Возрастная психология
Детская психология - изучает психологические особенности развития ребенка в связи с развитием, обучением, деятельностью.
Закономерности перехода от одной стадии развития к другой и особенности формирования личности ребенка на протяжении всего развития от рождения.
Объективное наблюдение - с самого рождения. Единицы измерения: возраст и периоды развития.
Возраст - относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Есть разница между хронологическим и психическим возрастом.
Предмет ДП: раскрытие общих закономерностей психического развития установленных возрастных периодов и обеспечения перехода от одного периода развития к другому.
Развитие психики
Последовательное прогрессирующее и в целом необротимое количественное и качественное изменение психики любого человека.
Основные признаки развития
1. Дифференциация - расчленение того, что ранее было единым.
2. Появление новых сторон (элементов) в самом развитие.
|
|
3. Перестройка связей между сторонами объекта.
Онтогенез можно разбить на несколько стадий.
З. Фрейд: 1836-1939, Австрия, Психоанализ:
1. Теория личности и психопаталогия.
2. Метод терапии личностных расстройств
3. Метод изучения неосознанных мышлений и чувств.
3 уровня сознания:
1. Сознание (осознанное в данный момент времени)
2. Предсознание (после осознания поступает в предсознание) - доступная память, в данный момент информация не осознается но можем вернуть в сознание усилием воли.
3. Бессознательное (хранилище глубоких инстинктивных, примитивных побуждений, опасных, в следствии чего вытеснены в бессознательное) - определяет поведение человека - бессознательный инстинкт.
Структура личности
1. Ид - «ОНО» - инстинктивное, примитивное, животные импульсы и побуждения - биологические потребности человека. Сохраняет свое значение на протяжении всей жизни. Принцып удовольствия.
2. Эго - «Я» - ответственность за принятие решения, ограничивает действие «Ид» в соответствии с условием и ограничениями - защитная функция. Принцип реальности.
3. СуперЭго - «СуперЭго» - система ценностей, норм правил, процесссоциализации.
– Совесть - формируется под воздействием родительских наказаний, способность к самокритике + моральные запреты.
– Эгоидеал - формирование под похвалами родителей, ценностей и одобрения родителей.
СуперЭго сформируется тогда, когда сам может себя контролировать.
Инстинкты
Движущая сила поведения человека:
– Инстинкты жизни - ЭРОС - жизнедеятельность и продолжение рода, в т.ч. сексуальные инстинкты - энергия - ЛИБИДО - разрядка только в сексуальном поведении.
|
|
– Инстинкты смерти - ТОНАТОС - жестокость, насилие, самоубийство, любой человек стремиться к смерти, цель жизни является смерть.