Лекция 2. Методика развития связной речи дошкольников

I. Методика развития связной описательной речи дошкольников.

1. Особенности описательных рассказов детей дошкольного возра­ста. Особенности описательной речи дошкольников были предме­том внимания многих педагогов (В.В.Гербова, Н.Ф.Виноградо­ва, О.С.Ушакова). Анализ их исследований позволил выделить следующие ошибки, характерные для детей разного возраста:

- многие высказывания детей непоследовательны, одна мысль вклинивается в другую, отсутствует определенный порядок опи­сания признаков. Например, описывая медвежонка, ребенок мо­жет начать описание с головы, затем отметить особенности кос­тюма и вновь вернуться к голове;

- дети не знают, как начать и как закончить описан ие. Боль­шинство высказываний не имеют завершающего предложения; они заканчиваются на каком-то признаке или словом «все». Напри­мер: «У зайчика брюки голубые. У него лапки есть и ушки. В кор­зинке есть еще цветочки. Всё»; «У меня мишка в красной рубашке и в красной шапочке. У него красные брюки»;

- в описаниях детей нет яркого, четкого образа предмета, они не умеют передавать взаимодействие этого предмета с окружаю­щей средой, в ычленять его существенные признаки. Например: «Петух. Травка и цветочки. Гребешок. Хвостик. Крылышки и шейка. Земля. Небо»;

- дети могут составить рассказ, не назвав его объект: «У него красная шляпка. У него балалайка с бантиком. У него кофточка красная с зеленым»;

- в рассказах детей преобладают простые предложения, иногда с однородными член ами. Много пауз, повторов, слов «здесь», «там», «тут», «такой». Например: «Этот зайчик сделан из дерева. У него здесь капельку синее и серое. У него платьице крас­ное, ботиночки тоже. Ручки у него серенькие, бантик у него бе­ленький»;

- объем детских описаний небольшой, но с возрастом он уве­личивается: у детей 4 лет в среднем текст состоит из 17 слов и 5 предложений; у пятилетних — из 28 слов и 7 предложений.

Недочеты детских описаний чаще всего связаны с тем, что дошкольники не умеют рассматривать то, о чем говорят, и выде­лять детали и части, из характеристики которых складывается об­щая картина, не умеют вычленять существенные признаки.

Учитывая специфику описания как типа монологической речи и особенности детских описательных рассказов, исследователи оп­ределили круг знаний и умений, которыми долж­ны овладеть д е т и. К ним относятся:

- умение видеть красоту и неповторимость каждого предмета (явления);

- умение выделять в предметах существенные, характерные признаки, соединять, группировать признаки, адекватно обозна­чая их словами;

- умение соотносить свое описание с рассматриваемым объек­том;

- знание структуры описательного рассказа, умение следовать ей, пользуясь разными видами последовательности (слева — на­право, справа — налево, сверху — вниз, снизу — вверх, по кругу, по диагонали);

- умение высказываться о признаках предложениями разной синтаксической конструкции;

- умение использовать различные связи между предложениями;

- умение пользоваться разнообразными средствами выразитель­ности;

- умение давать подробное, развернутое, и сжатое, краткое, описание;

- умение включать описание в другие виды высказываний.

Вышеназванные знания, умения и навыки составляют содер­жание обучения детей описательным рассказам в детском саду, которое конкретизируется в программе по каждой возрастной группе.

2. Обучение дошкольников описательным рассказам. Обучение до­школьников описательным рассказам — это первая ступень в фор­мировании навыков связной монологической речи. Необходимость и важность обучения детей данному типу рассказывания подчерки­вали К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, О.С.Ушакова, А.М.Де­ментьева, В.В.Гербова, Н.Ф.Виноградова, А.А.Зрожевская, Л. Г. Шадрина и др.

Обучение описанию оказывает разностороннее влияние на по­знавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухо­вого и тактильного восприятия, памяти, воображения. В процессе составления описательных рассказов дети учатся выделять и сопо­ставлять существенные признаки предмета, осмысливают их со­отношение с другими предметами. У них развивается наблюда­тельность, умение анализировать и сравнивать.

В детских садах дошкольников учат следующим видам описа­тельных рассказов:

- описанию игрушек и натуральных предметов;

- описанию картин.

Обучение детей каждому виду описания имеет свои особен­ности.

1). Методика обучения описанию игрушек и натуральных предме­тов. Дети описывают то, что воспринимают в настоящий момент. Видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Его наглядно воспринимаемые качества облегчают под­бор соответствующего словаря, сочетания слов во фразе, форм согласования между собой разных частей речи.

Объектами описания могут быть любимые игруш­ки, домашние животные, животные уголка природы, новогодняя елка, костюмы персонажей детских праздников и т.д. Главное, чтобы вызываемый образ оставил яркий след не только в созна­нии малышей, но и оказал влияние на их чувства Для рассматривания предметов и составления рассказов о них следует отбирать игрушки с ярко выраженной индивидуальностью. Например: котенок с забавным выражением мордочки; неуклю­жий, с широко открытыми глазами утенок.

Показ объекта должен сопровождаться точной и эмоциональ­но-яркой словесной характеристикой его качеств, особенностей, действий.

В процессе обучения младших дошкольников объект описания целесообразно вносить в группу до занятия, чтобы дети имели возможность лучше рассмотреть его, коснуться руками, что по­зволяет не отвлекать ребят на занятии во время сообщения о нем.

В старших группах игрушки лучше вносить прямо на занятие, но закрытыми в коробке или ящике.

После занятия предмет можно оставить на видном месте, что­бы дети продолжали играть с ним и упражнялись в составлении рассказов.

По мере усвоения навыков описания рекомендуется вводить в обучение новые виды работы: в средней группе — описание по памяти; в старшей — описание на основе воображения.

Обучению детей рассказу-описанию предшествует подготови­ тельная работа. Ее цель — развитие наблюдательности у детей, достижение ими уровня речевого развития, необходимого для со­ставления рассказов (формирование лексического запаса речи, развитие и закрепление навыков построения предложений, ком­муникативных умений и навыков для полноценного общения де­тей с педагогом и между собой в процессе занятий).

Для развития наблюдательности используются дидактические игры: «Узнай, что изменилось»; «Что одинаковое и разное»; «У кого какой предмет»; «Угадай по описанию» и др.

Для подготовки красочных, образных описаний проводятся разнообразные упражнения на использование выразительных средств: подбор эпитетов («Это яблоко. Какое оно?»), сравнений («На что похожи облака на небе?»; «С чем можно сравнить снег?»), сино­нимов («Веревка крепкая. Как сказать по другому? Прочная»), антонимов (глубокий — мелкий).

Методы подготовительной работы используют также при обу­чении детей описанию на занятиях.

· Занятия по описанию начинаются с рассматривания предме­тов, т. е. сенсорного обследования, включающего:

- восприятие предмета в целом;

- вычленение его характерных особенностей;

- определение пространственных взаимоотношений частей от­носительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.);

- вычленение более мелких частей или деталей предмета и ус­тановление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

- повторное целостное восприятие предмета.

(Возможны и другие варианты последовательности).

Воспитатель обращает внимание детей на характерные особен­ности их внешнего вида (форма, цвет, материал), следит за пра­вильным использованием слов при их определении.

· Описание строится по вопросам педагога. Используются раз­личные вопросы:

- прямые («Какого цвета утенок?»);

- подсказывающие искомые признаки («Ребята, вы не видели желтого игрушечного утенка?»); - поисковые («Почему зайчонка назвали Ушастиком? Почему щенка назвали Чернышом?»);

- побуждающие к сравнению, метафоре («На что похожи глаз­ки лисенка?»; «Что напоминают лапки утенка?»).

· После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая по­слушать рассказ-образец который должен служить примером точ­ной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычле­няемыми в нем качествами, признаками, деталями.

Рассказ-образец педагога дол­жен быть содержательным, интересным, лаконичным, четким по построению и эмоционально выразительным.

Образец может использоваться в начале, середине и конце заня­тия: это определяется уровнем умений детей. Чтобы ребята не копи­ровали его целиком, педагогу нужно вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить ребята, а об однотипной (кукла с косичками и кукла с бантиками, красная и зеленая пирамидки и т. д.). Тогда дети смогут проявить самостоятельность и инициативу.

Образец может представлять собой полное законченное описа­ние или только часть рассказа. Это зависит от подбора предметов и игрушек, от их количества, от возраста и уровня речевого раз­вития детей.

По мере овладения описательными умениями дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала план состоит из 2 — 3 вопросов («Сначала расскажите, как называется игруш­ка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть»). По­степенно он усложняется, в него добавляются вопросы: «Из како­го материала сделана эта игрушка?»; «Нравится ли она тебе?»

Повысить интерес к описательному рассказу помогают следу­ющие приемы.

1. Мотивация, которая придает смысл деятельности. Исследо­ватели (Л.С.Славина, Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, В.В.Гербова и др.) предложили игровой тип мотивации, ставящий ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное поло­жение. (Например: сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись.)

Мотивом может служить стремление ребенка участвовать в игре. В.В.Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья»; «Мастерс кая по пошиву обу­ви»; «Демонстрация моделей одежды»; «Выставка машин» и дру­гие, — в которых предполагается выполнение определенных ро­лей, связанных с необходимостью описать тот или иной пред­мет.

Мотивом может быть желание получить игрушку. Например: игра «Магазин игрушек». Игрушку продадут только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.

2. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов. Например, вот как могут быть составлены описания на тему «У кого какой зверь»:

Педагог Ребенок
У меня утенок У меня цыпленок
Утенок желтый И цыпленок желтый
У утенка большие красные лапы У цыпленка лапки маленькие

Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличаю­щиеся незначительным количеством признаков. Затем можно ис­пользовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и гусе­нок, медведь и заяц, курочка и козлик).

3. Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).

4. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.).

5. Коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой — одежду, третий — предмет, находя­щийся у него в руках или за спиной.

6. Использование схем, моделей.

7. Чтение художественных произведений.

8. Поощрение за рассказ, за дополнение прослушанных рассказов разными предметами (ленточками, флажками, фишками). Напри­мер, воспитатель обращается к группе: «Сегодня вы будете расска­зывать о хорошо знакомых вам вещах. Вы должны внимательно слу­шать выступления сверстников и стараться дополнить их. За каждое дополнение вы получите зеленую фишку. В конце занятия мы по­считаем фишки и узнаем, кто лучше всех дополнял прослушанные рассказы. Дети, которые будут рассказывать, тоже могут получить фишку другого цвета, например оранжевую, если их описания бу­дут точными и подробными и никто не сможет их дополнить».

9. Оценка детских рассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стреми­лись подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Исследо­вания показали, что дети лучше воспринимают оценку, исходя­щую от игрового персонажа или связанную с игровой мотивацией. Они не обижаются и пытаются исправить указанные ошибки. На­пример: «Молодец. Ты очень подробно описал зайчонка, ничего не пропустил, но рассказал не по порядку, и слушать тебя было труд­но. Попробуй еще раз».

Оценка дается каждому рассказу. Нужно стараться найти в каж­дом высказывании что-то, заслуживающее похвалы (старание, последовательность, удачные слова и обороты и т.д.). Оценка долж­на быть краткой и содержательной. В старшем дошкольном возра­сте можно привлекать детей к взаимооценке.

10. Повысить интерес к занятиям помогает изменение формы их проведения. Обучение описанию может осуществляться через дидактические игры, игры-путешествия, организацию различных выставок, на которых дети выступают в роли экскурсоводов, и т.д.

2). Методика обучения описанию картин. Занятиям с картиной в детских садах по развитию речи отводится одно из главных мест во всех возрастных группах. Дети дошкольного возраста любят рас­сматривать картины, делиться своими впечатлениями с окружа­ющими о том, что они видят.

Рассказ по картине — это разновидность рассказа по восприя­тию. Но он сложнее предыдущего, так как при рассматривании картины ребенок вместо реального предмета или группы предме­тов, воспринимает лишь с помощью зрения отраженный образ предмета или сюжета в зримых, в известной мере условных обра­зах (не ощущается объем предмета, величина его условна и может быть более или менее реальной).

Рассматривание детьми картины — сложный мыслительный процесс. И от того, что ребенок увидит на картине, как поймет изображенное на ней, во многом зависит последующее описание ее ребенком.

В целях обучения дошкольников описательным рассказам ре­комендуется проводить следующие виды занятий с картинами: составление рассказов по предметной картине; составление рассказов по сюжетной картине; составление рассказов по пейзажной картине и натюрморту.

Занятия по обучению детей описанию предметной картины ана­логично занятиям по описанию игрушек (предметов). Руковод­ство восприятием предметной картины должно быть направлено на то, чтобы помочь детям «узнать» знакомые признаки предме­та, изображенного на ней.

Для составления описательных рассказов могут использоваться уже известные детям и новые картины. Занятия состоят обычно из двух частей: рассматривания картин и обучения составлению опи­саний по картине.

Более интересной и трудной задачей для детей является описание сюжетной картины. В данном случае важно понять ее содержание, а для этого установить разнообразные связи: не только узнать изобра­женные объекты, их признаки, действия, но и установить место и время действия, отношения между объектами, причинно-следствен­ные связи. Все это и будет признаками (отличительными особенно­стями) картины, которые при ее описании будут перечислены. Описание сюжетной картины ограничивается только ее содер­жанием. Оно начинается с главного в картине, затем постепенно круг рассматриваемых предметов расширяется, устанавливаются связи между ними.

На первоначальных этапах обучения (средняя группа) лучше использовать прием описания картины по частям, связывая их с общим замыслом картины. Например, сначала можно описать жи­вотных, изображенных на картине («Ежи», «Белки»). Во второй части занятия желательно составить рассказ о всей картине: «Те­перь расскажите обо всем сразу».

После занятия картина остается в группе на несколько дней, чтобы дети могли лучше рассмотреть ее, заметить то, чего не за­метили раньше, и начать высказываться.

При обучении описательному рассказу по сюжетной картине используются следующие приемы.

1. Вступительное слово-обращение педагога к детям перед пока­зом картины или краткая, предваряющая процесс рассматривания, беседа с детьми. Например, детям предлагается составить рассказ по картине «Лиса». До начала ее рассмотрения старшим дошколь­никам предлагается вспомнить, за кем охотится лиса. Дети отве­чают: «За зайцами, птицами». Затем воспитатель спрашивает: «За кем еще охотится лиса-хищница? Посмотрите на картину, и вы узнаете». С помощью новых вопросов он помогает детям рассмот­реть движения зверя, его внешний вид, природное окружение.

2. Вопросы воспитателя. Вопросы должны быть сформулирова­ны так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить разверну­тое высказывание, а не ограничивался одним-двумя словами. Чрез­мерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам, а нечетко поставленные вопросы тормозят развитие у детей рече­вых навыков. Последовательность вопросов должна обеспечивать целостность восприятия.

3. Образец описания картины воспитателем. Своим примером педагог может показать, на что обратить внимание в картине и как точно и выразительно можно сказать об изображенном на ней. Рассмотрим пример описания картины «Таня не боится мороза».

На дворе зима. Таня взяла санки и пошла гулять. На улице морозно, но Танюше не холодно. На ней зимнее пальто. Оно не только теплое, но и красивое. Пальто зеленое. На рукавах и карманах оно отделано коричне­вым мехом. На девочке меховая шапка, черные валенки. Танюша синей лопаткой насыпает снег в зеленое ведерко (О. Соловьева).

Образец может касаться наиболее трудной, менее яркой части картины, а потому и не заметной для детей (это дает им возмож­ность высказаться об остальном). Он может быть дан по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин, может предлагать­ся как начало, а дети продолжают и заканчивают описание, мо­жет заменяться литературным текстом.

4. Прием совместных действий, когда педагог начинает описа­ние, а дети продолжают. Например, воспитатель, рассматривая с детьми картину «Кошка с котятами», описывает кошку: «Пушис­тая, с черной шерстью на голове, на спине. У нее хвостик чер­ный, а кончик хвоста беленький. Где еще у кошки белая шерстка? Расскажите об этом-

3). Самым сложным видом работы с картиной является описание пейзажных картин и натюрмортов. Этот вид рассказывания ис­пользуется в старшем дошкольном возрасте. Рассказы детей по пейзажной картине отличаются «клочковатостью», отсутствием последовательности, примитивным синтаксисом. Трудности по пейзажной картине обусловлены ее статичностью.

К восприятию пейзажных картин воспитатель подводит детей постепенно, опираясь на их эмоциональные переживания, свя­занные с наблюдением природы. Он должен помогать детям уви­деть красоту окружающей природы: восход и заход солнца, оттен­ки зелени при различном солнечном освещении и т.д.

Для лучшего понимания художественного замысла можно ис­пользовать такие приемы, как:

- использование вопросов типа: «Что художнику кажется инте­ресным, красивым?»; «Что художнику хотелось рассказать о?..» Вопросы «про что?..», «о чем?..» помогают определить характер картины, точно характеризовать настроение, которое она переда­ет. При помощи вопросов воспитатель привлекает внимание детей к выразительным средствам;

- использование поэтических произведений (А. С. Пушкина, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина и др.) о природе, музыке. Это, с од­ной стороны, вызывает пристальное внимание к картине, а с другой — подчеркивает ее настроение, помогает подобрать для описания эпитеты, меткие сравнения, метафоры;

- одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему (например: «Березовая роща» И.Левитана и А. Куинджи) помогает увидеть композиционные приемы, кото­рыми пользуются художники для выражения своего замысла;

- сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями. Вос­питатель может задать вопрос: «Видите ли вы здесь что-нибудь похожее на то, что мы с вами наблюдали в парке?»;

- игровые приемы. Можно предложить детям игровые ситуации: «Кто больше увидит»; «Найди дерево по описанию». Также воспи­татель может показать две картины, прочитать отрывки из произ­ведения и спросить: «К какой картине они подходят? Почему?» Можно описать то, что больше всего понравилось в картине, а остальные дети должны догадаться, о каком предмете (месте) идет речь.

Занятия по описанию пейзажной картины строятся следую­щим образом. В начале активизируются личные впечатления детей, сходные с изображением пейзажа на картине, полученные на прогулках или экскурсиях.

Затем рассматривается картина, сравнивается с опытом детей, попутно ведется работа по активизации слов и образных выраже­ний, необходимых для описания. Педагог включает в беседу об­разцы описания остальных фрагментов, чтение подходящих сти­хотворений.

Заканчивается беседа по картине рассказом-образцом воспи­тателя. Дети упражняются в описании пейзажа; педагог оценивает каждый рассказ, отмечая полноту описания, его последователь­ность и художественность.

Аналогичная работа проводится при рассматривании и описа­нии натюрмортов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: