Страхование средств транспорта - один из видов автотранспортного страхования, объектами которого выступают механизированные и другие средства транспорта. Этот вид страхования проводится в добровольном порядке. Договоры страхования транспортных средств заключаются с гражданами России, иностранцами, постоянно проживающими на ее территории, а также с лицами без гражданства.
На страхование принимаются: автотранспортные средства, подлежащие регистрации органами МВД; автомобили, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы (аэросани); водный транспорт, подлежащий регистрации специальными органами; гребные, парусные, моторные лодки; моторные, парусные, моторно-парусные катера и яхты.
Основной договор страхования транспортного средства заключается сроком на один год или от двух до 11 месяцев, дополнительный - на срок, оставшийся до конца действия основного договора.
Страхование производится от:
- похищения транспортного средства или подвесного лодочного мотора – по его стоимости;
|
|
- уничтожения транспортного средства - по стоимости (с учетом износа) за вычетом стоимости остатков, годных для дальнейшего использования;
-повреждения транспортного средства - по стоимости ремонта в следующем порядке: стоимость новых частей, деталей и принадлежностей уменьшается соответственно проценту износа, указанному в договоре страхования, к полученной сумме прибавляется стоимость ремонтных работ, а затем вычитается стоимость остатков, годных для дальнейшего использования, переоценивается по проценту износа и степени их обесценивания, вызванного страховым случаем. В сумму ущерба включаются также затраты по спасению транспортного средства.
Страховщик оплачивает работы по составлению сметы затрат на ремонт, но не оплачивает ущерб потери товарного вида транспортного средства. Страхование средств транспорта, при котором страховщик возмещает ущерб, нанесенный страхователю при повреждении или гибели только самого перевозочного средства (исключая перевозимое имущество, багаж и т. д.), называется страхованием КАСКО. Однако в российской практике страхования автотранспорта популярно комбинированное страхование, когда страхуется не только транспортное средство, но и ответственность автовладельца, а также багаж идополнительное оборудование.
Варианты страхования различны, поэтому страхователь может выбрать полное или частичное возмещение ущерба, нанесенного в результате повреждения, уничтожения, утраты (угона) транспортного средства. Однако не возмещаются убытки, возникшие в результате военных действий, а также маневров и иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений и т.д.
|
|
Комбинированное страхование автомобиля, водителя ибагажа (авто-комби) осуществляется в двух вариантах:
-с полным возмещением ущерба и уплатой платежа по тарифу;
-с собственным участием страхователя в возмещении ущерба (франшизой) на определенную сумму и уплатой платежа по тарифу.
По такому договору ущерб в размере франшизы не возмещается. Кроме того, водитель и страхователь считаются застрахованными на случай смерти при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) с участием данного автомобиля.
Полное страхование (от всех рисков) представляет собой наиболее широкое страховое покрытие, которое предусматривает возмещение страхователю убытков.
Более общую проблему в системе страховых отношений, нежели страхование транспортных средств личного пользования граждан, составляет страхование транспортных рисков.
Транзитное страхование заключается на срок до 30 дней с целью обеспечения страховой защиты на время перегона транспортного средства к месту назначения.
Страхование водителей транспортных средств и пассажиров от несчастных случаев (этот вид страхования не следует путать с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств), по которому страховщик обязуется выплачивать страховую сумму, если вследствие ДТП застрахованный получил ранение или увечье, длительную или постоянную утрату трудоспособности либо умер.
Автомобили и другие средства транспорта могут быть застрахованы либо в размере их действительной стоимости (за вычетом износа), либо, если это предусмотрено договором, на любую меньшую страховую сумму. Во втором случае страхование проводится по принципу пропорциональной ответственности. Дополнительное оборудование и предметы багажа автомобиля по желанию страхователя могут страховаться вместе (в общей сумме) со средством транспорта или раздельно.
При страховании автомобиля могут быть также застрахованы от несчастного случая (дорожно-транспортных происшествий, влекущих ранение или увечье, длительную или постоянную инвалидность I, II или III групп).
При заключении страхового договора необходим предварительный осмотр транспортного средства. Полис, как правило, выдается страхователю после того, как он уплатил страховую премию либо страховой взнос.
В страховом договоре указываются сведения об автомобиле, в том числе, марка, год выпуска, мощность и объем двигателя, стоимость транспортного средства и дополнительного оборудования, количество мест, застрахованных в автомобиле, условия хранения транспортного средства, наличие сигнализации и др., а также цель использования транспортного средства (для бытовых и домашних целей, бизнеса, участия в гонках, такси, и т. д.).
На основании полученных сведений страховщик оценивает риски, включаемые в договор страхования, размер франшизы и другие условия договора.
Утаивание или искажение информации страхователем способно привести к тому, что страховщик может потребовать признать страховой договор недействительным.
Размер страховой премии рассчитывается по ставкам, установленным в зависимости от вида транспортного средства и варианта страхования. При страховании дополнительного оборудования и багажа размер страховой премии увеличивается, но также зависит от страховой суммы и варианта страхования.
Для привлечения страхователя страховщики предлагают различные льготы, например рассрочку платежей и скидки по страховой премии.
При наступлении страхового случая размер ущерба и сумма страхового возмещения определяются на основании страхового акта и приложенных к нему документов органов ГИБДД, пожарного надзора, следственных, судебных органов, медицинских учреждений, подтверждающих факт и обстоятельства страхового случая (аварии, хищения, угона, пожара, неправомерных действий третьих лиц и т. д.), а при частичном повреждении средства транспорта помимо этого - на основании акта оценки и сметы на ремонт или восстановление. Страховое возмещение выплачивается в размере нанесенного ущерба с учетом износа и стоимости неповрежденной части имущества, но не выше соответствующей страховой суммы, обусловленной страховым договором.
|
|
При наступлении страхового случая на страхователя возлагаются обязанности к принятию всех возможных мер к спасению автомобиля, пассажиров и багажа, предотвращению их дальнейшего повреждения и устранению причин, способствующих возникновению дополнительного ущерба. Кроме того, в случае аварии, пожара, взрыва, похищения автомобиля или его отдельных частей, деталей и принадлежностей, а также предметов багажа страхователь обязан незамедлительно заявить об этом в компетентные органы; в установленный договором срок письменно заявить о любом страховом случае, произошедшем с транспортным средством, в страховую организацию, заключившую договор; предъявить в страховую организацию поврежденный автомобиль (или другое транспортное средство) до его ремонта или остатки от него, а также поврежденные части, детали и принадлежности автомобиля и предметы багажа или остатки от них.
Страховщик обязан в день получения заявления осмотреть поврежденный автомобиль, составить по установленной форме страховой акт и в течение установленного договором срока произвести выплату страхового возмещения.
Страховое возмещение за угнанную автомашину выплачивается обычно не ранее чем через два месяца после угона, т.е. по окончании срока предварительного расследования органами МВД.
По договору страхования возмещается только ущерб, нанесенный непосредственно в результате страхового случая. Поэтому в калькуляцию (смету) на восстановительный ремонт не включаются: стоимость техобслуживания и гарантийного ремонта; стоимость работ в связи с заменой деталей вследствие их изношенности, брака и т.п.; стоимость замены (вместо ремонта) узлов автомобиля из-за отсутствия отдельных деталей для ремонта этих узлов на ремонтных предприятиях. Однако подлежат оплате и включаются в страховое возмещение затраты на транспортировку поврежденного автомобиля до ремонтной мастерской или его стоянки, фотографирование, составление калькуляции на ремонт и потерю товарного вида, если эти расходы произведены страхователем.
|
|
Страховое обеспечение выплачивается страхователю или выгодоприобретателям (либо наследникам).
Страхование железнодорожного подвижного состава обеспечивает имущественные интересы страхователя, связанные с владением, распоряжением и пользованием железнодорожным подвижным составом на случай повреждения, уничтожения или утраты подвижного состава, в том числе от противоправных действий третьих лип. Страхованию подлежат:
-тяговый подвижной состав (локомотивы всех видов, дизельпоезда, авто- и мотодрезины, мотовозы и др.);
-вагоны (пассажирские, багажные, почтовые, почтово-багажные, рестораны, служебные, специальные вагоны, крытые, полувагоны, платформы, цистерны, цементовозы и все иные виды вагонов).
Договор страхования железнодорожного подвижного состава заключается сроком на один год и менее с юридическими лицами (собственниками или арендаторами железнодорожного подвижного состава). Его действие распространяется, как правило, на территорию России, но обязательства могут быть распространены на территории стран - членов СНГ и дальнего зарубежья и уплатой страховой премии по повышенному тарифу.
Страхование рисков повреждения и уничтожения железнодорожного подвижного состава в основном производится одновременно, но в отдельных случаях по согласованию со страховщиком может предоставляться раздельно по каждому риску.
Минимальная страховая сумма по рискам повреждения, уничтожения и утраты при страховании единицы подвижного состава не может быть, согласно Правилам страхования, ниже 40 процентов стоимости единицы нового подвижного состава. Максимальная страховая сумма по риску повреждения при страховании единицы подвижного состава не может быть выше страховой действительной стоимости застрахованной единицы подвижного состава и устанавливается по каждой единице подвижного состава по согласованию сторон. Под действительной стоимостью подразумевается стоимость единицы подвижного состава с учетом износа на момент заключения договора страхования. Страховая стоимость может быть определена как балансовая, если она ниже или равна действительной стоимости единицы подвижного состава, определенной страховщиком в соответствии с существующими ценами на рынке.
Размер страхового тарифа по договорам страхования зависит от степени риска, которая обусловливается рядом факторов (срок службы, тип и количество единиц подвижного состава и т. п.) и определяется при заключении договора страхования.
Страховое возмещение выплачивается в соответствии с договором страхования:
-при повреждении железнодорожного подвижного состава - из расчета стоимости его восстановления, которая определяется в следующем порядке: к стоимости запасных частей, деталей и принадлежностей прибавляется стоимость восстановительных работ, а затем вычитается стоимость остатков, пригодных для дальнейшего использования на момент страхового случая;
-при утрате, уничтожении железнодорожного подвижного состава выплачивается полная страховая сумма с учетом предыдущих выплат и за вычетом стоимости остатков, пригодных для дальнейшего использования или утилизации.
Сумма убытка оплачивается пропорционально соотношению страховой суммы и стоимости подвижного состава.
Если единица застрахованного подвижного состава утрачена (похищена), страхователю выплачивается страховое возмещение, причем перед выплатой составляется договор, по которому страхователь отказывается от своих прав на застрахованный вагон либо обязуется в случае обнаружения застрахованного вагона возвратить страховое возмещение в установленный договором срок. Однако заявление о выплате и все необходимые документы (состав документов регламентирован правилами страхования) при наступлении страхового случая страхователь обязан представить страховщику не позднее установленного договором срока. В противном случае страховщик оставляет за собой право отказать в страховой выплате. Страховщик рассматривает все необходимые документы по страховому случаю в течение срока, установленного в договоре страхования (обычно 7-10 дней), составляет страховой акт либо представляет страхователю мотивированный отказ.
В выплате страхового возмещения может быть отказано в следующих случаях: если уничтожение или повреждение произошло в результате умышленных действий страхователя (либо лица, действовавшего по поручению или с ведома страхователя), установленных компетентными органами; если страхователь не предъявил страховщику или его представителю поврежденный подвижной состав до его ремонта, его остатки или фотографии аварийного подвижного состава с видимым железнодорожным номером; если ущерб полностью возмещен лицом, виновным в его причинении (если ущерб возмещен частично, в размере, меньшей, чем причитающееся страховое возмещение, выплата осуществляется с учетом сумм, полученных страхователем от виновного лица); если страхователь (или его представитель) нарушил правила перевозок грузов (например, загрузка непредусмотренным грузом и превышение норм загрузки подвижного состава); если ущерб нанесен в результате нарушений страхователем или его представителем Правил технической эксплуатации железных дорог; при утрате, уничтожении или повреждении подвижного состава страхователь не представил все необходимые документы
Морское страхование судов (условия страхования судов КАСКО), груза и иных имущественных интернов базируется наследующих принципах:
-наличие имущественного интереса;
-наивысшая степень доверия сторон (клиент обязан сообщить страховщику всю информацию о застрахованном объекте, позволяющую установить конкурентоспособные условия страхования);
-наличие причинно-следственной связи убытка и события, вызвавшего его (только после установления причины убытка и факта наступления страхового случая можно получить
страховое возмещение);
-выплата возмещения в размерах реального убытка (возмещение выплачивается в заранее оговоренной сумме, не превышающей фактического убытка);
-суброгация - переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требования, которое страхователь имеет к лицу, виновному в убытках, т.е., выплатив страховое возмещение, страховщик получает все права клиента и принимает меры к возмещению убытка с третьих лиц (если таковые имеются), виновных в причинении убытков.
Страхование КАСКО судов - вид морского страхования, обеспечивающий страховую защиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к эксплуатации судов, в случае нанесения ущерба, гибели принадлежащих им или иным образом юридически связанных с ними судов либо нанесения иного ущерба их имущественным интересам в связи с эксплуатацией судов.
На страхование принимаются: корпус судна с его машинами, оборудованием и такелажем (оснасткой), фрахт (плата за морскую перевозку груза), расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна, а также, а также суда в постройке.
Объем страховой ответственности распространяется на три группы убытков судовладельца, которые связаны: 1) с физической гибелью, повреждением и поломками корпуса, машин или оборудованием судна, 2) с возникновением ответственности соответственно размера убытков.
К первой группе относят следующее:
-опасности, связанные с морским, речным, озерным и другим судоходством (штормы, затопление и переворачивание судна, столкновение или касание других судов, подводных, плавучих или неподвижных объектов я т.д.);
-пожар, взрыв;
-кража со стороны лиц, не относящихся к категории «страхователь»;
-выбрасывание имущества за борт;
-пиратство;
-поломку или аварию на ядерном реакторе или установке;
- столкновение с самолетом, аналогичными летательными аппаратами или предметами, выпавшими из них, а также столкновение с наземным транспортным средством, доком или портовым оборудованием или установкой;
-землетрясение, извержение вулкана или удар молнии.
Вышеперечисленные опасности составляют стандартный перечень, включаемый в договор страхования. Кроме того, возмещаются убытки, если не будет доказано «отсутствие должной заботливости» со стороны страхователя, судовладельца или оператора судна, в следующих случаях (вторая группа):
-происшествие при погрузке, выгрузке или перемещении груза или бункера (топлива);
-взрыв котлов, поломка валов или скрытый дефект в машинном оборудовании или корпусе судна;
-небрежность со стороны капитана, офицеров, команды или лоцманов;
-небрежность со стороны ремонтных служб или фрахтователей, если они не являются страхователями по данному полису;
-баратрия (преднамеренное правонарушение в отношении судна) со стороны капитана, офицеров или членов команды,
-опасность загрязнения, которая обусловливает возмещение ущерба судну, нанесенного в результате действий официальных властей с целью предотвращения или уменьшения опасности загрязнения окружающей среды (или прибрежных вод) и при существовании угрозы загрязнения
Английский и континентальный (в том числе российский) подходы к страхованию каско судов различаются тем, что на континенте судовладельцу достаточно продемонстрировать факт убытка, тогда как в английской практике он должен разъяснить, вследствие воздействия какого застрахованного (т.е. включенного в договор страхования) риска возник убыток. Следовательно, классификация включаемых в договор страхования рисков более совершенна в английской практике.
Английские (стандартные условия) различают две группы рисков (по вкладу судовладельца в возникновение убытка):
-риски, не связанные с человеческим фактором, т.е. не зависящие от воли судовладельца: различные навигационные опасности, в том числе затопление судна в шторм, посадка на мель; взрыв, пожар; пиратство или бандитские нападения на судно; преднамеренный выброс имущества за борт; землетрясение, извержение вулкана, удар молнии; происшествие при погрузочно-разгрузочных работах или бункеровке; уничтожение судна, являвшегося потенциальным источником загрязнения окружающей среды, по приказу властей;
-риски, связанные с человеческим фактором, которые мог бы предотвратить судовладелец: взрыв котлов, поломка валов, скрытые дефекты оборудования или корпуса; небрежность офицеров или команды, ремонтников или фрахтователей; мошенничество со стороны офицеров или команды; столкновения с летательными аппаратами, наземным транспортом, доками или портовым оборудованием.
Если судовладелец докажет, что убыток возник вследствие одной из причин первой группы, то дальнейшего расследования практически не требуется. Если же страховой случай отнесен ко второй группе, то убытки судовладельца будут возмещены, только если будет доказано, что не имел место «недостаток должной заботливости», т.е. недосмотр или небрежность со стороны судовладельца, менеджера, суперинтендантов или руководящих сотрудников берегового аппарата судовладельческой компании.
Капитан, офицеры, члены команды или лоцманы не относятся к этой категории (хотя на российском рынке в договорах есть формулировки, согласно которым понятие «судовладелец» распространяется и на капитана судна). Последствия их недосмотра или небрежности покрываются страхованием. Каждый подобный ущерб изучается страховщиками на предмет наличия или отсутствия вины судовладельца и иных лиц.
Ставка страховой премии при страховании каско судов чаще всего выражается в процентах от страховой суммы по договору, но зависит не столько от страховой суммы, сколько от размеров и возраста судна. Размер ставки страховой премии обычно обратно пропорционален размеру франшизы, уровни которой в разных странах различны и зависят от стоимости и типа судна (на российском рынке франшизы низкие - около 5 тыс. долл. США по каждому страховому случаю, на английском - ее средний размер достигает 50 тыс. долл. США).
В страховании судов встречается специфическое страховое явление, именуемое общая авария,т.е. убытки, понесенные судовладельцем из-за чрезвычайных расходов в целях сохранения имущества, участвующего в страховании (судно, груз, фрахт). Общей аварией будет, например, считаться стоимость судового оборудования, выброшенного за борт в целях облегчения судно, севшего на мель.
Расчет общей аварии и распределение убытков по общей аварии между судном, грузом и фрахтом в международном морском страховании называется диспаш(dispashe), а специалист, производящий эти и связанные с ними расчеты – диспашер.