеями, действиями или бездействием, прямо иликосвенно, в период его жизни или даже после смерти такое воздействие на свое или чужие общества, которые можно признать важными, поскольку они оставили заметный след в истории и дальнейшем развитии обществ(положительный, отрицательный или какой-то еще). При этом, чем менее прочно и устойчиво общество, чем больше там разрушены старые конструкции, тем большее влияние может оказать отдельная личность на него. Другими словами, роль личности обратно пропорциональна стабильности и прочности общества.Это похоже на влияние резонанса в физике. Когда частота колебаний общественных возможностей (в самом различном виде, например, в желаниях масс или армии) совпадает с колебаниями личности, роль ее увеличивается тысячекратно. Следовательно, в определенные моменты сила личностей, их личные качества, соответствие своей роли и другое имеет огромное, часто определяющее или завершающее значение. Это волевой, нередко иррациональный и подверженный случаю фактор может быть и благотворен и опасен, поэтому гораздо надежнее, если у общества есть ограничители таких влияний. Факторы, определяющие историческую роль личности: а) особенностеи среды, в которой действует личность (общественный строй, традиции, задачи и т.п.; б) состояние, в котором находится в определенный момент общество (устойчивое,неустойчивое, идет на подъем, под уклон и т.п.); в) особенности окружающих обществ; г) особенности ОЭФ (т.е. общей характеристики периода исторического процесса, включая степень интегрированности обществ, темп развития и пр.); д) близость общества к “генеральной линии” истории, что увеличивает или уменьшает возможность влиять на многие общества и исторический процесс в целом; е) благоприятности момента для действий; ж) особенностей самой личности и потребности момента и обстановки именно в таких качествах; з) наличия конкурентных деятелей.

44. Материальное производство, его роль в жизни общества.

Материальное производство – процесс трудовой деятельности людей, который осуществляет преобразования природы, создаёт материальные и другие благо для удовлетворения и гуманной прогрессии своих потребностей и интересов. Ядром материального производства является понятие способа производства (взаимодействие производительных сил общества и его производственных отношений).

Материальное производство - основа, придающая цельность, связь и непрерывность мировой истории. Значение материального производства не только в том, что оно необходимое условие существования общества и человека, но и в том, что весь строй жизнедеятельности людей зависит от способа производств мат. благ в каждую эпоху. В процессе материального пр-ва участвуют люди, воздействуя на предмет, подлежащий обработке, с помощью орудий труда.

В процессе развития орудий труда в них начинает господствовать общественный характер труда. Это является технологической потребностью, поэтому характер труда движется от частного к общему. Это требует соответствующего движения производственных отношений.

Соединение производителя с орудиями труда зависит от того, кому они принадлежат. Отношения собственности являются главной, определяющей стороной производственных отношений. Характер производственных отношений зависит от условий, которые сложились в обществе, с которыми люди должны считаться и которые определяют их сознание. Решающую роль играют уровень и характер развития производственных сил, кот. требует соответствующей им формы производственных отношений. Материальное производство развивает социальную сферу общества. В процессе развития законов материального производства развивается материальная культура общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: