Дортский синод

Самое крупное собрание после Вестминстерской ассамблеи, самый впечатляющий синод реформатских церквей был созван генеральными штатами Нидерландов по настоянию кальвинистов, для разрешения спора между ними и ремонстрантами, т.е. последователями Якоба Арминия. Первые его сессии были посвящены обсуждению вопроса о новом переводе Библии, и было принято решение, что три его делегата возьмут на себя ответственность за перевод Ветхого Завета, а три других — за перевод Нового Завета. Затем было заявлено, что Гейдельбергский катехизис должен провозглашаться в проповедях во всех церквах.

Основная цель собрания получила выражение только 6 декабря, на 22-й сессии. Ремонстрантам было сказано, что они могут просто изложить свою позицию и что после этого синод выскажет свое мнение. Против такой постановки вопроса немедленно последовали возражения. Епископий в выразительной речи заявил, что все они пришли к единодушному мнению и что «их нельзя обвинять в иноверии». Они готовы обсуждать догматы веры, но «не хотят ставить их в зависимость от того или иного их понимания человеческими властями, они полагаются лишь на Слово Божье, записанное в Священном Писании» (The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge. Edited by Samuel Macauley Jackson (Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1950). P. 494).

На последней сессии, 9 мая 1619 года, синод принял 93 канонические правила и подтвердил авторитетность Бельгийского исповедания и Гейдельберского катехизиса (The Oxford Dictionary of the Christian Church. Second Edition, Edited by F.L. Cross and E.A. Livingstone (New York: Oxford University Press, Reprinted 1990). P. 421).

Вся эта информация крайне важна для понимания смысла осуждения арминианства на Дортском синоде. Без нее трудно составить правильное представление о результатах его работы. Лишь немногие в полной мере осознают значение этих фактов, приведших к совершенно искаженному пониманию арминианства и к признанию несправедливых, абсолютно пристрастных решений кальвинистского синода, повлекших за собой изгнание, приговоры к тюремному заключению и смертной казни арминианских христиан.

Тогда как арминианские христиане провозглашали конечным авторитетом Библию, кальвинисты ссылались на Бельгийское исповедание и Гейдельбергский катехизис как на нормативные богословские документы и основания для осуждения арминиан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: