Синтагматическая запись речи

Таким образом, устная речь порождается её субъектом из синтагм и благодаря последовательной и чёткой их делимитации слушатели понимают её содержание одновременно с порождением на основе восприятия их значений. Адресат письменной речи лишён такой помощи со стороны автора. Ему для адекватного восприятия содержания необходимо самостоятельно определить авторскую синтагматическую структуру текста и осознать заложенную в ней интонацию. Однако и в письменной речи для облегчения и ускорения действий читателя есть некоторые традиционные способы и приёмы оказания ему содействия со стороны автора. Письменная речь представлена в виде текста или его фрагмента. Даже лаконичная записка может квалифицироваться как текст, не говоря уже о существовании общепризнанных текстов малого жанра. Такой текст может иметь форму одного предложения, двух трёх и т.д. – в зависимости от количества его мыслей. Эти мысли одна за другой появляются и выделяются в тексте в форме предложений в результате наращения синтагм, Так что утверждение, согласно которому текст строится из предложений, по своей логической основательности соответствует утверждению о том, что здание строится из этажей.

Тексты, как и любая речь, порождаются из синтагм. Синтагмы – это своего рода структурно-содержательные речевые пазлы, которые в результате их последовательного наращения создают синтагматическую (смыслонесущую) структуру текста.

Для наглядности обратимся к устной речи и попытаемся записать её на слух со всеми её особенностями. Но записывать будем не так, как обычно пишут диктанты, не в соответствии с традиционными требованиями, средствами и приёмами письменного оформления речи, а без структур предложений и знаков препинания, потому что знаки препинания, во-первых, полифункциональны, а во-вторых, не всегда соотносятся с интонационным членением речи и её содержанием.

Что же касается предложений, то вполне очевидно, что их в связной устной речи слушатели не разграничивают, а при необходимости её письменного отражения начинают раздумывать над их структурой, границами и выделяют их субъективно, ориентируясь на установленные традицией требования оформления текста. Не случайно при написании диктантов так часто возникает вопрос: «Это уже новое предложение?». Он свидетельствует, что в связной устной речи границы между предложениями на слух не воспринимаются, что предложения и устное общение – явления разных сфер. И это естественно, потому что устное общение протекает на синтагматическом уровне. Слушатели благодаря интонации говорящего легко воспринимают в его речи синтагмы и осознают их значения. Этого им вполне достаточно для адекватного восприятия информации и всех её мыслей, осознаваемых и выделяемых в виде фраз при последовательном восприятии синтагм.

Существуют разные типы записи речи: в виде обычных текстов разных стилей и жанров, фонетическая транскрипция, фонематическая транскрипция. Однако при изучении многих вопросов, относящихся к синтагме, уместно воспользоваться синтагматической записью речи. Она позволит отразить всё то, что мы слышим в устной речи и воспринимаем:

/Была уже по́лночь / $ напра́во / было ви́дно всё село // $ длинная у́лица / тянулась далеко́ / вёрст на пя́́ть // $ всё́ было погружено / в тихий глубокий со́н // $ ни движе́ния / ни зву́ка /// $ даже не ве́рится / что в приро́де / мо́жет быть так тихо /// $ когда в лунную но́чь / видишь широкую сельскую у́лицу / с её и́збами / стога́ми / уснувшими и́вами // то на душе становится ти́хо /// $ в этом своём поко́е // укрывшись в ночных те́нях / от трудо́в / забо́т / и го́ря // она кротка́ / печа́льна / прекра́сна /// $ и ка́жется // что и звё́зды смотрят на неё ласково и с умилением / и что зла́ уже нет на земле / и всё́ благополучно /// $ нале́во с края села / начиналось по́ле // $ оно было видно далеко́ / до горизо́нта // $ и во всю ширь этого по́ля / за́литого лунным светом // то́же / ни движе́ния / ни зву́ка / $

Перед нами синтагматическая запись речи. В ней отражены: 1) все её синтагмы как минимальные компоненты её структуры и содержания (они разграничены наклонными линиями), 2) их последовательность, 3) границы между ними, 4) паузы на месте этих границ, 5) продолжительность пауз (отмечена количеством наклонных линий), 6) компоненты в синтагмах. выделяемые ударением, а следовательно, и по смыслу, 7) все фразы (разделены стрелками) и 8) сообщение в целом. Даже непродолжительной тренировки достаточно, чтобы легко и однозначно осуществлять и понимать такую запись, ибо она отражает всё, что мы слышим и что способствует адекватному восприятию устной речи.

Такая запись вполне отражает сущность синтагматической теории речи, подтверждая, что исходными единицами её порождения и восприятия являются не слова или виртуальные словосочетания, не предложения (простые или сложные): их в записи нет (потому что их нет в устной речи), а синтагмы с их ситуативным значением. Она вполне убедительно свидетельствует, что общение осуществляется на синтагматическом уровне – в момент порождения речи. Синтагмы обычно включают несколько слов, образующих структурно-смысловое единство. Объём каждой синтагмы ограничен физиологическими возможностями человека, в частности его дыханием. Паузы между ними позволяют осознать их в качестве отдельных речевых единиц.

В результате последовательного наращения синтагм формируется синтагматическая структура сообщения. Благодаря интонации синтагмы разграничиваются субъектом в процессе их появления и легко осознаются и осмысливаются слушателями.

Обращаясь к синтагматической записи, можно увидеть, что даже при таком необычном оформлении, отражающем не структуры предложений, а особенности интонации и структуру синтагм, такая запись воспринимается без каких-либо затруднений, вполне адекватно и однозначно. В ней можно выделить ряд структур, состоящих из одной или нескольких синтагм, передающих вполне самостоятельные мысли. Это фразы.

(1) Была уже полночь /

(2) направо / было видно всё село /

(3) длинная улица тянулась далеко / вёрст на пять //

(4) всё было погружено в тихий глубокий сон //

(5) ни движения / ни звука ///

(6) даже не верится / что в природе может быть так тихо ///

(7) когда в лунную ночь / видишь широкую сельскую улицу / с её избами / стогами / уснувшими ивами // то на душе становится тихо ///

(8) в этом своём покое // укрывшись в ночных тенях / от трудов / забот / и горя // она кротка / печальна / прекрасна ///

(9) и кажется / что и звёзды смотрят на неё ласково и с умилением // и что зла уже нет на земле // и всё благополучно ///

(10) налево / с края села начиналось поле //

(11) оно было видно далеко / до горизонта //

(12) и во всю ширь этого поля // залитого лунным светом // тоже ни движения // ни звука.

На наш взгляд, фразы разграничиваются говорящим и слушателем не столько структурно и интонационно (с помощью пауз, подобно синтагмам), сколько содержательно. На это, в частности, указывает тот факт, что в речи нет единой межфразовой паузы. Паузы между фразами могут быть разной продолжительности. Нередки случаи, когда они между синтагмами более продолжительны, чем между фразами. Так что приходится констатировать: разграничиваются фразы в сознании говорящего и слушателя прежде всего на основании содержания – по смысловому принципу.

Устное общение не только осуществляется на синтагматическом уровне, но и исчерпываетсяим. В связи с особенностью восприятия устной речи – это момент её порождения – синтагма становится основной единицей, наглядно отражающей дискретный характер речи и делимитацию её исходных единиц. Синтагмы предстают в ней в виде последовательного наращения конкретной синтагматической структуры, образующей полное сообщение.

Устная речь характеризуется мгновенностью. Она существует в виде озвученного процесса линейного наращения синтагм с их одновременным восприятием слушателем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: