double arrow

II. Методика обучения составлению повествовательных рассказов

1. Особенности повествовательных рассказов детей дошкольного возраста. Повествование — это тот тип речи, который в силу возрастной активности, деятельностного характера дошкольни­ков привлекает их больше других и чаще создается ими в речевой практике. Однако, как показали исследования (О.С.Ушако­вой, Н.Ф.Виноградовой, В. В. Гербовой, Т. И.Гризик, Н. В.Елкиной), дети испытывают затруднения в освоении повествовательных монологов данного типа.

Повествовательные рассказы детей характеризуются следующим:

- ребята затрудняются в определении главной темы повество­вательного рассказа. На вопрос «О чем этот рассказ?» дети чаще всего начинают или пересказывать текст, или отвечают не по су­ществу;

- повествование у многих детей не имеет четкой структуры: в их рассказе часто пропускается какая-то структурная часть (на­чало, середина, конец), нарушается последовательность действий в основной части, наблюдается беспорядочность изложения, от­ступление от первоначального замысла, стандартность и стерео­типность зачинов, логическая незавершенность рассказов;

- в рассказах детей нет достаточно полной и четкой характе­ристики героев, редко встречаются описание природы, прямая речь;

- чаще всего дети используют такие средства выразительно­сти, как назывные и бессоюзные предложения, инверсию, сино­нимы, антонимы, эпитеты. Сравнения и метафоры встречаются в единичных случаях;

- типичный недостаток детских повествований — большое ко­личество пауз; частое использование повторов какого-либо из членов предложения, а также союзов, местоимений, обстоятельств времени и места («потом», «там», «тут»), что характерно для фор­мально-сочинительной связи между предложениями. Вместо связ­ного текста образуется несколько предложений, объединенных одной темой;

- для детских рассказов характерны однообразные, однотип­ные по структуре предложения (в основном простые и сложносо­чиненные), сложноподчиненных почти нет.

- дети не умеют детализировать действие, расчленять на со­ставные части. Поэтому их рассказы схематичны, они не передают настроения, динамики. Схематичность детского повествования ярко видна при сравнении сочинений ребенка и взрослого на одну и ту же тему. Например:

Я пошел на горку. Горка была ледяная, крутая и длинная. Я нашел кар­тонку и начал кататься. Хорошо катался. Только трудно забираться на гор­ку» (рассказ ребенка).

Ср.:«Никита спустил скамейку на снег, сел на нее верхом, крепко взялся за веревку, оттолкнулся ногами раза два, и... Вниз, все вниз. Скамейка пронеслась по воздуху и скользнула на лед. Пошла тише, тише и стала, Никита засмеялся, слез со скамейки и потащил ее в гору, увязая по коле­но» (Л. Н.Толстой).

Учитывая специфику повествования как типа монологической речи и особенности детских повествовательных рассказов, исследо­ватели определили круг знаний, умений и навыков, которыми дол­жны овладеть дети в дошкольных учреждениях. К ним относятся:

- умение определять тему рассказа, давать заголовок;

- знание структуры рассказа и умение следовать ей;

- владение разными способами зачинов рассказов;

- соблюдение последовательности в переходе от одной мысли к другой, умение логически завершать рассказ;

- умение пользоваться разными типами связей между предло­жениями;

- владение разнообразными средствами выразительности, уме­ние точно подбирать слова по смыслу;

- использование различных синтаксических конструкций пред­ложений;

- умение вставлять в рассказ описание, рассуждение.

Формирование вышеназванных умений поможет детям создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. Обучая этим умениям, воспитатель помогает детям осознать особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные высказывания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: