Введение

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Требования к психофизической подготовленности инженеров

2. Совершенствование профессионально важных физических и

психических качеств

2.1. Физические качества, как основа работоспособности

2.1.1. Быстрота

2.1.2. Сила

2.1.3. Выносливость

2.1.4. Гибкость

2.1.5. Координационные способности (ловкость)

2.2. Совершенствование профессионально важных психических

качеств

2.2.1. Внимание

2.2.2. Оперативное мышление

2.2.3. Эмоциональная устойчивость

2.2.4. Помехоустойчивость

3. Настольный теннис в режиме учебного дня студентов

4. Порядок выставления зачета

5. Контрольные вопросы

Библиографический список

Приложение А

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время новые технологии все глубже проникают в различные сферы народного хозяйства. Связанная с этим глобальная компьютеризация предъявляет повышенные требования подготовки молодых специалистов. Повышение качества подготовки специалистов предполагает, прежде всего, повышение эффективности всего процесса обучения. Если такие свойства как знания и умения в профессиональной сфере формируются специальными выпускающими кафедрам, то психофизиологическая и физическая подготовленность осуществляется кафедрой физического воспитания и спорта. Система контроля и объективная оценка физических возможностей студентов позволяет эффективно управлять процессом их физического совершенства.

Вместе с тем, как показывают исследования, требования к физической и психической подготовленности инженера существенно отличаются от подобных требований, предъявляемых врачу, педагогу. Специфичными они являются для инженера-теплоэнергетика, химика, экономиста и работников других профессий.

Различия в требованиях к физической и психической подготовленности диктует необходимость профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП)

Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

Внедрение ППФП в практику физического воспитания студентов технических вузов, создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой профессиональной работоспособности и производительности труда ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма. Труд систематически занимающихся ППФП более квалифицирован, производителен, экономичен. Эти специалисты меньше утомляются во время работы.

ППФП работников промышленного производства на современном этапе приобретает значение важного социально-экономического фактора. Она готовит людей к конкретному виду трудовой деятельности, обеспечивает психофизическое приспособление человека к все усложняющимся условиям современного производства, способствует становлению личности профессионала, предоставляет больше возможности для высокопроизводительной и творческой работы, широкому внедрению высокопроизводительной техники и повышению эффективности общественного производства.

Всестороннее изучение инженерной деятельности позволяет выявить большой комплекс психофизических свойств и качеств, необходимых специалисту любого профиля. К числу таких необходимых компонентов профессиональной подготовленности инженеров, реализуемых в процессе ППФП, относятся различные сенсорные, умственные, двигательные, волевые, организаторские навыки и умения. Каждому инженеру, например, требуется умения быстро разбираться в сложной производственной ситуации, снимать излишнее эмоциональное напряжение. Развитию этих качеств во многом способствуют занятия физической культурой.

Профессиональная деятельность специалистов, чья работа связанна с персональным компьютером (ПК) (операторов, программистов, экономистов), т. е. инженерно-технических работников, предъявляет особые требования к развитию следующих физических качеств, навыков и психофизиологических функций; быстроты и точности мелких движений пальцев и кистей рук, общей и скоростной выносливости, устойчивости и переключения внимания, быстроты зрительного различия, тактильной чувствительности (9).

В операторской работе можно выделить два необходимых компонента. Первое - умение непрерывно анализировать текущую информацию и надежно опознавать ситуации, требующие ответных действий. Второе - умение быстро и правильно формировать и выполнять такие действия. Хорошей игровой моделью такой деятельности является настольный теннис (9).

Настольный теннис совершенствует не только быстроту движений, но и быстроту реакции, реакции прогнозирования, развивает оперативное мышление, а также умение концентрировать и переключать внимание. Скорость реакции на движущийся объект у играющих в настольном теннисе больше чем у других людей. Нередко это качество помогает в различных жизненных ситуациях. Игру в настольный теннис используют в качестве специального тренировочного средства при подготовке космонавтов, операторов и других специалистов, которые должны уметь четко реагировать на неожиданные изменения ситуаций в экстремальных условиях.

Конечно, настольный теннис не может значительно увеличить максимальную силу, которой отличаются, например, тяжелоатлеты, но он является прекрасным средством развития силовой выносливости в режиме средних нагрузок. Это гармонично развивает мускулатуру и благотворно действует на работу дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Гибкость (способность выполнять движения с большой амплитудой) - одно из важных качеств, способствующих выполнению ударных движений. Сила удара, в определенной мере, зависит от величины замаха, поэтому, чем больше амплитуда движения, тем более энергичен удар. Игра в настольный теннис способствует развитию и поддержанию гибкости в плечевых, локтевых, лучезапястных, тазобедренных суставах, а также в суставах позвоночника. Высокий уровень гибкости, который позволяет поддерживать игра, является важным показателем хорошего физического здоровья.

Работа на ПК требует значительного нервного напряжения, не сопровождаемого мышечной работой. Подобное сочетание нагрузок – большая эмоциональная и низкая физическая – наиболее опасно для организма. В первую очередь страдают нервная и сердечно-сосудистая системы. Не случайно, даже у молодых людей, в том числе и у детей, медики отмечают частые вегетососудистые расстройства, гипертонию и др. заболевания, характерные для данного вида деятельности. Обладая хорошим эмоциональным фоном, свойственным спортивным играм, настольный теннис имеет то преимущество, что хорошо укрепляет мышцы, стабилизирует кровяное давление, нормализует деятельность органов кровообращения и других жизненно важных систем человеческого организма. Слежение за полетом мяча – прекрасная гимнастика для глаз. Игра в настольный теннис по праву может называться универсальным средством, снижающим усталость, напряжение (8).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: