Вопрос36. Понятие специфичности активов

Специфическим называется ресурс, который в случае прерывания сделки не может быть использован в других проектах без ущерба для своей экономической ценности. О мере специфич­ности ресурса можно судить по тому, насколько сократится цен­ность ресурса при его использовании в другом месте.

В литературе выделяются следующие виды специфичности ресурсов*:

1. Специфичность местоположения (site specificity) связа­на со слишком большими издержками перемещения ресурса. Предполагать наличие специфичности местоположения можно, если предприятия находятся в географической близости друг от друга. Примером специфичности местоположения может слу­жить электростанция, построенная в непосредственной геогра­фической близости от угледобывающей шахты. Подобное рас­положение позволяет экономить на транспортных расходах и из­держках, связанных с хранением запасов угля. После первичного размещения активов стороны будут поддерживать двусторонние отношения в течение всего срока эксплуатации электростанции. Сталелитейное производство и прокатные станы также строятся в непосредственной близости друг от друга. Здесь экономия дости­гается за счет отсутствия необходимости разогревать сталь.

2. Специфичность физических активов (physical asset specificity). О специфичности физического капитала говорят, когда стороны или одна из сторон осуществила инвестиции в оборудование с определенными характеристиками, которое имеет меньшую цен­ность при его использовании в других проектах. Примером могут служить печи электростанций, которые обычно рассчитаны на определенный тип угля (с определенной влажностью, содержа­нием серы, химическим составом). Отклонение от типа угля, на который рассчитано данное оборудование, вследствие разрыва отношений с его поставщиком, потребует сложных работ по пере­наладке печи, что связано со значительными затратами ресурсов [Joskow, 1987, p. 171].

3. Специфичность человеческого капитала (human asset specificity). О специфичности человеческого капитала говорят, когда в результате обучения на рабочем месте работники нака­пливают специальные навыки, которые позволяют производить товары и услуги более эффективно, чем это делают такие же ра­ботники, но не обладающие специфическим человеческим капи­талом. Примером специфического человеческого капитала может служить знание менеджером административных особенностей и управленческой культуры той фирмы, в которой он проработал много лет. Эти специфические знания имеют ценность только для данной фирмы и обесцениваются, если управляющий теряет ра­боту в данной фирме, например, в результате враждебного погло­щения управляемой им компании. Понятие специфичности чело­веческого капитала может относиться также к отношенческим на­выкам, которые возникают при работе командой, когда все члены команды хорошо знают друг друга.

4. Специфичность целевых или «предназначенных» активов (dedicated assets). Здесь речь идет об капиталовложениях в ресурсы общего назначения, которые, однако, могут оказаться предназна­ченными для одного-единственного пользователя. Поставщик осу­ществляет эти капиталовложения в надежде продать значительное количество продукции определенному покупателю. Если контракт расторгается, то у поставщика остаются значительные запасы, так как спрос на них со стороны других покупателей отсутствует. Такая же ситуация может сложиться и на стороне покупателя. Если он за­казал большое количество продукции и не получил ее, и не может найти такое же количество продукции на рынке.

5. Специфичность временная (temporal specificity). Это характе­ристика инвестиций, для которых существенное значение имеет координация производства (например, при производстве брой­лерных цыплят имеет значение их свежесть и время выращива­ния, и это усложняет координацию производства; система опера­тивных поставок здесь становится решающим фактором успеха) [Menard, 1996]. Ценность ресурсов, не поставленных вовремя, существенно снижается. Этот вид специфичности был выделен Мастеном, Миханом и Снайдером при анализе издержек орга­низации военно-морского судостроения для того, чтобы подчер­кнуть центральную роль времени и координации в этом виде дея­тельности [Masten et al, 1991].

6. Специфичность репутации, торговой марки (brand name specificity). Это невозвратные инвестиции в создание репутации или в торговую марку, которые потеряют свою ценность, если то­вары или услуги фирмы окажутся низкого качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: