double arrow

АНАТОМИЯ КОНФЛИКТА

Как отмечается в литературе, основную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены, что дословно означает «способствующие конфликту». Иначе говоря, конфликтогены – это слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Стоит обратить внимание на слово «могущие», что говорит о том, что далеко не всегда конфликтогены приводят к конфликту.

Конфликт состоит из 2 составных частей: конфликтной ситуации и инцидента. Что может быть представлено в виде формулы:

конфликтная ситуация + инцидент = конфликт

Конфликтная ситуация включает альтернативные взгляды, противоречивые позиции, противоположные цели или средства их достижения. Однако не каждая конфликтная ситуация перерастает в конфликт. Какое-то время объективная конфликтность ситуации не осознается сторонами. Эту стадию можно назвать стадией потенциального конфликта, чтобы конфликт стал реальным, его участники должны осознать сложившуюся ситуацию как конфликтную. Именно восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение.

Конфликтная ситуация – это противоречие между целями сторон, характеризующееся:

1)объективной или субъективной значимостью для одной или обеих сторон;

2)реальным или мнимым противодействием одной или обеих сторон достижению цели противоположной стороной;

3)возникновением у одной или обеих сторон нетерпимости по отношению к такому противодействию. Стороны могут быть представлены двумя индивидами, индивидом и группой, двумя группами.

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент (открытое вступление в конфликт), при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Инцидент состоит во внешнем воздействии, способствующем перерастанию конфликтной ситуации в конфликт. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

Инцидент - 1) внешнее открытое противоборство сторон, возникшее впервые; 2) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Это может быть активизация одной из сторон конфликтной ситуации, умышленно или неумышленно ущемляющая интересы противоположной стороны, а также действия стороны, находящейся вне конфликтной ситуации, которые обостряют реакцию.

Пример: два врача-стоматолога одинаковой квалификации, остро нуждающиеся в дополнительном заработке, претендуют на единственное рабочее место в кабинете платных услуг стоматологической поликлиники – конфликтная ситуация; один из стоматологов узнает, что другой в пренебрежительном тоне отозвался о его профессиональных достоинствах в присутствии коллег – инцидент; в результате между обоими врачами возникает шумный скандал, а затем длительный период отчуждения с неоднократными попытками навредить друг другу – конфликт.

Итак, каждому конфликту обязательно предшествует конфликтная ситуация, но не каждая конфликтная ситуация перерастает в конфликт. Конфликту может предшествовать не одна, а несколько взаимосвязанных или независимых друг от друга конфликтных ситуаций. При этом вероятность развития конфликта будет более велика, чем большее число конфликтных ситуаций ему предшествует.

Разрешить конфликт – это значит:

1) устранить конфликтную ситуацию;

2) исчерпать инцидент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: