· Игровая ситуация способствует вовлечению гиперактивных детей в условную увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую сильным воздействием на мотивацию ребенка и содержащую изучаемые знания. Функции игры состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний. Игровая ситуация способствует возникновению у детей разнообразных психоэмоциональных переживаний углубляющих познание, внутренние стимулы, снимающие напряжение, усталость.
Обучающее значение игры состоит в обеспечении усвоения детьми сложного материала с помощью яркой эмоционально-насыщенной формы его воспроизведения. Развивающий эффект игры достигается за счет импровизации, естественного включения свободных творческих сил ребенка в процессе воспроизведения. Диагностический смысл игры в том, что позволяет воспитателю увидеть гиперактивного ребенка в свободном, раскрепощенном проявлении; получить информацию о его воображении, фантазии, творческих способностях и, одновременно, о степени его активности, готовности к взаимодействию в коллективе.
|
|
· Создание воспитывающих ситуаций. Воспитывающие ситуации специально создаются воспитателем, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка. Воспитательная ситуация - это всегда наличие выбора это конфликт, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные воспитывающие ситуации могут быть одним из мощных стимулов развития и воспитания гиперактивного ребенка.
· Проблемная ситуация - создается постановкой задачи (ситуации) перед детьми и требуют для своего решения мобилизации личных знаний, приведения в состояние повышенной активности мыслительных способностей.
Обучающее значение проблемной ситуации проявляется в прочном творческом усвоении и свободном воспроизведении знаний детьми. Развивающий эффект обнаруживается в повышенной сообразительности детей; их способности высказать свое мнение, находить решения. Именно здесь проявляются знания детей, их находчивость, сообразительность, познавательная активность или пассивность.
Для решения задач телесно-двигательного (физического) развития в работе с гиперактивными детьми необходимо использовать следующие приемы:
· Упражнения с выразительными движениями. Выразительные движения мышц лица (мимика); выразительные движения тела (пантомимика); выразительные движения рук (жесты); использование выразительных движений в индивидуальных, парных и групповых заданиях. Воспитатель выступает примером подражания для гиперактивных детей; показывает упражнения, которые требуют внимания и сосредоточения, а дети за ним повторяют, стараясь точно передать мимику, пантомимику, жесты. Воспитатель должен быть экспрессивным, эмоциональным и внимательным, чтобы обратить на себя внимание гиперактивных детей.
|
|
· Упражнения с выразительными техниками. Разучивание техник: «волна» - плавное движение; «рапид» - замедленное движение; «импульс» - резкое движение; «стекатто» - движение, где вся амплитуда разделена на 2-3 части, осуществляется через изображение двигательных образов. Воспитатель рассказывает детям сказочную историю, мотивирует их. Выразительные техники требуют определенного сосредоточения и внимания детей и без помощи взрослого здесь не обойтись.
Техника «Волна» - предполагаемые образы: птицы, водоросли, рыбы, ручейки, котята и т.д.
Техника «Рапид» - предполагаемые образы: таяние снега, замедленное спортивное движение, движения в воде, полет снежинки и т.д.
Техника «Импульс» - предполагаемые образы: свеча, огонь, листья на ветру и т.д.
Техника «Стекатто» - предполагаемые образы: робот, волшебные человечки, механическая игрушка и т.д. (См. Приложение 1)
· Телесно-ориентированные упражнения. Направлены на ориентировку в схеме собственного тела; на выполнение движений в трех пространственных уровнях; на умение использовать в движении определенные части тела, контролировать все части тела.
· Игры и упражнения для развития и укрепления мышц кистей рук. Разные виды пальчиковой гимнастики, массаж, творческое движение кистями под музыку. (См. Приложение 3)
· Упражнения с элементами расслабления. Обучение гиперактивных детей напряжению - расслаблению мышц (например, тела и лица, мышц рук); расслабление мышц тела лежа и в движении.
· Музыкально-ритмические движения. Передача через движение характера музыки; самостоятельный переход от умеренного к быстрому или медленному темпу; изменение движения в соответствии с музыкальными фразами; создание и изображение разных образов (животных, птиц и т.д.) под соответствующую музыку.
· Упражнения, направленные на формирование произвольной регуляции. Формирование мышечного контроля частей тела, мышц лица в статике и в движении; произвольная регуляция движений в играх, в телесно-ориентированных заданиях. (См. Приложение 2)
· Двигательное творчество. Самостоятельное придумывание образов и подбор соответственных движений; двигательные импровизации под музыку - индивидуально, в парах и в группе.
Задачи социально-эмоционального развития целесообразно реализовывать через:
· Знакомство детей с невербальными способами общения. Использование в общении выразительных движений (мимики, пантомимики, жестов).
· Знакомство детей с эмоциональными состояниями (интерес, грусть, удивление, испуг, радость, отвращение, гнев).
Для ознакомления гиперактивных детей с разными эмоциональными состояниями воспитатель может использовать художественные произведения с яркими переживаниями героев, например: «Гадкий утенок», «Хаврошечка», «Три поросенка» и т.д.; пиктограммы с изображением разных эмоциональных состояний; сюжетные картинки с яркой эмоциональной реакцией (мимика, пантомимика, жесты) героев.
· Изображение эмоций посредством этюдных работ. Например: котенок заблудился; обезьянка испугалась громкого звука, обрадовалась, что нашла бананы; цветок раскрылся - радуется свету; росток пророс и превратился в волшебный цветок и т.д.
· Коммуникативные игры, способствующие установлению положительного контакта детей друг с другом и со взрослыми. Примеры игр: «Как тебя зовут», «Скажи без слов», «Угадай настроение птиц», «Волшебный лес», «Льдинки», «Мягкий пластилин», «Живой лес», «Павлин», «Елочные украшения». (См. Приложение 1)
|
|
Для решения задачи когнитивного развития гиперактивным детям могут предлагаться подвижные игры:
· Подвижные игры, направленные на развитие внимания. Примеры игр: «Повтори за мной», «Стоп», «Друг за другом», «Листопад», «Извилистая дорожка», «Будь внимателен», «Стихии», «Листья», «Быстро-медленно». (См. Приложение 1)
· Подвижные игры, направленные на развитие памяти. Примеры игр: «Найди свой дом», «День-ночь», «Умные руки», «Слушай звуки», «Осенний лес», «Отгадай загадку», «Птицы и гнезда», «Огонь», «Угадай звук», «Апельсин», «Путешествие». (См. Приложение 1)
· Подвижные игры, направленные на развитие воображения. Примеры игр: «Придумай движение», «Необычная фигура», «Музыкальный образ», «Волшебная фигура», «Танец осеннего леса», «Осенняя музыка» и т.д. (См. Приложение 1)