Виды институтов неформальной экономики и их основные характеристики

Неформальная экономика, как следует из названия, не подчинена формальным институтам экономической жизни. Под институтами понимаются «правила игры в обществе или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» [6]. Но эти «правила» могут поддерживаться за счет как универсальных, так и партикулярных норм и санкций, что определяет деление формальных институтов на общие законы и распространяемые только на участников контракты. Неформальные институты по степени охвата делятся на всеобщие социальные нормы и ограниченные участниками деловые договоренности [9]. Неподчинение формальным институтам не означает внеинституциональность поведения экономического агента. Институциональное пространство в этом случае формируют неформальные институты. Попытаемся конкретизировать их состав.

Институты неформальной экономики крайне разнообразны, что определяется разнокачественностью ее сегментов. Очевидно, что в разных сегментах (экономика домашняя, теневая, криминальная, реципрокная) действуют разные правила поведения участников, но во всех случаях это будут правила неформальные, поддерживаемые социальными нормами и договоренностями, которые носят массовый характер и воспринимаются как легитимные в силу соответствия сложившимся культурным традициям. Различаются и санкции за нарушение неписаных правил поведения. Их диапазон крайне велик: от физической расправы в криминальной экономике до угрозы социальной изоляции в экономике межсемейных нерыночных обменов. Наша задача — систематизировать институты неформальной экономики.

Институты рыночной части неформальной экономики: права собственности, схемы управления, процесс обмена

Прежде всего отметим деление неформальной экономики на рыночную и нерыночную. К рыночной относится экономика теневая и криминальная. Для анализа институтов рыночной части неформальной экономики воспользуемся схемой, предложенной В. Радаевым. Институты рынка в его интерпретации делятся на три блока: а) обеспечивающие реализацию прав собственности, включая притязания на ресурсы и притязания на доход; б) институты, на основе которых осуществляется управление предприятием; в) регулирующие обмен между контрагентами, включая подбор клиентов, заключение и поддержание контрактов [17, с. 76–87]. Схема позволяет дифференцировать институты формального и неформального рынка более детально, нежели простая констатация, что формальные институты существуют в виде законов и контрактов, а неформальные представлены социальными нормами и договоренностями.

Институты рынка, обеспечивающие права собственности, в формальной экономике представлены нормативно установленными процедурами регистрации, лицензирования, сертификации. Далее необходимо легализовать притязания на доходы, что включает уплату налогов, соблюдение законных требований фискального и организационно-правового характера. В теневой и криминальной экономике игнорирование этих норм восполняется следованием иным правилам. Так, взятки и «откаты», а также оплата государственных и частных «крыш» обеспечивают доступ к ресурсам, а притязания на доходы осуществляются в форме воровства, ухода от налогов и оплаты фиктивных услуг как способа вывода средств из контролируемой зоны. В криминальной экономике меры, регулирующие притязания на ресурсы и на доходы, могут быть более жесткими, включая криминальные «разборки» и заказные убийства.

Формальные и неформальные институты, на основе которых осуществляется управление фирмами, также различаются. Это уже внутренняя сторона деятельности организации. Важно подчеркнуть, что неформальные институты управления активно и эффективно используются на предприятиях, которые по характеру связей с властными органами и рыночными контрагентами относятся к формальному сектору рынка. В этом состоит существенное отличие от институтов прав собственности, которые более отчетливо дифференцируют легальный и теневой рынок.

Система формализованных правил достаточно эффективно дополняется в организациях системой неформальных норм и отношений, которая позволяет снимать возникающие напряжения, оптимизировать те или иные формальные процедуры, артикулировать интересы субъектов, ограниченные или полностью блокированные в рамках формальной системы отношений.

Неформальные нормы пронизывают все без исключения аспекты управленческих схем[4]. В организации преобладают (или, как минимум, присутствуют) неформализованные и персонализованные договоренности по поводу распределения работы, режима и оплаты труда, карьерного роста и т. д. Прием на работу осуществляется преимущественно по рекомендации работников, как правило, на основе дружественных и родственных связей. Неформальные отношения с руководством влияют и на размер заработка рабочих. Даже штрафные санкции, существующие в формальной структуре любой организации, в неформальных сделках становятся предметом торга. Обнаруженные руководителями, но оставленные без наказания нарушения работников формируют систему зависимостей, которая имеет персонифицированный характер, на основе чего строится сложная система неформальных трудовых отношений.

Если основой формальной подсистемы организаций является предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая представлена совокупностью целевых групп, связанных посредством должностной иерархии, то неформальная подсистема представляет собой связи и отношения в группах, не носящие заранее спроектированного и директивно установленного характера. Она включает личные связи внутри групп, систему отношений престижа, вырабатываемые группой нормы поведения, групповые идеалы и ценности, систему неформальных компромиссов и договоренностей, существующих поверх формальной структуры. При этом ресурсный потенциал субъектов трудовых отношений в отстаивании своих интересов видится в сочетании формальных и неформальных правил поведения, разделяемых в данной организации.

Институты, которые регулируют процесс рыночного обмена, включают правила подбора клиентов, заключения и поддержания контрактов. Если формальные контрагенты подбираются на основе процедур, обезличенно ранжирующих потенциальных партнеров с точки зрения предполагаемой доходности сделок с ними (реклама, маркетинговые исследования, аукционы, тендеры и т. д.), то при выборе неформальных партнеров ориентируются на персонифицированные отношения, в основе которых лежат рекомендации, а также симпатии, порождаемые сходством образования, биографий, культурных капиталов. Приоритет имеют члены «своих» деловых сетей, доверие к которым является основным мотивом выбора их в качестве партнеров[8].

Неформальные сделки не облекаются в контракты, стало быть, не могут формально страховаться или разбираться в суде. Это относится к сделкам с партнерами, работниками, кредиторами и др. Здесь работают неформальные договоренности, зачастую подкрепленные поручительством авторитетных лиц. Механизм принуждения к исполнению неформальных обязательств строится на силовом давлении, с одной стороны, и на угрозе исключения из деловых сетей, с другой.

Таблица 1

Формальные и неформальные институты рынка

Институты рынка Формальная экономика Неформальная экономика
Права собственности:    
А) притязания на ресурсы Лицензии, сертификаты, регистрация Взятки, «откаты», теневое лоббирование, оплата услуг силовых партнеров
Б) притязания на доход Формальные основания распределения прибыли (в т. ч. уплата налогов), начисления заработной платы, премии Воровство, уход от налогов, оплата фиктивных услуг
Управленческие схемы Должностные полномочия, технические задания, коллективный договор, штатное расписание, трудовые контракты, нормативы труда, уставы Отношенческие контракты, неконтрактные найм и регламенты, договоренности, личная зависимость, покрываемые нарушения
Правила обмена:    
А) подбор клиентов Реклама, маркетинг, тендеры, аукционы, проверка кредитной истории, анализ финансовых отчетов Культурное подобие, общие деловые сети, схожее образование, рекомендации, симпатии, доверие
Б) заключение контрактов Контракт, залог, гарантии, страхование Неформальные договоренности, доверие, поручительство
В) поддержание контрактов Арбитраж, опись имущества, арест банковского счета, судебные предписания Силовое принуждение, физическая расправа, исключение из деловой сети, социальная изоляция

Институты нерыночной части неформальной экономики: выбор партнеров, ресурсообразование, экономические отношения, привилегии.

Нерыночные сегменты неформальной экономики (домашняя и реципрокная) не имеют аналога в экономике формальной, что позволяет определять их как деятельность не «вопреки», а «вне» формальных институтов хозяйствования.

Нерыночные сегменты неформальной экономики (домашняя и реципрокная) не имеют аналога в экономике формальной, что позволяет определять их как деятельность не «вопреки», а «вне» формальных институтов хозяйствования. Соответственно институты, регулирующие эту сферу, являются не функциональными заменителями формальных правил, а исторически сформировавшимися правилами поведения в приватной жизни. Речь идет об институтах, регулирующих следующие процессы:

— выбор партнеров,

— формирование ресурсных основ хозяйствования,

— установление и поддержание экономических отношений,

— легитимация претензий на привилегии.

Выбор партнеров в домашней и реципрокной экономиках представляет собой компромисс между симпатиями и выгодой[6]. В домашней экономике речь идет о выборе супруга(и), других членов домохозяйства, что формирует его внутреннее членство. В реципрокной экономике выбираются внешние контрагенты, определяющие конфигурацию сетей дарообмена. Институционально определены формы демонстрации симпатий, а также способы конспирации корыстных намерений. Правила поведения при выборе партнеров дифференцированы в отношении социальных групп. Диапазон санкций против нарушителей правил чрезвычайно широк: от лишения части социального капитала до полной обструкции и социальной изоляции.

Выбор партнеров предельно ритуализирован. Поведение выбирающих и выбираемых субъектов символически нагружено и подлежит декодификации на основе культурного подобия. Существует огромная палитра невербальных средств отказать желающим войти в сеть или домохозяйство. Равно как и приглашение к участию в домашней или реципрокной экономиках выражается через серию знаковых поступков и далеко не всегда сопровождается вербальными призывами «дружить домами» или предложениями «руки и сердца».

Все этапы выбора партнеров, включая выражение намерений, распознавание ответа, закрепление нового качества отношений, оформлены институционально, то есть осуществляются согласно заведенному порядку. Этот порядок не прописан формально и не фиксируется контрактами, но детально усваивается в ходе социализации[10]. Данный институт предполагает ограничение свободы выбора, нормативно предписывая статус партнера определенному кругу лиц. Например, практически обязательно участие в дарообменных сетях близких родственников даже при отсутствии к ним личных симпатий. Институт выбора партнеров формирует субъектный состав домашней и реципрокной экономик.

По мере определения состава участников происходит формирование ресурсной основы домашней и реципрокной экономик. Ресурсы, используемые домохозяйствами для удовлетворения собственных нужд или межсемейных обменов, представлены различными формами капитала и относятся к структурной части неформальной экономики. Однако способы их привлечения (например, воровство для пополнения экономического капитала домохозяйств) определяются институционально. Сложившиеся в России каналы перетока ресурсов из формального сектора в неформальную экономику устойчивы и детально отлажены, а регулирующие их правила воспринимаются однозначно, о чем свидетельствуют, например, негласные нормы «воровства по чину».

Многообразие форм капитала обусловливает наличие большого количества институтов, определяющих способы концентрации ресурсов в активах домохозяйств. При этом в активах любого домохозяйства находятся ресурсы, сосредоточенные на основе институтов как формальных, так и неформальных. Например, человеческий капитал, образуемый и сертифицированный в рамках формального института образования, соседствует с социальным капиталом, зависящим от соответствия неписаным правилам сетевого членства. Нарушение этих неформальных правил ведет к снижению социального капитала, а следование им поощряется «капитализацией коммуникабельности». Аналогично экономический капитал домохозяйства формируется за счет действий, подчиненных как формальным (например, оплата труда при официальном трудоустройстве), так и неформальным (например, заработки при устном найме) правилам поведения. Поскольку процесс концентрации домохозяйственных капиталов регулируется как формальными, так и неформальными институтами, нет оснований говорить о монополии неформальных правил в ресурсном обеспечении домашней и реципрокной экономик. Ресурсы нерыночной части неформальной экономики регулируются неформальными институтами не исключительно, а наряду с формальными.

Институты, регулирующие нерыночный сегмент неформальной экономики, устанавливают не только способы ресурсообразования, но также ролевую специфику в формировании пакета капиталов. Например, распространены правила игры, при которых ответственность за экономический капитал домохозяйств возлагается на мужчин, а забота о социальном капитале, накапливаемом путем установления и поддержания связей с другими домохозяйствами, достается женщинам. То есть правила игры не только предписывают способы сосредоточения ресурсов, но и отвечают на вопрос о том, кто несет ответственность за различные виды капиталов, обеспечивающих функционирование домашней и реципрокной экономик.

Ресурсы домохозяйств лежат в основе установления и поддержания экономических отношений, как внутренних (домашняя экономика), так и внешних (экономика дара). Можно выделить три типа таких отношений: совместная деятельность, обмен и дотационное иждивенчество. Совместная деятельность возникает в ситуации, когда ресурсы отдельных участников недостаточны и нужна их кооперация. Обмен является способом приобщения к ресурсам сообщества за счет деятельности, осуществляемой на собственной ресурсной базе. Дотационное иждивенчество позволяет слабым выжить за счет ресурсов сообщества. В первом случае происходит слияние капиталов участников деятельности, в результате чего создается продукт или услуга, предназначенная для общего или поочередного использования. Во втором — на базе собственных капиталов создаются продукты и услуги, обмениваемые на другие. В третьем — капиталы используются для создания продуктов, безвозмездно отдаваемых нуждающимся. Подчеркнем, что нуждающиеся выбираются из числа «своих», что позволяет надеяться на ответные услуги с их стороны, то есть расходование ресурсов на дотации компенсируется приростом социального капитала. Это обстоятельство отличает дотационное поведение от благотворительности.

Эти типы экономических отношений работают как в сети, так и внутри домохозяйств. Домочадцы объединяют капиталы, обмениваются продуктами деятельности, содержат слабых. Другое дело, что близость дистанции камуфлирует эти связи. В зависимости от желания они кажутся исключительно альтруистическими или, наоборот, откровенно дискриминационными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: