III. Методика обучения составлению рассказа-рассуждения детей дошкольного возраста

1. Особенности детских рассуждений. На вопрос, доступно ли до­школьнику рассуждение как мыслительный процесс, отечествен­ные психологи (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, П. П. Блонский и др.) отвечают утвердительно. Осмысление причинно-следствен­ных связей начинается уже на период преддошкольного детства. Ребенок четырех - пяти лет ищет основания для суждения, у него возникают простейшие формы рассуждения, заключающие в себе как движение мысли от частного к общему, так и элементы де­дукции. В шесть-семь лет рассуждение приобретает более сложный характер. У старших дошкольников можно наблюдать возникнове­ние элементарной формы логически правильного рассуждения. По мнению А. В. Запорожца, при соответствующем обучении подав­ляющее большинство детей шести-семи лет пользуются формой дедуктивного умозаключения. Особенности детских рассуждений:

1. «Вынужденный» характер рассуждений. Доказательства име­ют место лишь тогда, когда взрослый сомневается в верности вы­сказанного ребенком суждения или прямо требует доказательства путем постановки вопроса «почему?» или указания «докажи».

2. Доказательства обычно кратки (приводится 1 — 2 аргумента). Дети высказывают мысль, ссылаясь на несущественные свойства предметов (явлений). Суждения, высказываемые детьми, катего­ричны.

3. В доказательствах детей чаще всего выделяются следующие аргументы:

- финальные, когда дети указывают на специфическое дей­ствие: «Лучший друг — Вовка. С ним играем, ходим гулять»;

- утилитарные, когда дети ссылаются на пользу: «Любимая игра — футбол, я там выигрываю».

- личностные, в которых проявляется отношение к предмету высказанной мысли или отмечаются некоторые его качества: «Лю­бимая игрушка — кукла, потому что она красивая, у нее краси­вые волосы»; «Любимая игрушка — пистолет, мне дедушка его подарил»;

- авторитарные, содержащие ссылку на чей-либо авторитет: «Я буду учительницей, потому что моя мама учительница»; «Мой лучший друг Сережа, потому что воспитательница говорит, что он хороший мальчик».

4. Дошкольники, высказывая в своих рассуждениях основания для оценки предмета (явления), пользуются словами широкого семантического охвата («плохой», «хороший», «интересно» и др.), не умеют его конкретизировать: и кукла «хорошая», и подруга «хорошая», и книга «хорошая».

5. В рассуждениях детей часто пропущены или одна из посы­лок, или заключение: «Лук сухой, потому что его уже два дня не поливали».

6. Дети испытывают трудности в установлении связей между структурно-смысловыми частями.

Так, большинство детей для связи тезиса и доказательства ис­пользуют союз «потому что», а для формулирования вывода союз «поэтому» («...потому что ты не знаешь правила», «...поэтому его нужно помыть»). Прилагательные обозначают существенные при­знаки предмета или явления («земля должна быть рыхлой и влаж­ной, чтобы в ней росли цветы»). Глаголы имеют форму настояще­го времени, реже прошедшего. Дети употребляют неполные пред­ложения, сложные предложения с придаточными причины. Ши­роко используют слова с обобщенным значением, в частности местоимения и наречия («всё», «ничего», «никогда», «никого», «всегда», «много» и др.): «...потому что Боря не дерется никогда»; «... потому что он никогда ничего не отнимает»; «... потому что боль­ше всего мне помогает»;

Для детских рассуждений характерна рядоположенность ар­гументов, которая выражается в Их простом перечислении, не­редко с повторением союза «потому что» или союза «и» в соче­тании с наречием «еще»: «У меня есть друг Дима. Мы с ним никогда не ссоримся и всегда делимся. И еще мы с ним всегда вместе играем».

В единичных случаях при первом аргументе дети используют слово «во-первых», хотя при последующих нет ожидаемых «во-вторых», «в-третьих».

Объем высказываний в среднем — 10—15 слов, 2 — 3 предло­жения, реже 4 и более.

Частота и характер высказываний зависят от ситуации обще­ния, от организации детской деятельности.

Особенности детских рассуждений позволили исследователям сформулировать знания, умения и навыки, которые прежде всего необходимо формировать у детей в детских садах. Среди них:

- знание структуры рассуждения и следование ей;

- умение обследовать предметы, вычленять существенные при­знаки для доказательства выдвинутых тезисов;

- умение отбирать аргументы для доказательства;

- умение устанавливать разнообразные связи, и прежде всего причинно-следственные;

- владение навыками анализа, синтеза, сравнения, обобще­ния;

- умение использовать различные языковые средства для связи смысловых частей («потому что», «так как», «поэтому», «значит», «следовательно», «во-первых», «во-вторых»);

- умение включать рассуждение в другие типы высказываний.

2. Методика обучения детей рассуждениям. Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи. Поэтому обуче­ние рассуждению целесообразно начинать с развития у детей уме­ний выделять и обобщать признаки, действия, устанавливать между ними логические связи, решать проблемные ситуации в разных видах деятельности. Для этого В.И.Яшина, Н.В.Семенова реко­мендуют использовать:

- разнообразные наблюдения за живой и неживой природой (видеть и анализировать сезонные изменения в природе), вопро­сы типа: «Почему осенью листья меняют цвет и раскрашиваются разными красками?»; «Куда улетают птицы?»; «Почему их назы­вают перелетными?» и др.;

- различные опыты с водой, снегом, льдом, деревом, метал­лом и т.д. В процессе их проведения дети высказывают свои пред­положения и объясняют, почему они так думают; - речевые игры и упражнения: «Небылицы в картинках» (кар­тины с изображением несуществующих в природе животных, ра­стений, с нарушением закономерностей сезонных явлений. Дети должны объяснить, что и почему не так, как должно быть на самом деле); «Лишний предмет» (определить, какое из изображе­ний лишнее и доказать почему); «Похожи — не похожи» (сравне­ние изображений различных природных объектов, игрушек, на­пример: стрекоза и бабочка); и др.;

- проблемно-речевые ситуации. Например, ситуация «Как спа­сти зайку?» Детям предлагается следующая ситуация:

Зайка оказался один в открытом море после кораблекрушения. Перед детьми несколько предметов — деревянная палочка, игрушечная тарел­ка, лист чистой бумаги, ведерко, сдутый воздушный шарик. Детям пред­лагается выбрать из них те, при помощи которых можно спасти зайку и обосновать свой выбор.

- чтение художественной литературы с последующим ее об­суждением. Например, после чтения сказки А. С. Пушкина детям можно задать вопросы: «Каждый раз, когда старик приходил про­сить рыбку, на море была разная погода. Почему?»; «Почему у старухи опять оказалось разбитое корыто?»; «Почему старик не взял выкупа с рыбки?» и т.д.

На следующем этапе обучения следует формировать у детей знания о структуре текста, учить подбору аргументов для доказа­тельства, использовать оптимальные средства связи.

Приведем фрагмент занятия, который рекомендует Р.И.Ни­кольская для знакомства со структурой рассуждения:

Ребята, все вы любите задавать вопрос «почему?» Послушайте, как об этом написано в рассказе Ф. Кривина «Почему в мире так много почему?» (Педагог читает.) Вот как много вокруг «почему?» и все требуют, чтобы мы объяснили, ответили на эти вопросы. А когда мы отвечаем, мы строим текст, и называется он — рассуждение.

Все вы знаете сказку «Снегурочка». А можете объяснить, почему дед и баба назвали свою дочку Снегурочкой? (Потому что она из снега была сде­лана; потому что дед и баба дочку из снега слепили.)

Верно, вы поняли, а вот построить полностью текст своего рассужде­ния не смогли. Вот послушайте полное рассуждение в сказке: «Дед и баба назвали свою дочку Снегурочкой, потому что она была слеплена из сне­га». Что вы пропустили в своем рассуждении? (Дед и баба назвали свою дочку Снегурочкой.)

Правильно, это начало. Без него непонятно, что мы хотели объяснить в своем рассуждении. Значит, рассуждение состоит из начала и объясне­ния. Послушайте еще раз полное рассуждение в сказке. (Читает). Так где здесь начало? (Дед и баба назвали свою дочку Снегурочкой.)

Правильно. А где здесь объяснение? (Потому что она была слеплена из снега.) Правильно. Теперь давайте еще раз скажем все рассуждение полно­стью [88].

Н.В.Семенова предлагает знакомить детей со структурой тек­ста с помощью моделирования. Первая модель — пирамидка, у которой нижняя часть — тезис, средняя — доказательство, а верх­няя — вывод. Вторая модель представлена в виде трех геометри­ческих фигур: круг — это тезис, прямоугольник — доказатель­ство, а треугольник — вывод. Третья модель — ромашка, каждый лепесток которой представляет одно доказательство.

Можно также использовать следующие методы:

- создание ситуации. Например, в групповой комнате «не­ожиданно» появляется гость — попугай. Чтобы педагог разрешил его оставить, необходимо привести как можно больше аргумен­тов. На детские аргументы воспитатель отвечает контраргументами;

- организацию соревнования (одна команда предлагает тезис, другая команда доказывает тезис и делает вывод);

- объяснение пословиц и поговорок, отгадывание загадок;

- решение речевых логических задач. Например:

На дворе стоял солнечный майский день. Вся лужайка перед домом была желтой: так много на ней цвело одуванчиков. Но вот наступил вечер. Солнце спряталось за деревьями, начало быстро темнеть. И вот чудо — лужайка перед домом стала совершенно зеленой! Как вы думаете, поче­му лужайка стала зеленой?

Чтобы дети употребляли языковые средства для связи смысло­вых частей, им можно предложить следующее:

- решить спор Незнайки со Знайкой, доказать, например, что страус не животное, а птица. Воспитатель может использовать кар­тинки, где представлены основные признаки птицы: клюв, кры­лья, перья, как она питается, как высиживает птенцов. При дока­зательстве дети должны выдвинуть как можно больше аргументов и сделать вывод, используя слова, «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», «следовательно», «таким образом», «значит»;

- игры «Почемучка» (Сначала дети задают вопросы педагогу). Он отвечает на них, используя союз «потому что», слова «так как», «в связи с этим». Затем взрослый задает вопросы детям. Ре­бенок, ответивший правильно, получает карточку с изображени­ем вопроса. Набравший большее количество вопросов становится главным почемучкой.) и «Составь одно предложение» (педагог предлагает детям два простых предложения, а дети должны из них составить одно предложение со знакомыми союзами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: