Ситуативно-игровые методы

· Игровая ситуация способствует вовлечению гиперактивных детей в условную увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую сильным воздействием на мотивацию ребенка и содержащую изучаемые знания. Функции игры состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний. Игровая ситуация способствует возникновению у детей разнообразных психоэмоциональных переживаний углубляющих познание, внутренние стимулы, снимающие напряжение, усталость.

Обучающее значение игры состоит в обеспечении усвоения детьми сложного материала с помощью яркой эмоционально-насыщенной формы его воспроизведения. Развивающий эффект игры достигается за счет импровизации, естественного включения свободных творческих сил ребенка в процессе воспроизведения. Диагностический смысл игры в том, что позволяет воспитателю увидеть гиперактивного ребенка в свободном, раскрепощенном проявлении; получить информацию о его воображении, фантазии, творческих способностях и, одновременно, о степени его активности, готовности к взаимодействию в коллективе.

· Создание воспитывающих ситуаций. Воспитывающие ситуации специально создаются воспитателем, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка. Воспитательная ситуация - это всегда наличие выбора это конфликт, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные воспитывающие ситуации могут быть одним из мощных стимулов развития и воспитания гиперактивного ребенка.

· Проблемная ситуация - создается постановкой задачи (ситуации) перед детьми и требуют для своего решения мобилизации личных знаний, приведения в состояние повышенной активности мыслительных способностей.

Обучающее значение проблемной ситуации проявляется в прочном творческом усвоении и свободном воспроизведении знаний детьми. Развивающий эффект обнаруживается в повышенной сообразительности детей; их способности высказать свое мнение, находить решения. Именно здесь проявляются знания детей, их находчивость, сообразительность, познавательная активность или пассивность.

Для решения задач телесно-двигательного (физического) развития в работе с гиперактивными детьми необходимо использовать следующие приемы:

· Упражнения с выразительными движениями. Выразительные движения мышц лица (мимика); выразительные движения тела (пантомимика); выразительные движения рук (жесты); использование выразительных движений в индивидуальных, парных и групповых заданиях. Воспитатель выступает примером подражания для гиперактивных детей; показывает упражнения, которые требуют внимания и сосредоточения, а дети за ним повторяют, стараясь точно передать мимику, пантомимику, жесты. Воспитатель должен быть экспрессивным, эмоциональным и внимательным, чтобы обратить на себя внимание гиперактивных детей.

· Упражнения с выразительными техниками. Разучивание техник: «волна» - плавное движение; «рапид» - замедленное движение; «импульс» - резкое движение; «стекатто» - движение, где вся амплитуда разделена на 2-3 части, осуществляется через изображение двигательных образов. Воспитатель рассказывает детям сказочную историю, мотивирует их. Выразительные техники требуют определенного сосредоточения и внимания детей и без помощи взрослого здесь не обойтись.

Техника «Волна» - предполагаемые образы: птицы, водоросли, рыбы, ручейки, котята и т.д.

Техника «Рапид» - предполагаемые образы: таяние снега, замедленное спортивное движение, движения в воде, полет снежинки и т.д.

Техника «Импульс» - предполагаемые образы: свеча, огонь, листья на ветру и т.д.

Техника «Стекатто» - предполагаемые образы: робот, волшебные человечки, механическая игрушка и т.д. (См. Приложение 1)

· Телесно-ориентированные упражнения. Направлены на ориентировку в схеме собственного тела; на выполнение движений в трех пространственных уровнях; на умение использовать в движении определенные части тела, контролировать все части тела.

· Игры и упражнения для развития и укрепления мышц кистей рук. Разные виды пальчиковой гимнастики, массаж, творческое движение кистями под музыку. (См. Приложение 3)

· Упражнения с элементами расслабления. Обучение гиперактивных детей напряжению - расслаблению мышц (например, тела и лица, мышц рук); расслабление мышц тела лежа и в движении.

· Музыкально-ритмические движения. Передача через движение характера музыки; самостоятельный переход от умеренного к быстрому или медленному темпу; изменение движения в соответствии с музыкальными фразами; создание и изображение разных образов (животных, птиц и т.д.) под соответствующую музыку.

· Упражнения, направленные на формирование произвольной регуляции. Формирование мышечного контроля частей тела, мышц лица в статике и в движении; произвольная регуляция движений в играх, в телесно-ориентированных заданиях. (См. Приложение 2)

· Двигательное творчество. Самостоятельное придумывание образов и подбор соответственных движений; двигательные импровизации под музыку - индивидуально, в парах и в группе.

Задачи социально-эмоционального развития целесообразно реализовывать через:

· Знакомство детей с невербальными способами общения. Использование в общении выразительных движений (мимики, пантомимики, жестов).

· Знакомство детей с эмоциональными состояниями (интерес, грусть, удивление, испуг, радость, отвращение, гнев).

Для ознакомления гиперактивных детей с разными эмоциональными состояниями воспитатель может использовать художественные произведения с яркими переживаниями героев, например: «Гадкий утенок», «Хаврошечка», «Три поросенка» и т.д.; пиктограммы с изображением разных эмоциональных состояний; сюжетные картинки с яркой эмоциональной реакцией (мимика, пантомимика, жесты) героев.

· Изображение эмоций посредством этюдных работ. Например: котенок заблудился; обезьянка испугалась громкого звука, обрадовалась, что нашла бананы; цветок раскрылся - радуется свету; росток пророс и превратился в волшебный цветок и т.д.

· Коммуникативные игры, способствующие установлению положительного контакта детей друг с другом и со взрослыми. Примеры игр: «Как тебя зовут», «Скажи без слов», «Угадай настроение птиц», «Волшебный лес», «Льдинки», «Мягкий пластилин», «Живой лес», «Павлин», «Елочные украшения». (См. Приложение 1)

Для решения задачи когнитивного развития гиперактивным детям могут предлагаться подвижные игры:

· Подвижные игры, направленные на развитие внимания. Примеры игр: «Повтори за мной», «Стоп», «Друг за другом», «Листопад», «Извилистая дорожка», «Будь внимателен», «Стихии», «Листья», «Быстро-медленно». (См. Приложение 1)

· Подвижные игры, направленные на развитие памяти. Примеры игр: «Найди свой дом», «День-ночь», «Умные руки», «Слушай звуки», «Осенний лес», «Отгадай загадку», «Птицы и гнезда», «Огонь», «Угадай звук», «Апельсин», «Путешествие». (См. Приложение 1)

· Подвижные игры, направленные на развитие воображения. Примеры игр: «Придумай движение», «Необычная фигура», «Музыкальный образ», «Волшебная фигура», «Танец осеннего леса», «Осенняя музыка» и т.д. (См. Приложение 1)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: