Интермодальные и мультимодальные технологии пе ре в оз ок

Интермодальн ая перевозк а – это система доставки груза несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с его перегрузкой в пунк тах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовла-дельца. Пр и интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор на перевозку груза по всему маршруту следования с одним посредником (операто-ром). Чаще всего оператором выступает экспедиторская компания, которая вы-ступает от имени грузовладельца и осуществляет все тр анс пор тн ые операции на пу ти следования груза.

Мультимодальная перевозка осуществляется оператором за пределы страны.

Договор перевозки груза заключается между грузовладельцем и первым перевозчиком (оператором). Договор считается заключенным в момент переда-чи груза к перевозке, факт сдачи-приемки груза удостоверяется в документах подписями отправителя и предс тавителя транспортной организации, а так ж е календарным штемпелем последней. Срок перевозки грузов рассчитывается как сумма сроков его доставки каждым перевозчиком в с о о тв етс тв и и с правилами, действующими на каждом виде транспорта. Каж дый перевозчик несет ответст-венность перед первым перевозчиком за груз с момента принятия его у гру-зоотправителя или у предыдущего перевозчика до момента передачи его сле-дующему перевозчику или выдачи получателю.

Пр изнаками интермодальной и мультимодальной перевозок являютс я:

- присутс твие оператора, осуществляющего перевозку от начального до конечного пунк та пути следования;

- единый сквозной тариф за перевозку;


- единый транспортный документ;

- единая о тв е тс тв е н но с ть за груз и исполнение договора перевозки. Интермодальная перевозка предполагает следующие принципиальные

положения.

1. Единообразн ый коммерческо-правовой режим, который преду смат-
ривает упрощение и совершенствование законодательной базы и докумен-
тал ьно г о оформления транспортировки грузов. В частности, этот принцип ин-
термодальных перевозок подразумевает:

- совершенствование правил перевозок грузов (в частности, в контейнерах) на всех видах тр а нс по р та с целью повышения уровня их согласованности и синхроннос ти работы в с оо тв е тс тв ии с выбранным и критериями эффек-тивности функцио нирования транспортной системы в целом;

- упрощение таможенных процедур;

- разработку и внедрение унифицированных перевозочных документов для внутригосударственного тр а нс по р та;

- использование стандартных коммерческих и перевозочных документов международного образца для работы на внешнем тр анс по р тно м рынке.

2. Системный подход к решению финансово-экономических аспектов ор-
ганиз ац ии пер ев оз ки предус матривае т следующие н аправ ле ни я:

- установление унифицированных тарифных прав ил перевозок грузов не-сколькими видами тр анс по р та, в том числе, перевозок грузов в междуна-родном сообщении и тр а нз и т ных пер евозок;

- разработку метода обоснованного распределения сквозных тр а нс по р тн ых тар ифов в СКВ между всеми элементами транспортной системы;

- разработку механизма финанс овой о тв е тс тв е нно с т и за нарушение качест-ва услуг для каждого субъекта, осуществляющего перевозку.

3. Использование различных информационных систем, при помощи ко-то р ых осуществляется более о пера тивное и качественное выпол нение заказа, т. е. планирование, управление и контроль за всеми этапами транспортировки. Современные информационные системы также позволяют отслеживать гео-графическое положение груза и его состояние.

4. Интеграция всех элементов транспортной системы в организационно-технологическом аспекте, а так ж е единая форма функ ционирования и коорди-нации этих элементов. Так как элементами транспортной цепи выступают представители разнообразных видов тр а нс по р та, для их качественной работы необходима их кооперация.

Для то г о чтобы организовать бесперебойную и быструю работу системы, осуществляющей мультимодальные перевозки, нужна хорошо развитая тр анс -портная инфраструктура, главным элементом которой является система терми-налов. В настоящее время количество терминалов, как государственных, так и частных, увеличивается. Напр имер, в Западной Европе существует Европейская система терминалов, включающая в себя интерконтейнерную сеть и объеди-няющая различные виды тр а нс по р та нес кольких стран.


Современные терм иналы выполняют ряд операций, с о путс тв у ющ их не-посредственно транспортировке. Различают пять ти по в функций, опреде-ляющих специализацию терминалов:

- услуги по перегрузке;

- обслуживание грузовых мест (аренда, лизинг, складирование, ремонт);

- обслуживание а в то тр а нс по р т ных средств (аренда, л изинг, стоянка, ре-монт, техобслуживание, мойка);

- обслуживание сети перевозки (начально-конечные операции, таможенное обслуживание, система контроля за движением);

- услуги, связанные с грузом (погрузка, выгрузка, предоставление складов). Но в ая концепция терминальных систем заключается в переходе от мно-

жества изолированных мультимодальных терминалов к единому грузовому распределительному центру, где тер м и нал будет главным элементом. Интегра-ция тр анс пор тн ых систем и сфер производства и потребления нашла отражение в создании центра, который будет взаимосвязывать деятельность товаропро-изводителей и потребителей.

Такой распределительный центр оказывает услуги по сортировке видов груза, его отборе, сборке и укрупнению пар тий груза, а так ж е их разделению, упаковке, складированию, хранению, обработке, пакетированию, контейне-ризации, поставке и транспортировке. Торговый распределительный центр имее т несколько основных характеристик:

- мощность, т. е. объем перерабатываемого груза в определенный проме-жуток времени;

- конкретное территориальное месторасположение, которое определяет зо-ну экономических интересов;

- отношение к транспортной системе, по которой проходит реализуемая продукция.

Региональные центры обеспечивают движение тов ар ных и транспортных потоков, грузообработку, начиная единично й (штучной) продукцией и заканчи-вая крупнотоннажным контейнером.

Сейчас услугами так их распределительных центров пол ьзуются сотни то -варопроизводителей, номенклатура товаров которых измеряется тысячами на-именований. Качес твенное выполнение услуг обеспечивается за счет высокого уровня ав том а тиз а ци и выполнения операций, отвечающей последним достиже-ниям науки, техники и технологии. Для увеличения скорости выполнения зая-вок в информационных базах содержатся все необходимые данные о фирмах-клиентах, заказах, товарах, сроках, тр а нс по р т ных средствах.

В 1979 г. в рамках ЕЭК ООН была создана Рабочая группа экспертов, деятельность которых связана с решением экономических, технических, адми-нистративных и правовых вопросов, возникающ их в процессе осуществления мультимодальных перевозок. В настоящее время существует несколько направ-лений такой деятельнос ти:


-изучение национальной транспортной политики в области смешанных

перевозок; -разработка международных правовых документов; -исследование те нде нц ий спроса грузоотправителей на смешанные пере-

возки; -решение вопросов по изменению габарита и весовой массы грузовых

единиц и о последствиях организации смешанных перевозок; -создание единой европейской сети важнейших линий международных смешанных перевозок с соответствующей инфраструктурой. На сегодняшний момент в Западной Европе существует два мультимо-дальных тр а нс по р тн ых коридора: западная магис траль, включающая пу ти со-общения Франции, Испании и Пор ту г ал ии, и восточная, в которую входят пути сообщения Германии, Австрии, Швейцарии. Восточная магистраль обеспечива-ет более 80 % перевозок грузов в Европе.

Контрольные вопросы:

1. По ч е м у необходимо ис пользование нескольких видов тр а нс по р та при пе-ревозке одной партии груза?

2. Дайте определение прямому смешанному сообщению.

3. В чем особенности различных видов смешанных сообщений?

4. Как определяется срок доставки грузов при прямом смешанном сообще-нии?

5. В чем заключаются преимущества перевозки грузов в контейнерах?

6. Пер ечис л и те основные классификации и виды контейнеров.

7. Дайте определение интермодальной перевозки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: