Со второй половины 17 в. французы отодвигают на второй план итальянцев. Именно 17 век – время окончательного формирования социально-культурного феномена. Франция – утверждается династия Бурбонов, последующие два столетия. Первый Бурбон – супруг Марии Медичи Генрих IV. Три вехи, три временные этапа, сыгравших важную роль в художественном развитии. Мария Медичи в 1670 г. становится вдовой – мужа убил наемный убийца.
Первый период связан с Марией Медичи. Ее вдовство сопровождается регентством, т.к. Людовик еще слишком мал для управления, официальное регентство длятся с 10 по 14 год. Затем сложные взаимоотношения королевы-матери с сыном, будущим королем, время изгнания, возвращения, пребывания в Блуа, в Ангулеме, возвращение в Париж. Ей удалось вернуть руководящие позиции с стране – свидетельство этого – грандиозный рубенсовсеий заказ 27 года. Она с 19 по 31 год продолжает управлять государством.
Так что 10-30 годы – время, связанное с Марией Медичи.
Главный оппонентом ей становится кардинал Ришелье. Он интригует, добивается ее изгнания и берет верх. В 30 году она уезжает и в 42 году умирает за пределами Франции.
Период, связанный с Марией Медичи как заказчицей и кардиналом Ришелье. Он не только постоянно вмешивается в политику, но и занимается искусством. Интрига в том, что ММ всегда оставалась итальянкой на французском престоле. То есть, это период заметного внешнего итальянского фактора во французском искусстве.
Следующий период – 30 – начало 40 годов – время, связанное с Людовиком 13. Рядом с ним находится Ришелье. Людовик умер достаточно молодым. Людовик не был настолько безвольным, как у Дюма. Конец правления Людовика 13 – время, когда происходит смена основных лиц государства, на смену Ришелье приходит кардинал Мазарини, его ученик.
Его деятельность сродни Ришелье, есть много совпадений. Мазарини активизируется в последний год жизни Людовика 13 и активизируется в условиях следующего регентства – королевы Анны Австрийской и при малолетнем Людовике 14.
43 – годы – вплоть до первых десятилетий Луи 14 (с 51 года).
На смену Мазарини приходит следующий всесильный канцлер – Жан-Батист Кольбер – крупнейшая административная фигура времен Луи 14. Время его правления – чуть больше полувека. Умирает в 1715 г. Одно из самых продолжительных царствий 17 века.
Это момент, когда Франция не только окончательно оформляется как важная политическая сила – после окончания 30-летней войны, но и когда формируется особый политический феномен – абсолютизм.
Связано с Францией, которая стала главным выразителем этой идеи.
Социально-культурная ситуация в Европе. В первой половине века – колоссальная активность Ватикана, религиозная власть, претендующая на участие в светской жизни Европы.
Вторая половина века: Италия начинает терять силы и активность, а Франция усиливается. Возникает другой феномен – в полной меры сложившейся светской политической власти. Соответственно возникает и особый художественный ответ: Франция провоцирует сложение официального светского искусства рядом с итальянским официальным религиозным искусством.
Особенности французского феномена. Они были определены в самом начале эпохи. В период реформационного движения во Франции были очень сильные протестантские настроения, приведшие к религиозным войнам. Огромная роль Генриха 4 в том, что он сумел заключить политический договор, допустив равноправное сосуществование во Франции двух конфессий, при доминировании католицизма. Но протестанты перестали быть гонимыми, это привело к возникновению равновесия, которого не было в других частях Европы. Даже в Голландии, отличавшейся толерантностью, католики обречены были на подпольное существование.
Баланс был достигнут благодаря деятельности светской власти. Та роль, которую продемонстрировал Генрих 4, стала моделью, последовательно развивавшейся его преемниками – Людовиками 13 и 14. Сложилась особая ситуация – гос. Власть в лице короля выполняла роль верховного арбитра. В этой ситуации популярностью и значимостью должны были обладать определенные этические нормы, поддерживающие идею компромисса между разными социальными группами.
Мирное сосуществование светских и религиозных сил.
В 16 веке самым заметным явлением французского искусства стало развитие Первой и Второй школ Фонтенбло – придворных. Вторая заканчивается при Генрихе 4. Дальше в силу коллизий, конфликтов, борьбы за власть и неопределенности, наступает период стагнации. Старые мастера уходят в прошлое, новых не видно.
10-20 годы – это время некоего разрыва, когда одна традиция уходит, а замены для нее нет.
Мария Медичи обращается к Рубенсу – следовательно, ей некого выбрать из французского окружения и среды.
Самая заметная фигура – Жак Калло.
Необычный и интересный, тесно связанный с Италией. Основная сфера деятельности – графика. Для него важную роль сыграла традиция 16 в. и школа Фонтенбло. Последний представитель – Жак Деланж. О Деланже мало известно, мало дошло. Остались одни гравюры – «Три Марии», жены-мироносцы у Гроба Господня. Однозначные признаки маньеристической концепции.
У Калло есть работы в маньеристическом ключе. Концепция маньеристического пейзажа, плюс новации.
Битва при Авильяно. Внимание сосредоточено на широком панорамном пейзаже – уже не маньеризм, а барокко. Битва растворяется в этой огромной пейзажной структуре. Нет переднего плана и попыток его заполнить, есть стремление дать эффект пейзажного зрелища.
Святое семейство. Отголоски караваджистских приемов. Интерес к источнику света. Здесь в виде свечи на столе – точечное освещение. Плюс сцена бытовая, жанровая.
Виды Парижа. Вид Сены.
Абсолютно новый жанр городского пейзажа. Постановка законов пейзажного построения. Пространство города выступает как главная тема. Внутри стаффаж – фигурки крупнее, чем в битве, не такая степень панорамности. Максимально конкретизированная панорама.
Ранние мастера – художники, связанные с посещением Италии. Это становится заметным направлением художественного движения уже в 16 в., в 17 это продолжается – большая часть европейских мастеров стремятся в Италию. Ищут информацию, которой не хватает на месте.
Эпоха Марии Медичи и Луи 13 –
Клод Вийон. В 10 годы обретался в Риме, посетил Венецию, Неаполь.
Рим оказал на него значительное воздействие. Соприкасается с первой волной караваджизма. Самого Караваджо уже нет в живых, но популярность его велика, волна подражателей.
Пишет, вернувшись в Париж.
Певец. Развитие жанровой темы Караваджо (одна из трех – музицирование, игра в карты, гадание). За пределы этих трех тем Караваджо не вышел, но дальнейшие художники вышли и развивали. Само музицирование превращается в многовариантные постановки – не только группа людей, но и монофигурные композиции.
Типичные караваджистские характеристики. Реальный персонаж, взятый из жизни, подчеркнуто характерный, в современном костюме, очень близко к зрителю, картинная плоскость практически исчезает. Прием типичного для К. внешнего освещения, идущего слева, нет заполнения пространства, только сложно написанный фон с падающими тенями – ощущение пространства.
Сам по себе персонаж введен в какое-то действие – глаза резко отведены в сторону, возможно, он кого-то слушает, готовится петь.
Эсфирь перед Артаксерксом. Отголоски венецианской живописной традиции и постановок, свойственных для Веронезе. Зрелищно и с архитектурой.
Царь Крез получает дань от лидийский (мидийских?) крестьян. Предстает как театральная постановка, решается по схеме Караваджо. Очень характерные персонажи-актеры, исполняющие роли. Есть попытка подчеркнуть социальный статус Креза, но это очень условно. Горностаевая мантия – принадлежность к правителям (и корона). Слуги царя одеты в современные костюмы. Сама композиция строится так, чтобы окончательно разрушить картинную плоскость. Караваджевский стол, выходящий углом на зрителя – мы с другой стороны стола.
СИМОН ВУЭ. Более значительная фигура первой половины 17 в. Стал первым среди французских мастеров, получившим должность Первого художника короля (при Людовике 13). Как и Вийон, проводит десятые годы в Риме.
Но характер его формирования более сложный. Находясь в Риме, он испытывает и демонстрирует противоположные влияния.
Святая Екатерина, 14-15 гг. В ней отголоски формирующегося официального религиозного искусства мастеров Болонской школы – Доменикино. Так он трактует образы своих святых – св. Цецилию. Стремится к идеализации, нет постановочности, связь с реальностью ослаблена. Аристократический норматив, под который подгоняется трактовка религиозных персонажей. Убранство волос жемчугом.
Сцена гадания, 17 в. Задана Караваджо, схожа по композиции. Однозначно караваджистская в плане работы с натурой, с персонажами, взятыми из окружающей действительности (в отличие от св. Екатерины). Гадание развивается дальше. Это обман, который может дальше наращиваться по содержанию мизансцены: пока одна гадает, вторая ворует. Композиционная схема, как у Караваджо, обрез чуть ниже пояса.
Усиливаются черты, свойственные зрелым работам Караваджо, когда у него возрастает роль света. У самого Караваджо светлый фон, еще нет этих свето-теневых приколов.
Тайная вечеря. Караваджистские черты. Стол уходит в глубину пространства – Венецианская традиция середины 16 в., Тинторетто. Но выбор источника света слева, по грязным пяткам – прямая цитата, по драпировке сверху (больший пафос, большая значимость) – все говорит о Караваджо.
Разноплановые работы в итальянском путешествии.
Как только он возвращается в Париж и оказывается при дворе, по сравнению с Вийоном оказывается способным на крупномасштабные произведения. Тут же начинает выбирать из своего багажа черты того из итальянских направлений, которые ему были не очень близки.
Принесение во храм. Это работа в духе Болонской традиции. Картинная плоскость восстановилась, сцена дистанцировалась от зрителя, персонажи идеализировались, архитектура заявила о себе в полной мере, исчез фактор освещенности (рассеянное освещение как световая концепция), цвет стал чисто условным.
Придворная среда диктовала определенные требования. Это должны были быть работы обобщающего характера.
Эмоционально окрашенный рассказ в этих условиях был неактуален.
Рубенс показал французам, каком должна была быть придворная работа. Но чтобы работать, как Рубенс, надо было работать его же живописным началом. Этого не смог никто из французских художников – конкурентов у него не оказалось.
Придворная школа пошла другим путем – путем выбора той художественной системы, которая создавала умозрительную, отвлеченную и говорящую об идеях реальность. Идеи, а не события.
Для этого больше всего подходила идеалистическая традиция Болонской школы. Продемонстрированные в Риме в первые два десятилетия.
Вуэ – классицистическое направление как форма официального придворного искусства.
Аллегория богатства. Образец особенностей, свойственных мастеру. Формально философия Болонской школы. Идеальная действительность, не пересекающаяся с реальным миром. Женский образ последовательно очищен от сиюминутного. Идеальная фигура, цвет, композиция, постановка в виде S-образной фигуры.
Два дополнительных персонажа – амуры – создают круговое движение. Элементы в форме покрывала и крыльев. Разговор о пространстве очень условный. Красивые линии, четко прорисовывающие контуры формы, и блистательная гармония цвета: розоватый, желтый, холодновато-серебристый. Все элементарно раскладывается, нет цветовой сложности. Здесь царит гармония во всем, начиная с композиции до цветового решения.
При однозначной идеализации у аллегорической фигуры своеобразная внешность – тип лица неклассический, вздернутый нос. Идеальный, но характерный.
Парнас. – образец декоративной интерьерной живописи. Четкое структурное построение, равновесие, отсутствие проблемы цвета как такового. У всех муз своеобразные черты женской красоты. Самостоятельный образ. Сама концепция красоты субъективна, зиждется на образце. У итальянцев – антики и Рафаэль. Французы, сохраняя одно, несколько корректируют другое. Понимание фигуры восходит к Рафаэлю, а понимание внешних черт окрашивается идеализируемыми чертами норматива красоты – возможно, какая-то конкретная женщина, популярная при дворе.
ФИЛИПП де ШАМПЕНЬ – второй крупный представитель придворной школы. Появление придворной школы – во многом инициатива Ришелье. Его задача, чтобы были французские мастера, собственная школа, альтернатива иностранцам – Рубенсу и т.д. Шампень по рождению был брюссельцем, где он и формировался как живописец. Поэтому одно из его направлений – портрет. В области портрета он нес ту развитую портретную традицию, которая сформировалась в Нидерландах.
У него два лица – он выполнял большие заказы. Либо портретирование, либо оформление парижских церквей. Два разных мастера как бы.
В портрете он главный придворный портретист – Симон Вуэ на эту роль не претендует, он оформляет королевские апартаменты. Шампень пишет портреты.
Образец –
Портрет кардинала Ришелье, 37 года. По всем правилам парадного портретирования, озвученным в Нидерландах – художник Антонис Мор, работавший при испанском дворе и развивавший концепцию парадного портрета.
В полный рост, точка зрения снизу, на фоне архитектуры, с добавлением драпировки, при всех регалиях. Демонстрационный образ.
Просчитался в пропорциях фигуры – сделал фигуру слишком большой – голова небольшая по отношению к длине тела. Портрет в большей степени демонстрирует одеяние, а не самого кардинала.
Конец Шампеня – полупарадный портрет, пользовавшийся большой популярностью в Нидерландах.
Портрет неизвестного мужчины 59 года.
Не смотрит на зрителя, выглядывая из окна, кладет руку на подоконник, сильно разворачивается вправо и смотрит куда-то. В портрете появляется жизнь, внутренняя интрига.
Портрет английского купца Генри Ролларта, 54 года.
Особенность полупарадных композиций – всегда поясной обрез. Социальные характеристики. В этих портретах может возникать и какая-то внутренняя интрига.
Портрет молодого Кольбера, 55 года. Он еще не занял высшую свою должность. Тоже полупарадный портрет. Тот же формат и свидетельство о деятельности – держит записку. Интересное выражение лица – полуулыбка царедворца.
Большие церковные заказы.