Здравоохранение как область соц. сферы

Основными направлениями развития экономики здравоохранения могут явиться: проблемы целей и социальной обусловленности экономического развития сферы здравоохранения; экономические факторы сферы здравоохранения; диалектика экономической и медицинской эффективности; оценка медико-экономической эффективности; экономические основы функционирования инфраструктуры сферы здравоохранения.

Система здравоохранения представляет собой единство функции и структуры. Функция системы здравоохранения определяет основное назначение отрасли и заключается в удовлетворении потребностей общества в услугах здравоохранения. Сама функция оценивается конечной результативностью системы здравоохранения. При этом, чем выше совпадение структуры потребностей обществ услугах здравоохранения и структуры полученных результатов в общественном здоровье, тем, следовательно, эффективней функционирует и сама система здравоохранения.

Под структурой в системе здравоохранения понимается распределение ресурсов, их связи, взаимоотношения, а также управленческие решения, нацеленные на эффективное использование ресурсов отрасли. В современных социально-экономических условиях основным фактором, определяющим эффективное функционирование системы здравоохранения, является целенаправленное преобразование ее структуры

К отрасли здравоохранения относятся организации, учреждения всех форм собственности, занятые медицинской деятельностью.

Основным продуктом деятельности здравоохранения являются медицинские услуги.

Управление отраслью осуществляется государственными и муниципальными органами управления здравоохранения.

Основными источниками финансирования здравоохранения в настоящее время являются:

  • бюджет (государственное гарантированное медицинское обслуживание населения);
  • средства обязательного медицинского страхования (программа ОМС);
  • средства предприятий и организаций, личные средства граждан через систему добровольного медицинского страхования (программа ДМС);
  • средства предприятий и организаций, личные средства граждан, средства бюджета по договорам в рамках отраслевого заказа (частная медицинская практика).

Ведущее значение сохраняет государственное финансирование здравоохранения в рамках программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

Современное государственное здравоохранение столкнулось с противоречиями все возрастающей потребности населения на медицинские услуги и нарастающей ограниченностью предложения, обусловленное дефицитом финансирования, неэффективным менеджментом в части экономического анализа и планирования, а также рационального использования экономических ресурсов. Это с одной стороны. А с другой стороны существует объективная реальность ежегодного увеличения расходов на оказание медицинской помощи вследствие постарения населения, ухудшения состояния его здоровья, появления новых заболеваний, увеличения потребности в медицинской и социальной помощи [78,98]. В этих условиях резко возросли личные расходы населения на медицинские нужды (3,45% от ВВП в 1998 г.), которые значительно превысили расходы государства на здравоохранение [94]. Расходы населения на медицинские нужды составляют значительную часть семейного бюджета. Личные средства граждан, не являясь прямым источником финансирования системы здравоохранения, в значительной степени превратились в источник финансирования ‘теневого рынка” медицинских услуг [102].

К числу перспективных проблем, решение которых повысит эффективность использования ресурсов здравоохранения, следует отнести

  • Модернизация системы государственных гарантий обеспечения граждан медицинской помощью за счет общественных источников.
  • Структурные преобразования в системе здравоохранения.
  • Интеграция различных источников финансирования за оказанную медицинскую помощь.
  • Разработка механизма финансового выравнивания условий оказания медицинской помощи в рамках реализации территориальных программ государственных гарантий в зависимости от состояния здоровья населения, уровня социально-экономического развития регионов и ресурсной обеспеченности здравоохранения.
  • Разработка эффективной системы контроля и мониторинга социально-экономических индикаторов.
  • Внедрение реальной экономической ответственности руководителей органов управления и учреждений здравоохранения за объемы, качество и эффективность производимых медицинских услуг.
  • Подготовка специалистов в области медицинского менеджмента и экономики здравоохранения.
  • Привлечение населения к процессу воспроизводства своего здоровья.

Приоритет следует отдавать эффективному использованию уже имеющихся экономических ресурсов. В этих условиях возрастает значение государственного регулирования здравоохранной деятельности через систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых органами управления здравоохранения разного уровня, прочими субъектами внутри-и вневедомственного контроля, а также общественными организациями, например, ассоциациями медицинских работников.

Государство в ближайшие годы будет по прежнему продолжать прямое регулирование хозяйственной деятельности лечебно-профилактических учреждений через органы управления здравоохранением, определяя ресурсную базу, ценовую политику, осуществляя контроль за качеством и объемом услуг. Для этого будут использоваться административные и экономические методы воздействия. Система охраны здоровья в силу своих особенностей подвержена государственному регулированию в значительно большей степени, чем другие отрасли экономики.

Важнейшей концепцией, объясняющей необходимость государственного контроля здравоохранения, заключается в том, что свободный рынок, часто считающийся саморегулирующимся и наиболее эффективным способом достижения подъема отрасли, просто не пригоден для системы здравоохранения в связи с “ошибками рынка”.

К экономическим методам регулирования в системе охраны здоровья относится бюджетная политика, которая включает в себя программно-целевое планирование, установление фиксированных тарифов на медицинские услуги, формирование бюджетов, установление объемов медицинской помощи и пр. Важнейшим методом экономического регулирования в системе здравоохранения является лицензирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: